Политология – междисциплинарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Содержание работы

1. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
2. Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
3. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
4. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
5. Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
6. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
8. Политическая власть как общественное явление.
9. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
10. Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
11. Типология политических систем.
12. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
13. Марксизм о государстве.
14. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
15. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
16. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
17. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
18. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
19. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
20. Общественно-политические движения и организации.
21. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
22. Группы давления и общественно-политические движения.
23. Политические элиты. Современные теории элит.
24. Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
25. Политический лидер. Типология лидерства.
26. Политическая культура, ее сущность и содержание.
27. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
28. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
29. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
30. Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
31. Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
32. Современная западная политология. Основные школы и течения.
33. Политическая социология Мориса Дюверже.
34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
35. Сущность и структура политического процесса.
36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
37. Культура политических дискуссий.
38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
40. Типология политических режимов.
41. Политическое развитие: понятие и критерии.
42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
43. Характеристика трех критериев политического развития:
44. а) структурная дифференциация
45. б) способности системы
46. в) тенденция к равноправию
47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
49. Политика как наука и учебная дисциплина
50. Предмет, законы и категории политики.
51. Политика как общественное явление.
52. Содержание мира политики.
53. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
54. Немецкая школа политической науки.
55. Политическая школа Франции.
56. Методы и функции политологии.
57. Место политологии в системе гуманитарных знаний.
58. Типология форм политического устройства по Аристотелю.
59. Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
60. Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
61. Политическая власть: сущность и структура.
62. Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
63. Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
64. Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
65. Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
66. Гражданское общество – понятие, структура, функции.
67. Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
68. Правящая элита и ее роль в политике.
69. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
70. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
71. Политический режим – понятие, типы.
72. Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
73. Авторитарный политический режим.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных  факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и т.п.

Таким образом в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их  выстраивает исследования и обеспечивает объективные знания о политических системах.

Типология форм общественного устройства по Аристотелю.

  Многообразие форм политического  устройства объясняется тем, что  государство есть сложное целое,  множество, состоящее из разных, неподобных частей. У каждой части  свои представления о счастье  и средствах его достижения; каждая  часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы  поддаются только деспотической или царской власти, “а для иных нужна свободная политическая жизнь”. Эта проблема сменяемости форм общественного устройства является традиционной в философии. Особое место в ее изучении занимают труды Аристотеля.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства. С этой целью он разделил политические устройства по двум критериям:

 


 

 

Правильные формы  правления:

 

  1. Монархия — древнейшая, “первая и самая божественная”, форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.
  2. Аристократия – форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, людей, правящих в интересах общества.
  3. Полития (республика) — власть большинства . Но у большинства единственное общее им всем добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны».

Обладает ли большинство преимуществом  перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже отдельного члена  аристократического  меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства, при условии, что оно достаточно развито.

 

 

Неправильные формы:

 

Тирания – деспотическая форма правления, при которой власть, осуществляется по собственному произволу единоличного правителя.

Аристотель резко отрицательно относится к тирании, считая ее противоестественной и не согласной с природой человека.

Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых – это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.

Демократия - это «самая сносная из всех худших форм политического устройства» - считает Аристотель. Говоря о ней, он подчеркивает, что это власть большинства не только свободных, но и бедных, т.е. количественный принцип у него доминирует над имущественным.

 

 Политические симпатии самого  Аристотеля – на стороне политии, смешенной формы государства, возникающей при сочетании лучших черт олигархии (управление людей богатых, стремящихся к стабильности) и демократии (имеющую систему мер, направленных против узурпации власти, способной в большей мере осуществлять в политической жизни интересы средних классов).

 

Концепция «общественного договора» и «естественного права»

(Т. Гоббс,  Локк, Ж.-Ж. Руссо).

    

Чтобы понять содержание теорий общественного договора и  их  места  в развитии взглядов  на  происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные  вопросы. Среди их множества    следует  выделить следующие:

1. Мнению Платона:  общество и государство существенно  не различались между собой. Государство было формой совместного поселения  людей, обеспечивавшей защиту  совместных  интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,

2. У Аристотеля  впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему  отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими.

3. В средневековой  Европе прочно утвердилось мнение  о том, что государство есть  результат  творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,

4. В 17 - 18 вв.  появляются теории, позже объединенные  понятием  теорий «общественного  договора». Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными  и сохраняют свое значение поныне.

 

Томас Гоббс и его теория общественного  договора:

Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном  трактате "Левифиан, или  материя ,форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой  и рационалистической (т.е.  основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению  Гоббса, появлению  государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной  свободы людей, равных в своих  правах и способностях. Люди равны  между собой и в желании  господствовать, обладать одними и теми  же  правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя  блага и  порядка всех. Люди должны  взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между  собой  об  этом ограничении .Это  взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою  естественную  свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной  группе  или  отдельному  человеку. Так  возникает государство, власть которого суверенна, т.е.  независима ни  от  каких  внешних  или внутренних сил. Власть  государства  ,по  убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые  меры  принуждения  к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная  власть  по отношению к обществу.

 

Джон  Локк об общественном договоре и естественном праве:

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в.Дж.Локк (1632-1704). В работе  "Два  трактата  о  государственном  правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от  Гоббса  с  его тезисом о "войне всех против всех", Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их  равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции  отдать  правительству, которое  призвано   обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми ,так возникает государство. Основная цель  государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть  своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем  больше  прав  у человека, тем  шире  круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный  договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно  нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто  относят к   числу основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

 

Теория  общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)  был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно  отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо  трактует  состояние  первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к  самосохранению удерживает  его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и  бедность, затем  -  могущество и  беззащитность, наконец  -  господство  и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть  над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой  знаменитый тезис о том ,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно  не  государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды  отличаются  радикализмом  и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне  группы  революционеров  времен Французской революции  -  якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

 

Учение Ш. Монтескье о разделении властей.

 

       Теория разделения  властей зародилась во Франции  в середине 18 века и была связана,  прежде всего, с борьбой крепнувшей  буржуазии против феодального  абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества  и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов ( Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения ). В своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748г. ) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прийдя к выводу , что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей  возникла не на пустом месте, она явилась  логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала  частью  начинавшей  формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей  имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие."

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже  в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.

Информация о работе Политология – междисциплинарная наука