Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 1920-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому Муссолини и стало использоваться в 1930-е годы фашистскими и нацистскими идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И, прежде всего в фантастических романах утопиях.

Содержание работы

1. Тоталитарный режим и его характеристика
2. Сущность власти. Ресурсы и структура власти
3. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РГР Политология В4.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

Тоталитарными являются режимы, при  которых:

  1. есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
  2. партия организована не демократическим способом – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс.
  3. доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
  4. тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
  5. при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих называет «синдромом». Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие «синдромы» тоталитаризма: не было массовой партии, не было «священной» идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

Тоталитарные системы возникают  не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм – порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы – важнейшая черта тоталитарного общества. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмотрении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового общества и человека. Все ее здание базируется на социальных мифах, например о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Лишь на их основе дается рациональное объяснение всех общественных событий.

Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер.

Для тоталитаризма характерны монополия  власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

 

Тоталитаризм – «государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни». Идеалом тоталитаризма может  служить строй, описанный Дж. Оруэллом в антиутопии «1984». Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала.

Тоталитаризм по своей сути –  закрытая самодостаточная система. Все чуждое ей изгоняется, подавляется, уничтожается. Система нетерпима к инородному. Сосуществование с чем-либо ей противоположным гибельно для всей системы. Отсюда характерное для тоталитарных обществ идеологическое и даже четкое политико-психологическое деление всех на «мы» и «они», «друзья» и «враги». Тоталитарная система ресурсов власти такова, что она как бы возвращает человека в традиционное общество. Сходство в том, что у человека нет варианта не согласиться, противостоять, сохранить свою независимость. Можно только выскочить из системы, умудриться сбежать.

Общей чертой тоталитаризма является агрессивность, авантюризм, особенно в  период своего формирования и утверждения. Агрессивность проявляется в  постоянной активности идеи борьбы с  враждебным и чужим. В России вначале  особенно жестоко обошлись с партиями, которые, казалось бы, близки к большевикам  по целям и идеалам. Потом начались поиски врагов народа. Ими оказывались  лидеры придуманных партий, кулаки, придуманные вредители среди  интеллигенции. Борьба велась против вредных  течений (морганистика в биологии, кибернетика, космополитизм) во имя чистоты рядов, нравов, последовательности принципов. Авантюризм и агрессивность оказываются эффективным способом отвлечь от провалов в политике, экономике переключить недовольство в русло ненависти к какой-либо группе.

На основе общих черт тоталитаризма  выстраивается логика всех формализованных  признаков тоталитаризма. Монополия  одной партии на власть, господство одной идеологии, монополия на массовую культуру и средства массовой информации – все эти признаки выражают общие  признаки тоталитаризма. Все они, так  или иначе, обеспечивают абсолютность власти, мобилизованность, закрытость системы.

Тоталитаризм на первых этапах выглядит только деформацией функционального  характера, выражающей увлеченность, абсолютизацию  национальных идей. Но, утвердившись, тоталитаризм начинает самовоспроизводиться, деформации выливаются в органическое вырождение. Чем дольше общество оказывается  в плену тоталитаризма, тем больше общество деградирует. Сущность деградации в том, что ненормальные, патологические общественные явления становятся привычными и воспринимаются как нормальные и, более того, как должные. Люди живут  в двойном измерении: среди мифов  и реальностей.

Тоталитаризм если эффективен, то только в решении отдельных вопросов. Мобилизуя все силы на отдельных  направлениях, власть обрекает общество на рывки, неравномерности, авантюры, невосполнимые  потери. «Причем тоталитаризм, будучи порождением ХХ века, оказался жизнеспособен  – с соответствующими национально-историческими, социокультурными и политико-культурными особенностями и нюансами – и на Востоке, и на Западе».

Тоталитаризм объясним, но не оправдан.

СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ. РЕСУРСЫ И СТРУКТУРА  ВЛАСТИ.

Власть – это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного радо организациях и учреждениях, во всем государстве. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Не одно поколение  философов, социологов, политологов  пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, сто заставляет общество, группу, личность подчиняться  власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно  связана с насилием. Можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Своей таинственностью  и неопределенностью власть никогда  не оставляла никого равнодушным  к себе. Для одних власть значит всё, а для других абсолютно ничего, нейтральна.

Тема власти актуальна во все  времена, так как власть существует и существовала во все времена. Она характерна для любого объединения людей (семья, группа, объединение и т. д.)

Словарь-справочник А. П. Угроватова дает такое определение: «власть – это явление общесоциологическое, общеисторическое, присущее всем народам и во все времена, необходимое для организации производства и воспроизводства социальной жизни, поддержание целостности и единства общества; это свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании каким-либо социальным субъектом своей воли другим социальным общностям.

В общепринятом понимании власть представляет как взаимодействие её субъекта и  объекта, при котором субъект  с помощью определенных средств  контролирует объект и добивается от него выполнения своих волевых установок. Такое понимание власти позволяет  раскрыть её структуру.

В структуру власти (схема 1) входит её источник, субъект, функции, основания  и ресурсы. Источник власти – властное первоначало. В качестве источника могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж. Социальный и политический статус, тайна, интерес и многое другое.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным: должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так говорят о  решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного  отношения через:

1)приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение  частной воли под всеобщую  волю власти;

3) наказание (санкции) как средство  воздействия на отрицание господствующей  воли;

4) нормирование поведения как  совокупность правил в соответствии  со всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит  отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двусторонние отношения, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там  нет власти.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности  этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения  колониальным британским властям.

Власть никогда не является свойством  или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь  в виду власть человека над самим  собой, предполагающую подчинение его  поведения доводам разума, как  бы раздвоение личности. Но это уже  психологический, а не социальный феномен.

 

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта к  субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств  воздействия, которыми располагает  субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта  политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих “твердой руки”, является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Информация о работе Политология