Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 1920-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому Муссолини и стало использоваться в 1930-е годы фашистскими и нацистскими идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И, прежде всего в фантастических романах утопиях.

Содержание работы

1. Тоталитарный режим и его характеристика
2. Сущность власти. Ресурсы и структура власти
3. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РГР Политология В4.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тоталитарный режим и его характеристика
  2. Сущность власти. Ресурсы и структура власти
  3. Список использованной литературы

 

ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ

Господство одних людей над  другими как общественное состояние  насчитывает не одну тысячу лет. Несколько  моложе как историческое явление  создание специального аппарата, призванного  организовывать, закреплять и поддерживать такое господство, – государства.

Механизмы господства развивались  и «совершенствовались» на протяжении истории развития человечества. До Американской и Французской революций  автократические и авторитарные системы полностью преобладали  в мире, с конца XVIII в. они существовали бок о бок с демократическими моделями властной организации. Но лишь в ХХ в. появился особый вид господства, отличный как от авторитарных режимов, так и от распространявшихся форм представительной демократии. Эта структура правления получила название «тоталитаризма».

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось  среди оппозиции Муссолини в 1920-е  годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому Муссолини и стало использоваться в 1930-е годы фашистскими и нацистскими идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И, прежде всего в фантастических романах утопиях. Таковы романы А. Богданова «Красная звезда», М. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир». Все они были написаны не столько на основе чего-то увиденного, сколько на основе художественного последовательного развития социалистических идей начала века.

Первая, тоталитарная модель взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. «Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра».

Теоретики и создатели тоталитарных режимов сами обратили внимание на одну из главных характерных черт феномена, на которой делали упор и  анархистские критики государственных  диктатур: указанные режимы представляли собой крайнюю форму выражения  господства государства над обществом. По существу, поглощение общества государством в идеально-типическом варианте «тоталитаризма» и означает модель «тотального», то есть всеобъемлющего, всеохватывающего государства, которое полностью растворяет общество в себе. В отличие от традиционного авторитаризма, который допускает существование подчиненных ему и интегрированных в общую вертикаль общественных единиц (общин, союзов, ассоциаций) внутри системы, тоталитарная власть, опираясь на стимулируемую им самим массовую «инициативу», осознанно пытается уничтожить любые неформализованные, горизонтальные связи между атомизируемыми индивидами и не допустить никаких автономных образований или свободных пространств. Государство в этом случае мыслится как регулятор или даже заменитель всех социальных взаимоотношений, вплоть до самых интимных.

Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и  существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма  односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и, прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти – ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

Также можно назвать такое явление, как посттоталитаризм. Некоторые исследователи (например, А. Мигранян) «считают постатоталитарным политический режим, утвердившийся в СССР после сталинизма». Он же называет султанический режим, который, по сути, также является разновидностью тоталитарных режимов.

Вообще, говоря о типах тоталитаризма, следует отметить, что на разных территориях, в разных странах он имеет свои специфические особенности, которые по праву позволяют вводить в политологический терминологический оборот новый тип тоталитаризма по названию страны / лидера.

Так, хорошо известны режимы Кадафи в Ливии, в КНДР, режим Пиночета и т.д. Не стоит забывать и о режимах Муссолини и Гитлеровском.

Тоталитарный режим (или тоталитаризм) – государственно-политической устройство общества, характеризующееся полным (тотальным контролем) государства над всеми сферами жизни общества.

Ему свойственно огосударствление не только общественной, но и в значительной степени частной жизни, максимальное ущемление прав и свобод граждан.

Приведенные положение американских законов З. Бжезинский и К. Фридрих  взяли за основу своего определения  тоталитаризма и предложили более  обстоятельную характеристику тоталитаризма. Ими выделены следующие признаки:

  1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  2. одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;
  3. монополия на средства массовой информации;
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы;
  5. легализация террора и система террористического полицейского контроля;
  6. централизованная система управления экономикой.

Такое описание тоталитаризма более  фундаментально. Оно ориентировано  на описание не всех, а наиболее характерных  признаков и приближает к пониманию  его сущности. И, тем не менее, оно  тоже уязвимо, так как автор не разделяет двух политических вопросов – каковы отношения власти и как  организована власть. И хотя в жизни  эти вопросы взаимосвязаны. Все  же они существуют как два вопроса. Тоталитаризм – понятие, призванное, прежде всего, выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная централизация, способы легитимации) – это вторичные, производные признаки тоталитаризма.

Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти. Абсолютность власти означает, что власть – исходное начало всех инициатив, движений, изменений. Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено то приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их. В обществе создается мнение о существовании сильной, всемогущей власти. Здесь произвол сочетается со своеобразным порядком.

Для тоталитаризма характерна особая идеология. Она претендует на охват всех сфер жизни, обосновывает свое монопольное право на истину, запрещает политический плюрализм. При таком режиме официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно привержено данной идеологии. Даже эмоции и мысли берутся под контроль. Идеи доводятся до масс самыми доступными методами (кино, песни и т.п.).

Тоталитарные идеологии отрицают прошлое и настоящее во имя  великого и светлого будущего. Общество маргинализируется. Элита превращается в номенклатуру – антиэлиту.

В идеологии и практике тоталитаризма  особую роль играет фигура вождя, которого противоестественно наделяют всей совокупностью  положительных качеств, в том числе и харизматическими способностями.

В политический сфере – монополия одной партии, а сама партия под властью одного лидера. При тоталитарном режиме происходит сращивание партии с государственным аппаратом. Общественные организации являются придатком государства. Самоуправление исключено из жизни.

Происходит огосударствление общества. Сужается независимость общественной жизни от государства, т.е. уничтожается гражданское общество. Тоталитарное общество делит людей на врагов и друзей.

Роль права при таком режиме принижена. Власть получает безграничные полномочия. Государство становится неправовым.

Монополия в экономике, политике связана  с монополией на информацию. Все средства массовой информации берутся под строгий контроль. Для тоталитаризма характерен антиинтеллектуализм.

Сохранение и упорядочение всей этой системы монополий невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарного  режима характерно применение террора. Это средство внутренней политики государства.

Современный украинский политолог  В.И. Полохало считает, что в концепции тоталитаризма важно больше внимания обращать не на формы, а на сущность. На Украине, по его мнению, практически сложилось то, что можно назвать неототалитаризмом или посткоммунистическим тоталитаризмом. Государство, отмечает В.И.Полохало, у нас стало невиданной ранее “трастовой компанией”, в которой все граждане - вынужденные вкладчики. И они вот уже шесть лет ничего от этого государства не могут получить.

Тоталитаризм можно подразделить на тиранический, фашистский и военно-диктаторский.

Если подвести итог сказанному, то можно сделать вывод, что тоталитаризм держится на трех “китах”: страхе, ненависти и энтузиазме масс.

Как показывает история, тоталитарные режимы, как правило, не в состоянии длительное время обеспечивать жизнеспособность общества. Причины кроются в их природе: в ограниченных возможностях саморазвития, в плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру. Известный американский специалист по теории менеджмента считает, что наступление века информатики несовместимо с тоталитарным режимом власти.

Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, исходят из всеобъемлющей, тотальной политизации общества, политического командования экономикой, культурой, наукой и т.д. В тоталитарных моделях политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически упраздняет гражданское общество, автономию частной жизни.

В тоталитарных государствах идейные  истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание  социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость.

В тоталитарном обществе сфера такой  зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление  на работу, и карьера, и получение  жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «TOTALITAS» – цельность, полнота и «TOTALIS» – весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад  жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Информация о работе Политология