Политология – междисциплинарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Содержание работы

1. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
2. Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
3. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
4. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
5. Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
6. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
8. Политическая власть как общественное явление.
9. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
10. Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
11. Типология политических систем.
12. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
13. Марксизм о государстве.
14. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
15. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
16. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
17. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
18. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
19. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
20. Общественно-политические движения и организации.
21. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
22. Группы давления и общественно-политические движения.
23. Политические элиты. Современные теории элит.
24. Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
25. Политический лидер. Типология лидерства.
26. Политическая культура, ее сущность и содержание.
27. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
28. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
29. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
30. Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
31. Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
32. Современная западная политология. Основные школы и течения.
33. Политическая социология Мориса Дюверже.
34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
35. Сущность и структура политического процесса.
36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
37. Культура политических дискуссий.
38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
40. Типология политических режимов.
41. Политическое развитие: понятие и критерии.
42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
43. Характеристика трех критериев политического развития:
44. а) структурная дифференциация
45. б) способности системы
46. в) тенденция к равноправию
47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
49. Политика как наука и учебная дисциплина
50. Предмет, законы и категории политики.
51. Политика как общественное явление.
52. Содержание мира политики.
53. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
54. Немецкая школа политической науки.
55. Политическая школа Франции.
56. Методы и функции политологии.
57. Место политологии в системе гуманитарных знаний.
58. Типология форм политического устройства по Аристотелю.
59. Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
60. Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
61. Политическая власть: сущность и структура.
62. Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
63. Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
64. Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
65. Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
66. Гражданское общество – понятие, структура, функции.
67. Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
68. Правящая элита и ее роль в политике.
69. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
70. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
71. Политический режим – понятие, типы.
72. Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
73. Авторитарный политический режим.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

 

В связи с этим группы интересов  выполняют 4 социально значимые функции:

  • Артикуляционная функция
  • Информативная функция
  • Агрегирование
  • Формирование политических элит
    1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств   граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.
    2. Информативная функция – доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.
    3. Агрегирование – согласования различных потребностей и ожиданий граждан.
    4. Формирование политических элит – продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

 

В политический науке сложилась  достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:

 

1. С точки зрения происхождения  и степени организованности политологи Армон и Пауэл предложили деление групп интересов на:

  • Анемические
  • Институциональные.

Первый тип характризует объединения, возникающие стихийным образом  как спонтанная реакция на ту или  иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

В противоположность им институциональные  группы - это формальные объединения  с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач.

 

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

    • Ассоциативные группы
    • Неассоциативные группы

Первые представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

Источником возникновения неассоциативных  групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). Их деятельность малоструктурирована и не всегда эффективна.

 

3. По характеру деятельности  группы интересов могут быть  разделены на:

  • Одноцелевые
  • Многоцелевые.

Например, относящиеся к первому  типу лоббирующие структуры, стремящиеся  обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель.

Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом (например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

 

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для  воздействия на власть, доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это воздействие на органы государственной власти с целью реализации специфических интересов получило название Лоббизм (от «Лобби» - название вестибюля в английском парламенте, где депутаты обсуждают законы).

В практике лоббизма используются разнообразные  способы влияния:

  1. Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента
  2. Разработка законопроектов и привлечение своих экспертов
  3. Личные встречи, контакты, переговоры
  4. Использование методов связи с общественностью
  5. Организация давления с мест (письма от избирателей, предложения, и т.п.)
  6. Подготовка и распространение результатов социологических исследований
  7. Финансирование избирательных кампаний
  8. Прямой подкуп должностных Лий и т.д.

Лоббизм можно подразделять на легальный, не нарушающий законодательства, и нелегальный. В следствии чего, отношение к нему в разных странах не однозначное. Выделилось два подхода:

  1. Запретительный (например, в Индии и Франции) Лоббизм отождествляется с коррупцией и криминальной деятельностью, его надо искоренять.
  2. Ограничительный (например, Россия, США) Лоббизм надо ограничить жесткими правовыми рамками, предать ему  нормальную, разумную форму. (Этот подход наиболее продуктивен)

 

Правящая элита и ее роль в политике

 

Для современной политической науки характерно признание элитарности  существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках  меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества   высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ – начале ХХ века Г.Моска, В.Парето, Р.Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, она отличается особыми качествами

В настоящее время  существуют различные направления  элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты - является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты  непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Роль правящей элиты  в политике наглядно демонстрируют  ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.  К примеру, важнейшими функциями высшей группы правящей элиты являются: определение стратегических задач, выработка внутренней и внешней политики государства, создание механизма реализации своих планов, обеспечение должного контроля за выполнением поставленных перед обществом планов. Функции элиты, включающей в себя руководителей политических партий, определяются задачами этих партий, главная из которых - это борьба за власть. Специфическими функциями обладают элиты общественных организаций и политических движений.  Помимо этого каждая из элит выполняет внутренние функции, связанные с налаживанием жизнедеятельности того органа государственной власти, партии, движения или объединения, который она возглавляет. Специфическая роль элиты велика и в организации общественного труда. Она состоит в разработке стратегии развития страны, определении ее долгосрочных целей, выборе эффективных путей их осуществления, формирования международной и оборонной политики.

Материальное и социальное положение правящей элиты наиболее высокое, что соответствует максимальной ответственности и сложности выполняемого ими труда. Но главной чертой их положения является не высокий уровень потребления, а большой объем политической власти над сферами общественной жизни. Не всякий человек способен справится с выполнением подобных функций, и как показывает история, не каждый справляется.

 

Характер и  тенденции изменения элиты  советского/российского  общества

 

Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений.

Рассматривая характер и тенденции  развития политической элиты советского/российского  общества, нужно исходить из произошедшей  в 90-е гг. смены политического режима как такового. Именно он повлек за собой трансформацию всех этажей политической элиты в стране.

Элиту советского общества нач. 80-х  годов можно охарактеризовать по нескольким критериям:

  1. Внутри элитные отношения: Советская элита представляла собой идеологически объединенную и монолитную элиту, для которой были характерны иерархичность и жесткая субординация.
  2. Открытость к не элитным группам: Элита носила закрытый характер. Между ней и обществом существовала огромная система корпораций («бюрократический корпоративизм»), других каналов связи просто не существовало.
  3. Принцип формирования: Вхождение в политическую элиту осуществлялось путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей на основе таких формальных правил как например: партийность, идеологическая выдержанность, личная преданность, конформизм, умение не возражать начальству. Характерным было не только ограничение, но и самовоспроизводство элит.
  4. Отношение к власти и собственности: монополия советской элиты на власть, которая  в свою очередь рассматривалась как право на распоряжение собственностью. Как следствие основная масса доходов формируется за счет льгот и привилегий.

Перестройка и активная политика М.С. Горбачева, направленная на удаление из политической элиты наиболее консервативных элементов не выправили положение по налаживанию каналов связи элиты с обществом (правящая элита заботилась прежде всего о сохранении за собой высоких постов, становясь все более безынициативной). Как следствие возникло нарушение единства в рядах элиты, в результате которого партия была брошена на произвол судьбы. Это главным образом явилось причиной поражения советской элиты в политических событиях августа 1991 года, приведших в конечном итоге к распаду СССР и появлению новой российской элиты.

Если характеризовать российскую элиту 90-х гг. исходя из тех же критериев  по которым мы характеризовали советскую  элиту, то заметны коренные отличия:

  1. Внутри элитные отношения : для них характерна утрата обязательной объединяющей идеологии, образование конкурирующих внутри элитных групп, дезинтеграция элиты, отсутствие объединения консенсусного типа.
  2. Открытость к не элитным группам: заметен доступ в элиту из не элитных групп, а также обновление состава элиты. Большую роль в этом процессе играют политические партии, выдвигая из своих рядов наиболее способных в политическую элиту.
  3. Принцип формирования: В современных условиях предпринимается серьезная попытка изменения формирования элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнении. Кооптация, как механизм формирования элиты, дополняется выборами.
  4. Отношение элиты к власти и собственности:  Утрата российской элитой монополии на власть. Характерно разделение внутри самой элиты на политическую и экономическую. Заметен обмен власти на собственность, а также трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.

Современная российская политическая элита - это прежде всего выходцы  из старой партийно-государственной номенклатуры, закамуфлированные под демократов. Они цепко держаться за власть, при этом не гнушаясь никакими средствами, вплоть до использования вооруженных сил в борьбе с противником. Созданная при их непосредственном участии конституция страны несет в себе черты авторитаризма, что , в частности, проявляется в предоставлении огромных прав президенту и в отсутствии реальных возможностей ее отстранения от занимаемой должности. Потребуется полное обновление российской политической элиты, для того чтобы утвердить в обществе подлинно новые, отвечающие демократическим нормам и интересам народа, порядки.

Информация о работе Политология – междисциплинарная наука