Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа
Политология – это учение, наука о политике, то есть такой сфере жизнедеятельности людей, которая связана с властью и управлением обществом, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами и нормами ,обеспечивающими функционирование общества.
2. Политология как наука. Её цели и задачи .
Функции политологии в обществе.
3. Становление социологии в России.
Суждение о том, что можно жить в обществе и быть свободным от политики, глубоко ошибочно. Участником политических процессов с неизбежностью становится каждый гражданин. Конечно, политические знания особенно важны для тех, кто профессионально включён во властные структуры. Но и рядовому гражданину в демократическом обществе они необходимы, чтобы квалифицированно и компетентно участвовать в политике, и прежде всего в ключевой её проблеме - формировании политической власти. Нельзя не согласиться с утверждением: "Мы все избиратели, но когда мы подходим к избирательным урнам, то мы уже политики".Конечно, можно не участвовать в выборах, но ведь это тоже проявление участия в политике в форме недоверия или несогласия с существующей политической системой.
Таким образом, в настоящее время в демократических странах политология становится всё более востребованной, поскольку появляется реальная потребность в выводах и прогнозах, которые она даёт, в компетентном политическом руководстве государством, в необходимости точного прогнозирования политических процессов, в получении реальных политических знаний каждым гражданином для квалифицированного и компетентного участия в политических процессах.
2. Становление социологии в России.
Как и в мировой социологии в России действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае видно постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Вторая половина XIX века - время стремительного перехода России на рельсы индустриальной цивилизации, что обострило старые социальные проблемы и выявило массу новых. Средств традиционной социальной философии для их решения явно оказалось недостаточно. Необходимо было более точное социальное знание, что и выразилось в становлении и развитии социологии. Социологические проблемы начинают активно обсуждаться к концу 60-х годов XIX века, что можно считать исходным хронологическим рубежом начала социологии в России. Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития социологии.
Первый этап - 1860-1890-е годы XIX века.
Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины.
Хотя идеи О.Конта упоминались уже в 40-50-е годы, особенного резонанса они не имели. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят две работы П.Л.Лаврова (1823-1900 гг.): “Механическая теория мира” и “Очерки теории личности”, написанные в духе позитивизма. В 1865 году почти одновременно публикуются статьи В.В. Лисевича (1837-1905 гг.), Д.И.Писарева (1840-1868 гг.), П.Л.Лаврова о О.Конте и его теории в трех журналах - “Русское слово”, “Отечественные записки”, “Современник”. В 1667 году выходит сборник работ западных социологов “О.Конт и положительная философия”. Рецензия на эту книгу П.Л.Лаврова во много задала тон всей последующей позитивистской литературе. На рубеже 60-70 гг. выходят в свет собственно социологические работы П.Л.Лаврова и Н.М.Михайловского (1842-1904 гг.), написанные в русле позитивизма. С этого времени, по словам Н.И.Кареева (1850-1931 гг.), началась в России по-настоящему социологическая литература.
Складывается ряд школ и направлений социологических исследований: натуралистическая социология в различных формах - культурно-исторических типов теория Н.Я.Данилевского (1822-1885 гг.), географический детерминизм Л.И.Мечникова (1838-1888 гг.) и др.; этико-субъективная школа Н.М.Михайловского, П.Л.Лаврова, социологическая концепция народничества (М.А.Бакунин (1814-1876 гг.), П.А.Кропоткин (1842 -1921 гг.) и др.
М.А.Бакунин ( 1814-1876гг.)
Народничество является одной из теорий социальных революций. Это – идеология разночинной интеллигенции России XIX века. Эта система идей освободительного движения отличалась подчеркнутой анти буржуазной направленностью, демократизмом, упованием на народ как решающую силу социальных преобразований. Крестьянская революция виделась им способом уничтожения несправедливого социально-экономического и политического строя. Будущее общество мыслилось как вольный союз общин.
Основные идеи Бакунина изложены в работах “Кнуто- Германская империя и социальная революция” (1871 г.), “Государственность и анархия” (1873 г.). Историю М. Бакунин представлял как эволюционный процесс, движение человечества из царства животных в царство свободы. Разумная трудовая деятельность людей переводит их из сферы биологического в сферу социального. Человек, по Бакунину, - часть природы и поэтому должен повиноваться ее законам. Но социальную действительность творят сами люди. Здесь свобода и воля людей нечем не ограничены. Цель прогресса и его мерило – постоянное приращение свободы личности. Все, что служит увеличению индивидуальной свободы, оправдано и прогрессивно.
По его мнению, государство создавалось меньшинством для господства над большинством. Возникновение его быль связано с насилием, завоевательными походами, войнами. Войны и государства неразделимы. Пока будут существовать государства, миру на земле не бывать; будут только передышки, перемирия между войнами. Государство есть кладбище социальных интересов, гражданского общества. Это алтарь, на котором реальная свобода и благоденствие народов приносятся в жертву политическому величию самого государства.
Бакунин отметил уникальное свойство власти развращать всех независимо от классовой принадлежности. Он предсказывал, что если когда-либо будут установлены правительство и парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, бывшие убежденными социальными демократами, вскоре станут поклонниками принципа власти, угнетателями и эксплуататорами. Ибо весь пролетариат не сможет встать во главе управления. Если будут управляемые, то будут и рабы. Вот почему нужна организация не “сверху вниз”, а “снизу вверх”.
Сравнивая способности к бунту различных этнических общностей, Бакунин считал, что все дело – в психологических свойствах тех или иных рас, наций и народностей. Русскому народу он приписывал “наивное чувство братства”, а также ненависть к дворянам и любовь к огню. Русского мужика легко убедить “запустить петуха” господам со всеми их богатствами. Из России пожар перекинется на весь мир. Так будет разрушена современная цивилизация и установится безвластие.
Свои национальные проекты переустройства общества Бакунин фактически никак не увязывал с экономическими факторами, хотя нередко оперировал терминологией экономических учений того времени. Что касается общества, то в социологии Бакунина оно рассматривалось как “социальное тело”, статичный организм. В предмет социологии как дисциплины Бакунин включал все науки о человечестве в мире.
П.Л.Лавров ( 1823-1900гг.) и Н.К. Михайловский (1842-1904гг.) –
это личности многосторонне одаренные и проявившие себя в различных сферах деятельности. Первый – один из основоположников народнической доктрины 60-х годов, философ, социолог. Второй – один из основоположников общественно-политической и научной публицистики, философ, социолог. Оба – духовные лидеры революционной молодежи 70-х годов XIX века. Их работы “Исторические письма”(1868-1869 гг.) П.Лаврова и “Что такое прогресс?” Н.Михайловского сыграли роль манифестов, побудителей к активному действию для многих сотен людей, “пошедших в народ” под их влиянием.
Центральной проблемой выступает у них соотношение истории и социологии. Ведь социология, опираясь на естествознание, отыскивает свои законы в истории, Только осмыслив историю, можно понять общество. Справедливо и обратное утверждение: познавая общество, мы осмысливаем историю, тем самым обозначается двойственная, противоречивая природа социологического познания.
С одной стороны, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрыть объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом.
С другой стороны, сам ее предмет - человек выделяет ее из собственно естествознания и сближает с историей в группу наук о человеке.
Таким образом, социология не может познавать только объективно, опираясь, во-первых, на единичные и неповторяющиеся факты истории, а во-вторых, изучая страждущего и наслаждающегося человека. В социальном познании, где субъект и объект взаимосвязаны, неразделимы друг с другом, где человек познает самого себя, нет знания безотносительно к личности. Поэтому необходимо конструирования единой науки о человеке, в которую бы вошли социология и история с общим им субъективным методом познания. Истина здесь должна оцениваться исходя из критериев необходимости, возможности и желательности, т.е. должна быть поставлена в неразрывную связь с понятиями справедливости и нравственного идеала.
Социология (как и история) не отделима от этики, следовательно, метод наук о человеке может быть определен как этико-субъективный метод (от названия метода происходит и название школы).
Выделение собственно социологических работ у Лаврова достаточно условно – целостность его подхода во многом опирается на его более ранние философские работы, обосновывающие антропологический принцип как исходный взгляд на природу, общество и личность. Кроме того, следует учитывать эволюцию П. Л. Лаврова в сторону марксизма и экономизма, а Н.К. Михайловского – в сторону социальной психологии.
Несмотря на такое многообразие акцентов, широту охвата социологической проблематики в рамках школы сохранялся общий контекст их обсуждения и ряд сквозных тем. Общей основой решения социологических проблем явился общенароднический тезис о возможности особого пути развития, минуя некоторые его стадии, прежде всего капитализм, опираясь на такой институт традиционного общества, как община, и активно революционную деятельность интеллигенции и ее лидеров. Круг идей, вписывающихся, в принципе, в утопический социализм, позволил сформулировать одну из главных тем чуть ли не всей российской социологии – анализ структур традиционного общества и возможности перехода от них к другим стадиям цивилизованного развития. Известно, какое влияние оказало на К. Маркса и Ф. Энгельса в обращении к аналогичной проблематике их знакомство с работами русских народников. Здесь же можно видеть и истоки экспериментов большевиков по построению социализма в одной отдельно взятой стране со слабым уровнем развития капитализма.
Социология как наука оказывается подчинена необходимости реализации идеала, который Лавров и Михайловский трактовали прежде всего как идеал социалистический. Наука сомкнулась у них с политической идеологией. В этом слабость субъективной социологии. Ее слабость и в абстрактности подхода к личности. Но здесь же и источник ряда сильных идей, нашедших в последующем много защитников. В частности, если сказанное обречь в современную терминологию, то можно увидеть в построениях того же Лаврова обоснованные роли политической и интеллектуальной элит в жизни цивилизованного общества, кроме того, обоснование нравственного долга интеллигенции перед народом. Рассмотрение развития человеческой индивидуальности как цели истории выводило субъективных социологов на анализ потребностей как основу общественных дифференциаций и как основу структурирования личности.
В фундаменте теории прогресса Лаврова и Михайловского лежали два тезиса:
признание многофакторности общественного развития;
провозглашение развития человеческой индивидуальности целью и критерием общественных изменений.
Проблему прогресса П.Лавров определял как окончательный вопрос социологии, без решения которого не может быть цельной и единой концепции, и как основной вопрос истории, который выявляет и определяет ее смысл.
В историю русской социологии П.Лавров и Н.Михайловский вошли как основные представители этико-субъективной школы и авторы этико-субъективного метода в социологии.
Основные подходы собственно социологической теории ученого-географа и социолога Л.Мечникова(1838-1888гг.) были изложены в крупнейшей его работе “Цивилизация и великие исторические реки” (1889 г.). Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, он стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфичные законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.
Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, Л.Мечников подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим.
В качестве количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса он фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерной для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конструироваться как добровольно, так и по принуждению, он полагал, что именно степень практически все работы ведущих западных социологов. Примечательно, что русская социология, особенно благодаря деятельности М.М.Ковалевского, свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации.
Среда, по Л.Мечникову, это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась по его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является, так называемый, гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), он выделял в мировой истории три основные эпохи или цивилизации:
- речную,
- морскую и
- океанскую .
Информация о работе Политология - как наука, её цели и задачи