Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

 

 С результатами политической  социализации тесно связано политическое  участие граждан. Под этим понятием  подразумевается участие в политике  автономных, частных граждан, не  являющихся политическими лидерами  или функционерами властных или  партийных структур. Политическое  участие предполагает преодоление  отчуждения личности от власти  и политики, ее активное вовлечение  в политический процесс. Развитие  добровольных, демократических, законных  форм политического участия считается  важным показателем демократичности  политической системы. 

 

 Вместе с тем проблема  оптимальной меры участия рядовых  граждан в политической жизни  (особенно в сфере политико-властных  решений) по-разному решается  в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии  исходят из того, что управление  современным обществом требует  высокого профессионализма и  компетентности, поэтому необходимо  свести к минимуму давление  рядовых граждан и их организаций  при принятии решений органами  власти. Сторонники расширения демократического  политического участия рассматривают  его как одну из основных  ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма.

 

 Политическая активность  граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.

 

 Политическая активность  граждан различна. В стабильном  демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

 

 Резкое повышение политической  активности происходит в периоды  политической нестабильности. Однако  такая активность носит нередко  деструктивный характер и может  быть признаком общественного  кризиса.

 

 Особую роль в политической  жизни страны играют политические  лидеры. Это люди, выдвинувшиеся  на позиции руководителя в  масштабах политической организации  или всего общества благодаря  личным качествам, поддержке сторонников  и логике развития политического  процесса.

 

 Различные концепции  политического лидерства, раскрывающие  те или иные грани этого  сложного явления, сходятся в  признании значительного влияния  личных качеств политических  лидеров на политические процессы.

 

 Политический лидер  общенационального масштаба призван  вносить объединяющее начало  в политический процесс, способствовать  общенациональной интеграции, выдвижению  и реализации приоритетных целей  общественного развития, мобилизации  масс для их достижения. От  него ждут решительной защиты  законности и порядка, социальной  справедливости, обеспечения эффективности  государственного управления.

 

 Общеизвестная классификация  М.Вебера делит политических лидеров на традиционных (вожди племен, монархи), рационально-легитимных (т.е. разумно узаконенных, избранных демократическим путем) и харизматических, наделенных по мнению масс выдающимися качествами и способностью к руководству. Авторитет первых основан на обычае, традиции, вторых – на признании законности их избрания, третьих – на вере в особые качества руководителя.

 

 Взаимоотношения человека  с государством, возможность личности  участвовать в политической, социально-экономической  и культурной жизни регулируются  системой конституционных норм, определяющих права и свободы  человека и гражданина.

 

 Современное понимание  этих прав продолжает во многом  естественно-правовую традицию и  исходит из признания прирожденного  (естественного), неотчуждаемого и  священного характера фундаментальных  прав человека, охраняемых государством. В свое время юридическое воплощение  эти нормы получили во Французской  Декларации прав человека и  гражданина (1789 г.), в Билле о правах  Конституции США (1789 г.), во Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В последующем права человека получили развитие и конкретизацию в других международно-правовых документах. Были созданы и механизмы международного контроля за их соблюдением. В Конституции РФ 1993 г. им посвящена вторая глава, составленная с соответствии с общепризнанными международно-правовыми документами.

 

 Общепринятая классификация  прав и свобод личности в  соответствии со сферами реализации  подразделяет их на гражданские  (личные), политические, экономические,  социальные и культурные.

 

Гражданские права и свободы  включают в себя фундаментальные  аспекты свободы личности. К ним  обычно относят право на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу  передвижения и выбора места жительства, право на справедливый, независимый  и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого и т.д.

 

Политические права и  свободы близки к гражданским. Они предусматривают свободное самоопределение личности в политической жизни, его возможность участия в управлении государством и обществом. Это избирательные права, свобода союзов, ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, право на информацию, свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и др.

 

 Важное значение имеют экономические, социальные и культурные права. Они включают право на собственность, предпринимательство, право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, социальное обеспечение, достойный уровень жизни, охрану здоровья, на образование, доступ к культурным ценностям и т.д.

 

 Международно-правовые  документы предусматривают и  обязанности человека перед обществом.  Конституция РФ закрепляет ряд  основных обязанностей: уплата законно  установленных налогов и сборов, сохранение природы и окружающей  среды, бережное отношение к  природным богатствам. Конституция  устанавливает заботу о детях,  их воспитание как равное право  и обязанность родителей. Обязанность  и долг гражданина РФ защищать  Отечество. 

 

 Среди гарантий прав  и свобод личности выделяют  экономические и политические. Если  первые из них зависят от  экономических ресурсов страны, то остальные связаны с политическим  режимом и правопорядком, а  также уровнем общей и политической  культуры, с реальной способностью  демократических сил и отдельных  граждан отстаивать их при  возможных нарушениях.

 

 Защита прав и свобод  является как необходимым условием, так и важнейшим мотивом и  направлением политической активности  личности.

 


Информация о работе Политология как наука