Политология – междисциплинарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Содержание работы

1. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
2. Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
3. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
4. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
5. Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
6. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
8. Политическая власть как общественное явление.
9. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
10. Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
11. Типология политических систем.
12. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
13. Марксизм о государстве.
14. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
15. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
16. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
17. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
18. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
19. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
20. Общественно-политические движения и организации.
21. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
22. Группы давления и общественно-политические движения.
23. Политические элиты. Современные теории элит.
24. Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
25. Политический лидер. Типология лидерства.
26. Политическая культура, ее сущность и содержание.
27. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
28. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
29. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
30. Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
31. Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
32. Современная западная политология. Основные школы и течения.
33. Политическая социология Мориса Дюверже.
34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
35. Сущность и структура политического процесса.
36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
37. Культура политических дискуссий.
38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
40. Типология политических режимов.
41. Политическое развитие: понятие и критерии.
42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
43. Характеристика трех критериев политического развития:
44. а) структурная дифференциация
45. б) способности системы
46. в) тенденция к равноправию
47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
49. Политика как наука и учебная дисциплина
50. Предмет, законы и категории политики.
51. Политика как общественное явление.
52. Содержание мира политики.
53. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
54. Немецкая школа политической науки.
55. Политическая школа Франции.
56. Методы и функции политологии.
57. Место политологии в системе гуманитарных знаний.
58. Типология форм политического устройства по Аристотелю.
59. Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
60. Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
61. Политическая власть: сущность и структура.
62. Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
63. Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
64. Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
65. Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
66. Гражданское общество – понятие, структура, функции.
67. Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
68. Правящая элита и ее роль в политике.
69. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
70. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
71. Политический режим – понятие, типы.
72. Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
73. Авторитарный политический режим.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Вторая группа ее составляют проблемы демократии. Исследуя эти проблемы,  М. Дюверже обращается прежде всего к осмыслению опыта  демократического развития западных стран. Последние, по его  мнению, живут в условиях плутодемократии, т. е. в условиях  такого политического правления, когда властью обладают одновременно и народ и богатство. Плутодемократия   выступает в двух формах: либеральной демократии и   технодемократии. Но в каких бы формах она ни осуществлялась, это еще не подлинная демократия. Подлинная демократия, подчеркивает М. Дюверже, это нечто другое. Она определяется через «свободу для народа и для каждой части народа»

Третья группа - проблемы политических партий, Обращаясь к этим проблемам, М. Дюверже ставит два главных вопроса:

  • Насколько политические партии демократичны? т. е. насколько они реально выражают и воплощают интересы  широких масс;
  • Какой режим является более демократическим: партийный или беспартийный?

Отвечая на первый вопрос, М. Дюверже  подчеркивает, что организация современных  политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Их внутренняя структура в существенных чертах автократична и олигархична. Что касается второго вопроса, то при всех своих недостатках партийный режим все-таки остается лучше режима беспартийного.

 

  

Взгляды Лассуэла – классика американской политической науки.

 

Гарольд Лассуэл (1902-1979) – американский ученый –политологи, профессор права и политической науки в Йельском университете.

Основные работы: «Политика: кто получает, что, когда и как» (1936), «Демократия по средствам общественного мнения» (1941). Значение данных работ для американской политической науки очень велико.

Вклад Лассуэла можно условно разбить на 4 части:

  1. Лассуэл обосновал методологические проблемы исследования политики. Излагая их, с использованием фрейдистского подхода, он сформулировал теорию политического психоанализа. Суть ее состоит в том, что психологический механизм личности – важнейший фактор, обуславливающий отношение ее к политике.
  2. Лассуэл предложил теорию политических личностей.   Он выделил три основных типа политиков:
  • администратора
  • агитатора
  • теоретика.

Характеризуя их, отмечая позитивные и негативные качества, Лассуэл отдавал  предпочтение "смешанному типу", будучи убежденным, что он сочетает в себе все лучшее, что свойственно другим типам политической личности.

  1. Важное место занимает проблема политической власти и ее распределения в обществе. Лассуэлл рассматривал власть в качестве центральной категории политической науки. Существенную роль в процессе властвования играют ценности, а также характер распределения их в обществе.
  2. Чтобы понять политический процесс, политическая наука должна: определить его цели и объекты; выявить основные тенденции в распределении ценностей; изучить условия, объясняющие эти тенденции; наметить всевозможные изменения в будущем; выбрать такие способы действий, которые должны привести к максимальному достижению ценностей.

Нельзя оставить без внимания идеи Лассуэла о пропаганде, оказавшие  значительное влияние на  развитие теории СМИ в США. Он был сторонником тезиса, согласно которому пропаганда представляет собой "продуманный отбор символов", распространяющихся с целью "оказать влияние на поведение масс". Основная цель этой теории - создать такую систему пропаганды, которая была бы "незаметной", "ненавязчивой" и в то же время обладала бы большей силой воздействия. Разработанная Лассуэллом теория политической семантики в целом, легла в основу символического мышления, сила которого состоит в том, что оно формирует рефлексы политического поведения и позволяет политическим лидерам искусно манипулировать этим поведением в собственных интересах.

 

Политический процесс. Сущность и структура.

 

Процесс политический – совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.

Политическая система, как уже отмечалось, выражает целостность  политики, характер взаимосвязи её элементов, позволяющий ей выживать, достигать стабильности и самосохранения, а политический процесс отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляет то явная, то скрытая борьба за власть, ресурсы и статусы, перерастание которых каждый раз нарушает сложившиеся прежде равновесие интересов и переводит систему в новое состояние.

«Политический процесс»  - одна и тех универсальных категорий, которая наиболее широко употребляется  в политической науке и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго определенного содержания, поэтому она трактуется достаточно вольно. Потребность более четко зафиксировать содержание и границы данной категории, выявить ее объяснительные (эвристические) возможности обусловлена не только чисто научными, но и практическими интересами, и прежде всего необходимостью анализа реальных политических изменений и преобразований в современной России. Понять направленность изменений в политической сфере российского общества, концептуально интерпретировать происходящие перемены невозможно, если не уяснить содержания понятия «политический процесс».

Содержание политического  процесса определяется:

    • качеством механизмов и звеньев политической власти
    • особенностями осуществления субъектами политической власти своих ролей и политических функций.
    • распределением и перераспределением ресурсов власти
    • осуществлением политической мобилизации граждан
    • кем принимаются решения
    • контролем за элитами
    • различными формами политической активности групп и граждан (легитимного и нелегитимного характера), объединенных одной задачей.

Сущность политического  процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.

 

Принятие политических решений.

 

Принятие политического решения  – это сложный и многофазный  процесс. Он протекает в 4 стадии:

  1. Стадия – возникновение проблемы решения. В ходе нее происходит поступление сигналов, адресованных центру принятия решений о требующих удовлетворения социальных потребностях, либо об ожидаемом группой способе их удовлетворения.
  2. Стадия – формулирование решаемой проблемы. Происходит анализ проблемной ситуации,  включающий в себя установление цели, средств и вариантов ее решения. Происходит также выявление участников событий, сбор информации, выяснение критериев эффективности вариантов решения, определение исполнителей.
  3. Стадия принятия решения. В ходе нее происходит окончательный выбор одного из вариантов решения проблемной ситуации и его правовая институализация.
  4. Стадия реализации политического решения. Финальная стадия, позволяющая выяснить приоритеты, общие противоречия интересов. В ходе ее нужно учитывать реакции и активности различных слоев общества.

После стадии реализации политического  решения необходимо сделать общую  оценку результатов и коррекцию, для подготовки нового решения.

 

Культура политической дискуссии.

 

Политическая культура проявляется в том, как человек участвует в политической дискуссии.

Понятие политической дискуссии было известно еще с древности. В древней  Греции существовали дискуссии полиса, на которых происходили философские  поиски истины. Именно тогда начало формироваться умение доказывать свою позицию (искусство риторики). Древние риторы ставили перед собой многостороннею задачу. Они считали необходимым так организовать процесс речи, обращения к аудитории, чтобы не просто донести до нее сухой материал, но и увлечь ее за собой мыслью, эмоциями, страстью. В связи с этим древнегреческие риторы огромное внимание уделяли процессу разработки конструкции речи (по принципу: как архитектор строит дом), где позиция была бы доказательной, а мысль аргументированной. Риторы убеждали и увлекали аудиторию. Они вносили в общество 3 начала: эстетику, идею и истину. Была разработана целая наука риторика. 

Каждая эпоха вносила в нее  что то свое. В средневековье речь отличалась изяществом, благородством, подчиненностью строгим канонам. В поздние эпохи она становилась более разнообразной по жанру, наполнялась новым содержанием, теряла строгость. Шел процесс демократизации речи. Современная риторика тоже содержит эти постулаты, трансформируя их с учетом потребностей нового времени.

Политическая дискуссия – это окультуренный процесс. Умение вести ее грамотно очень важно, т.к. человек всегда должен понимать и видеть истину. Есть определенные правила, которые необходимо знать человеку, вступающему в спор:

  1. Необходимость разработки отношения к аудитории: необходимо разделить ее на сочувствующих, равнодушных и противников. В ходе этого процесса следует учитывать, что аудитория подвижна и может менять свои позиции по отношению к оратору, а не свои принципы и идеалы. Большое внимание аудитория уделяет фигуре оратора (20 минут разглядывают, только потом включаются в информацию). Следует иметь ввиду и тот факт, что только 20% информации оседает, а 80% пропадает).
  2. Огромную важность играют мимика, жесты, манеры поведения. В аудитории надо следить за собой. Нужно уважать аудиторию. Все должно быть подчинено тому, чтобы превратить большинство оппонентов в сочувствующих. Но не стоит забывать, что наличие противников всегда мобилизует и способствует большему развитию мыслей и идей.
  3. Построение лексики. В аудитории нужно говорить всегда то, что человек способен понять. Это должно строится по ситуации. Следует помнить, что обилие терминов и выражений – говорит лишь о незнании или непонимании вопроса. Идея часто заменяется красивым пустословием.
  4. Нужно четко видеть какой вопрос решается в дискуссии (частный или общий). Если в основе дискуссии лежат вероятные истины, с которыми все согласны, то она теряет смысл.
  5. Дискуссия не должна быть перегружена эмоциями, остротами. Снять напряжение всегда можно уместной шуткой. Если аудитория неблагожелательна, нужно помнить, что смех над собой – становится опасным.
  6. Недопустимым приемом является опорочивание противника. Оппонента всегда нужно уважать, выслушивать до конца, т.к. он должен  «отмыться» в глазах аудитории.
  7. Нельзя давить на оппонента психологически, ссылаться на авторитеты и т.п.

Эти основные требования позволяют  выстраивать демократическую структуру  полит. Дискуссии с прорывом творческой мысли и упором на достижения прошлого. Но в дискуссии всегда требуется утверждение нового: политик не должен повторяться и озвучивать то, к чему публика относится враждебно. Он должен выждать, дать возможность высказаться общественности, сделать для себя определенные выводы и выступить на подготовленной почве.

 

Проблема политического прогнозирования на современном этапе

 

Метод «тыка» в политике недопустим, его должен заметь метод научного прогнозирования.

Политическое прогнозирование – это обоснование направлений, тенденций политики и последствий ее осуществления. Развитием прогнозирования сегодня занимается не только академическая наука, но и частные крупные статистические исследовательские центры.

В эпоху кризисов вопрос политического  прогнозирования является основным, обществу дорого приходится платить  за отсутствие ясности в своем будущем развитии. Прогнозирование создает модели, идеальные образцы и на основе их корректируется и закладывается политический курс, определяются силы экономического развития государства. В ходе этого процесса чрезвычайно важны два аспекта работы политологов: 1. Предсказательно-описательный, направленный на раскрытие возможных перспектив. 2. Предсказательно-предусматривающий аспект, предполагает нахождение способов решения возникшей проблемы в будущем.

Типы прогнозов:

  1. По проблемно-целевому критерию различают:
    • Поисковый прогноз – определяет возможное состояние того или иного явления в будущем. Отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения наметившихся тенденций исторического развития.
    • Нормативный прогноз – отвечает на вопрос какими путями достичь желаемого. Определяет пути, сроки достижения  нового состояния.
  1. По временному критерию:
    • Оперативный – прогноз на 1 месяц
    • Кратковременный – прогноз до 1 года
    • Среднесрочный – прогноз до 5 лет
    • Долгосрочный – прогноз до 20 лет
    • Дальнесрочный- прогноз на 50-100 лет.

Принципы прогнозирования: альтернативность, проверяемость, непрерывность, комплексность.

Методы прогнозирования:

  • Экспертная оценка – выявление тенденций развития политического процесса.
  • Аналогия- сопоставление процесса с историческим аналогом, а также сопоставление одновременных процессов.
  • Моделирование – составление сценариев, описание логической последовательности и политических событий.
  • Экстраполяция – продолжение в будущей тенденции развития процесса.

Информация о работе Политология – междисциплинарная наука