Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 19:24, контрольная работа
Политология как наука изучает политическую жизнь общества в его разнообразных проявлениях, углубляясь в тайне политики и власти, закономерности деятельности политической элиты, партий, лидеров, социальных слоев и народных масс. Она способствует выработке мировоззренческих и ценностных установок, умению связывать политические знания с общественно-политической практикой.
Рождение политологии предопределено, в первую очередь, общественными потребностями в разрабатывании технологий управления и методик влияния на общественное сознание, в теоретическом обосновании целей внутренней и внешней политики, в оптимизации управленческих решений при условиях расширения объемов деятельности и властных полномочий государства.
Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующую систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее "разбалансировке". Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.
Окружающая социальная среда, в
которой развиваются
Синергетический подход. Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг.20 в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синергетического подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Синергетический подход основывается на следующих положениях:
1. историческое развитие
2. разные темпы развития
3. способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
4. "сложноорганизованные системы
нельзя жестко направлять по
пути конкретных трансформаций,
5. нелинейность и
6. хаос как созидающее начало
для конструирования и
7. самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
8. общественное развитие как
непредсказуемая смена
9. сложность выявления субъекта
перемен, особенно в условиях
бифуркации, так как сложные системы
обладают высокой
10. избавление от веры в
Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Теория социального действия. В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход в работах Э. Дюркгейма, второй - М. Вебера.
По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.).М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.
Начало нового этапа в развитии
теории социального действия связан
с трудами известного французского
социолога А. Турена. По его мнению,
классическая социология рассматривала
общество как единое целое. Однако в
условиях индустриального и
Основными субъектами политического конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.
Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе - существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.
Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в 19 в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо).
Значительное место в
Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.
Конфликтологическая парадигма - противоположность функционалистическим теориям, предполагающая консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.
Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг.20 в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур., К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого политолога Р. Дарендорфа, конфликт есть оборонная сторона всякой интеграции и поэтому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает. что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.
Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т.д.
В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.
Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки, так или иначе, направлены на решение практических задач.
Прикладная политология
Вывод.
Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.
1. Политология как наука
Политические исследования создают
определенную теоретическую и научно-
Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
2. Перед политологией как
Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.
Задача политологии как
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.
3 вопрос. Функции политологии
Функция (от лат. functio - исполнение) - назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция политических институтов - управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии - исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.
Основными функциями политологии являются:
познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
диагностическая - анализ (мониторинг)
социальной (политической) реальности
с целью выявления
прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;