Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

 

Поскольку политика есть специфическая  форма деятельности социальных групп  и индивидов, направленная на организацию  и использование политической власти, непосредственным предметом политологии  являются:

 сама политическая  власть, ее сущность и структура; 

 механизм распределения  и осуществления власти;

 легитимация политической  власти, т.е. ее способность обеспечить  себе поддержку со стороны  общества.

 

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в  отечественных и зарубежных исследованиях.

 

Структура политологии  в  самом общем смысле состоит из теоретического и практического  знания.

 

Теоретическая политология  формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах  политического развития, разрабатывает  концептуальный аппарат науки, методологию  и методы политических исследований.

 

Прикладная политология  изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия  на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника  организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных  социальных групп. Выводы прикладной политологии  могут служить основанием для  формулирования положений теоретической  политологии.

 

В процессе становления и  развития политической науки оформились различные теоретические подходы  к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным  в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки  и философии Т. Куном.

 

Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

 

Суть теологической парадигмы  состоит в объяснении политики и  власти божественной волей. Ее возникновение  связано с ранними этапами  теории, когда человечество не имело  рациональных представлений о политике.

 

Натуралистическая парадигма  ориентируется на обусловленность  политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

 

Социальная парадигма  истолковывает политику как производную  других сфер жизни общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

 

Рационально-критическая  парадигма  ориентируется на выявление  важнейших элементов политики, раскрытие  ее противоречивости и конфликтогенности.

 

функции политологии

 

Политология, как наука  и учебная дисциплина, выполняет  в обществе ряд важных функций. Они  носят теоретико-познавательный и  прагматический характер. Основными  из них являются: описательная (дискриптивная), объяснительно-аналитическая, прогностическая, инструментальная и идеологическая.

 

Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными.

 

Объяснительно-аналитическая  функция политологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и  явлений.

 

Прогностическая функция  политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить  прогностические политические гипотезы.

 

Инструментальная функция  политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринимать действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз.

 

Идеологическая функция  политологии, хотя и остается предметом  острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых групповых и индивидуальных интересов людей.

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА.

 

 

1.Соотношение личности, общества, государства в политической мысли. 

2.Политическая социализация  и политическое участие. 

3.Политическое лидерство. 

4.Права и свободы человека  и гражданина.

 

 Сложный и во многом  трагический опыт развития человечества  в ХХ веке определил в качестве  важнейшего императива современной  политической жизни необходимость  ее гуманизации. Осознание этой необходимости нашло свое выражение в понятии «человеческое измерение политики», утвердившемся в политическом лексиконе конца ХХ века. Важнейшим критерием оценки внутренней и внешней политики государственной деятельности политических и общественных организаций, движений стали реальные достижения в деле гарантированности прав и свобод личности, обеспечения человеку достойных условий жизни и возможности самореализации, в том числе и в общественно-политической сфере. Поиск путей к общественному идеалу в этом плане включает в себя решение и ряда теоретических проблем.

 

 Первая и наиболее  общая из них - это проблема  соотношения личности, общества  и государства. 

 

 В истории политической  мысли сложились две главные  традиции постановки и концептуального  решения этой проблемы – коллективистская  и индивидуалистическая (либеральная). В современных политических доктринах  эти традиции выражены не только  и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах  их сочетания. 

 

 Исходным моментом  для коллективистской традиции  служит признание безусловного  приоритета интересов и воли  общества над интересами и  волей личности. Общество рассматривается  как некая органическая целостность,  интересы которой превалируют  над интересами ее частей, т.е.  индивидов. Эта традиция сложилась  еще в древнем мире. Она прослеживается  в учениях Сократа, Платона,  Аристотеля. В новое время коллективистская  концепция использовалась в различных  по своему содержанию политических  доктринах – от буржуазного  радикализма Ж-Ж.Руссо до утопического социализма и марксизма. Крайняя форма коллективизма представлена в идеологии тоталитарных режимов ХХ века. В ней происходит полное растворение и подчинение личности обществу при фактически полном огосударствлении последнего. При тоталитарном режиме пределы деятельности государства и его компетенция не ограничены, человек превращается в винтик единого политического механизма, полностью снимается вопрос о его автономности и политической субъектности.

 

Индивидуализм также имеет  исторические корни в античности, в частности в учениях Эпикура, греческих и римских стоиков. В новое время индивидуализм  стал стержнем либерального мировоззрения, сформировавшемся в период буржуазных революций XVII – первой половины XIX в. Центральное место среди лозунгов этих революций занимали требования свободы и равенства граждан перед законом. Классический либерализм, опираясь на естественно-правовую теорию, обосновывал независимость основных прав человека – на жизнь, свободу и собственность – от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась в либеральной теории как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан. Безусловный приоритет отдавался индивидуальной свободе, которая ограждалась от вмешательства не только со стороны государства, но и со стороны общества в целом. Многие либералы критиковали революционные теории народного суверенитета, считая, что неограниченная власть народа не менее опасна для индивидуальной свободы, чем неограниченная власть абсолютного монарха.

 

 Борьба общественных  сил под либеральными лозунгами  за утверждение гражданских прав  и свобод сыграла положительную  роль, способствовала демократизации  политической жизни, развитию  институтов представительной демократии.

 

 Однако вскоре обнаружилась  и ограниченность классического  индивидуализма. Он вел к своеобразной  социальной атомистике, рассматривая  общество лишь как механическую  совокупность автономных личностей.  К тому же изменившиеся экономические  условия требовали отхода от  концепции строгого невмешательства  государства в экономику и  социальную сферу. Трансформируясь  под воздействием этих и других  факторов, либерализм пришел к  идеям государственного регулирования  экономики и социальной сферы.  Либеральноиндивидуалистическая концепция личности обогатилась некоторыми традиционными для коллективизма понятиями, такими как «социальные права», социальная справедливость и солидарность.

 

 В послевоенный период  усилилась тенденция к синтезу  индивидуалистических и коллективистских  концепций личности. Эта тенденция  особенно отчетливо проявляется  в различных концепциях социального  государства, в частности в  политических доктринах социал-демократов  и христианских демократов. В  них подчеркивается необходимость  сочетания принципов индивидуальной  свободы, справедливости, солидарности  и общего блага. При сохранении  свободнорыночных механизмов и индивидуальной свободы большое внимание уделяется достижению общезначимых целей, государственной поддержке гражданскому обществу в решении наиболее острых и трудных социальных проблем.

 

 Что же касается  политического и правового статуса  личности, то в этом вопросе  отмечается фактическое согласие  между основными политическими  силами демократических государств, основанное на международно-правовых  документах по правам человека, признание человека в качестве  источника власти, первичного и  главного субъекта политики и  всей общественной жизни. 

 

 Фактическая реализация  личностью своей роли субъекта  политики связана с рядом факторов  и условий: 

с политической социализацией  личности,

с уровнем мотивации политической активности личности, который непосредственно связан с результатами политической социализации,

с внешними условиями политической активности личности, что подразумевает  демократичность политической системы  и гарантированность политических прав и свобод.

 

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком  опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному  опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

 

 На политическую социализацию  личности оказывают влияние разнообразные  факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

усилия политической системы  по политическому просвещению и  вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее  воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне  – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального  общения, отдельных личностей; в  молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

 

 Институты политической  социализации принято подразделять  на политические и неполитические. К первым относят государственные  и специализированные политические  институты, партии, организации и  движения. Ко вторым – семью,  систему образования, работу, круг  неформального общения, церковь,  средства массовой информации.

 

 Политическая социализация  личности начинается в раннем  детстве и продолжается всю  жизнь. В самом общем виде  в ней можно выделить два  этапа. Первый этап – это  становление личности, ее формирование  в качестве гражданина и получение  права участия в выборах. На  этом этапе происходит накопление  политических знаний, усвоение основных  политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая  социализация продолжается уже  с подключением опыта собственной  политической практики, освоением  новых социальных и политических  ролей. В дальнейшем для разных  индивидов этапное значение могут  иметь переломные моменты в  динамике общественно-политических  изменений, повороты собственной  политической судьбы и т.п. 

Информация о работе Политология как наука