Политология – междисциплинарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Содержание работы

1. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
2. Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
3. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
4. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
5. Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
6. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
8. Политическая власть как общественное явление.
9. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
10. Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
11. Типология политических систем.
12. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
13. Марксизм о государстве.
14. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
15. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
16. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
17. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
18. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
19. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
20. Общественно-политические движения и организации.
21. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
22. Группы давления и общественно-политические движения.
23. Политические элиты. Современные теории элит.
24. Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
25. Политический лидер. Типология лидерства.
26. Политическая культура, ее сущность и содержание.
27. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
28. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
29. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
30. Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
31. Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
32. Современная западная политология. Основные школы и течения.
33. Политическая социология Мориса Дюверже.
34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
35. Сущность и структура политического процесса.
36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
37. Культура политических дискуссий.
38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
40. Типология политических режимов.
41. Политическое развитие: понятие и критерии.
42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
43. Характеристика трех критериев политического развития:
44. а) структурная дифференциация
45. б) способности системы
46. в) тенденция к равноправию
47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
49. Политика как наука и учебная дисциплина
50. Предмет, законы и категории политики.
51. Политика как общественное явление.
52. Содержание мира политики.
53. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
54. Немецкая школа политической науки.
55. Политическая школа Франции.
56. Методы и функции политологии.
57. Место политологии в системе гуманитарных знаний.
58. Типология форм политического устройства по Аристотелю.
59. Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
60. Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
61. Политическая власть: сущность и структура.
62. Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
63. Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
64. Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
65. Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
66. Гражданское общество – понятие, структура, функции.
67. Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
68. Правящая элита и ее роль в политике.
69. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
70. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
71. Политический режим – понятие, типы.
72. Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
73. Авторитарный политический режим.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

  1. Экономическая функция – выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.
  2. Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.
  3. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.
  4. Культурно-воспитательная  функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.
  5. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции  делятся на :

  1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
  2. Функцию обороны страны

Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления – монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства – унитарное, федерация и конфедерация.

 

 

Марксизм о  государстве

 

Теория государства является одной  из весомых составных общественной теории политики.

Марксистское понимание природы  государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.

Непосредственно К. Маркс написал  о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие  к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых  все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противопоставления  правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс  делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.

 

Политические  режимы.

 

При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие политического режима.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов  организации общественной жизни, которое  определяет степень социальной свободы  личности, выделяют три типа режимов  – тоталитарный, авторитарный и  демократический.

Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) – это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Термин тоталитарный ввел в политических лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини /1883-1945/. Признаки тоталитаризма  1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции.  Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Демократия – самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos – власть. С гр. - власть народа.  Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1. Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии является  честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

 

Понятие и идейные  истоки тоталитаризма.

 

Понятие   тоталитаризма   происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза  элементов азиатского деспотизма с  радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира. 

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего меньшинства;

—система жесткого полицейского террористического  контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия  может срастаться с государством.

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной  идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном  виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку предполагает  абсолютную  власть  государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.  Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность  тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

 

 

Важнейшие права  и свободы личности.

 

В современных демократических  государствах права человека – это  не просто юридические нормы или  законы, а принципы, составляющие ценностные основы политики. Они представляют собой нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению /эту часть прав обычно называют свободами/ или получать определенные блага /это – собственно права/.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные /свободы/ и позитивные.

Негативные права определяют обязанности  государств и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду.    Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на личные /гражданские/, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Личные – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. К ним относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд.

Политические – определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относят право на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, совести и т.д..

Экономические права – связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности – условиями производства и рабочей силой. К ним относят права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой.

Личные, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

Информация о работе Политология – междисциплинарная наука