Понятие и функции политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:55, лекция

Описание работы

Полноценное рассмотрение политического управления оказывается невозможным без уяснения содержания ряда основополагающих понятий, отражающих сферу политического. К их числу, прежде всего, следует отнести политологические категории «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт» и «политический режим». Центральное место в системе категорий политических наук, включая и науку политического управления, занимает категория политики. Начиная с античности, и по сегодняшний день было дано множество определений политики, некоторые из которых представлены ниже.

Содержание работы

1. Политика и ее основные функции.
2. Политическая власть. Легитимность и легальность политической власти.
3. Политическая система и политические институты.
4. Политический режим.

Файлы: 1 файл

Лекц. 1.2 Понятие политики 20 с..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Раздел I.

Лекция 1.2. Понятие и функции политики

  1. Политика и ее основные функции.
  2. Политическая власть. Легитимность и легальность политической власти.
  3. Политическая система и политические институты.
  4. Политический режим.

 

    1. Политика и ее основные функции

Полноценное рассмотрение политического управления оказывается невозможным без уяснения содержания ряда основополагающих понятий, отражающих сферу политического. К их числу, прежде всего, следует отнести политологические категории «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт» и «политический режим».

Центральное место в системе категорий политических наук, включая и науку политического управления, занимает категория политики. Начиная с античности, и по сегодняшний день было дано множество определений политики, некоторые из которых представлены ниже. Политика трактуется различными мыслителями как:

искусство жить вместе (Платон);

деятельность, направленная на установление общего блага (Аристотель);

деятельность  по поводу государственной власти; искусство завоевания, удержания, полезного использования государственной власти (Н. Макиавелли);

область «отношений между миллионами»; «устройство государственной власти» (В.И. Ленин);

стремление  к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает (М. Вебер).

Макс Вебер  указывает и на тенденцию к  расширительной трактовке «политики», когда с помощью этого термина  зачастую обозначают явления, выходящие  далеко за пределы политической сферы общественной жизни. Выдающийся немецкий социолог и политолог отмечает, что политика имеет чрезвычайно широкий смысл и обозначает все виды деятельности по самостоятельному руководству, от валютной политики государственного банка до «политики» умной жены, стремящейся управлять своим мужем [3].

Современный вариант  специализированного значения понятия (применительно к политической подсистеме общества) может быть принят в следующем виде:

 «Политика (греч. politika – государственные и общественные дела; от polis – город-государство) – одна из важнейших сфер жизни общества, деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) их противоречивых коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В центре политики стоят проблемы власти, ее обретения, устройства и использования» [2, с.167].

В структуре  политики выделяются форма, содержание и процесс (см. схему 1).

Схема 1. Форма и содержание политики, политический процесс




 

 

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - -     - - - - - - - - - - - - - - - - - -      - - - - - - - - - - - - - - - - - -


 

 

(примерное соответствие  англоязычных терминов)

 

Возвращаясь к проблематике политического управления, необходимо обратить внимание на то, что в современной политической науке выделяется цикл политико-управленческих дисциплин (policy sciences), который включает в себя:

политический  анализ (policy analysis),

теорию принятия политических решений (policy making),

политическое  управление (political management).

Все эти дисциплины в той или иной степени охватывают содержательное поле трех терминов, используемых для обозначения понятия «политика»:

polity – политическая организация того или иного общества;

policy – принятие и реализация политических решений;

politics – политический процесс в динамике его развития [5, с. 28].

В общих чертах структура политики может быть представлена также в следующем виде (см. схему 2).

Схема 2. Структура политики



 


 

 

 

Политика существует на разных уровнях, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Уровни политики

Уровень политики

Субъекты  политики, виды деятельности

Макроуровень

государство как  целое, публичная принудительная власть, её устройство и функционирование в центре и на местах

Микроуровень

функционирование  отдельных организаций: партий, профсоюзов, фирм

Мегауровень

деятельность  международных организаций


 

Сфера политики динамична, изменчива. Почти любой общественный вопрос может стать политическим, если, по мнению политических лидеров, он затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений (охрана безопасности граждан, развитие международных связей, борьба с коррупцией, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий и т.д.).

Различают внешнюю и внутреннюю политику.

Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов, осуществляемая во внешней среде, на международной арене, направленная на реализацию национально-государственных интересов, минимизацию внешних угроз, развитие контактов и сотрудничества с другими субъектами международного права (государствами, международными организациями).

Внутренняя  политика – внутригосударственная активность, охватывающая совокупность мероприятий в социальной, собственно политической, этнонациональной, культурной, экономической, финансовой, торговой, религиозной и  других областях. Цели внутренней политики связаны с сохранением существующей социально-политической системы, предотвращением внутренних угроз национальной безопасности страны (разрешением экономических, политических, оборонных, демографических, экологических, гуманитарных и других проблем), с развитием общества и государства.

Парадигмы объяснения политики. В современной политической науке все чаще используется категория «парадигма (-ы)» (в переводе с греческого – «образец»). Её использование в значительной мере позволяет расширить представления о сущности и функциях политики, её различных связях и ипостасях, и даже о её происхождении. Введённая в социальные науки и эпистемологию американским исследователем Томасом Куном в 60-е гг. ХХ века (работа «Структура научных революций»), категория «парадигма» обозначает совокупность научных достижений, фундаментальную теорию (теории), служащие образцом постановки и решения познавательных проблем для большинства научного сообщества в данный период (эпоху) [8]. Переход большинства учёных, особенно в естественных науках, к поддержке новой парадигмы и означает, согласно Т. Куну, «научную революцию» (теории Птолемея – Коперника, Ньютона – Эйнштейна и т.п.). Однако в социальных науках различные познавательные модели – «парадигмы» – могут длительное время уживаться друг с другом, более того, дополнять друг друга в осмыслении разных сторон многомерных социальных объектов, каким является и политика. В общем, можно понимать под парадигмами политики (в плане её осмысления) различные теоретические модели её объяснения, отвечающие на три базовых вопроса:

о происхождении (1),

о сущности (2) и 

о причинах изменения  политики (3).

Выделяют 4 парадигмы  объяснения политики:

    1. Теологическая (богословская) происхождение и развитие политики объясняет действием сверхъестественных сил (Бога);
    2. Натуралистическая: политика объясняется действием факторов природного происхождения (география, климат, природные свойства человека, психология индивидов и толпы и др.);
    3. Социальная исходит из решающего влияния на политику какой-либо иной сферы общественной жизни: экономики (К. Маркс), религии, этики (М. Вебер), культуры, права и др.
    4. Рационально-критическая рассматривает в качестве причин функционирования и развития политики взаимодействие её внутренних сил, элементов.

Наибольшие  интерес и значение представляет для политических наук, включая и науку политического управления, рационально-критическая парадигма объяснения политики, концентрирующая своё внимание на внутренних процессах, взаимодействиях элементов самой политики, как причинах её изменения и  развития. Важнейшие разновидности этой парадигмы и их особенности представлены в таблице 2.

Таблица 2. Разновидности рационально-критической 

парадигмы объяснения политики

Парадигма (субпарадигма рационально-критической парадигмы)

 

Особенности

  1. Элитарная

Рассматривает в качестве движущей силы политического процесса борьбу профессиональных политических элит за власть (конкуренция элит, мобилизация масс, принятие политических решений)

  1. Эгалитарная

Рассматривает, в качестве движущей силы политического процесса, сталкивающиеся интересы и требования больших социальных групп (классов, страт, наций), лишь агрегируемые и артикулируемые элитами

  1. Парадигма конфликта

Считает конфликты  неизбежным социальным явлением, а урегулирование конфликтов – важнейшей функцией политики и политиков

  1. Парадигма консенсуса

Важнейшей функцией политики и задачей для политиков полагает социальную интеграцию, единение общества вокруг выдвигаемых элитой общенациональных программ развития (идеологий)


 

Функции политики. Функции политики многообразны и направлены на поддержание существования и развитие как собственно политической системы (подсистемы общества), так и всей общественной системы в целом. К основным функциям политики можно отнести:

функцию социальной интеграции: поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной  социальной системы (согласование интересов социальных групп, регулирование взаимодействия между разными сферами жизни общества);

телеологическую (целеобразующую): разработка целей (целевых программ) развития общества и его отдельных сфер;

управленческую: принятие ключевых решений по проблемам развития всех общественных сфер (политика, экономика, культура, социальная сфера);

распределительную: обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; перераспределение национального богатства через налоговую систему и бюджет государства;

антиконфликтную: предотвращение и урегулирование социальных конфликтов;

стабилизационную, ориентированую на обеспечение стабильного поступательного развития общества (политическая власть как альтернатива социального хаоса);

коммуникативную: создание и поддержание механизмов общения между институтами власти и различными группами населения;

функцию манифестации (выражения) значимых интересов различных социальных групп (через политические механизмы: выборы, референдумы, лобби, парламентские фракции, протестные акции и др.)

инновационную: обновление социальной и политической реальности (смена элит, режимов, корректировка законодательства, экономической политики).

Представители теории политических систем делят функции политики на функции «ввода» (входа) и «вывода» (выхода).

Функции политики по Габриэлю Алмонду:

    1. Функции «ввода» (в политическую систему). Связаны с воздействием общества на политику:
    • артикуляция (формулирование) и
    • агрегация (суммирование, согласование, иерархизация) разноплановых интересов и требований.
    1. Функции «вывода». Связаны с влиянием политической системы на общество:
    • разработка норм (законов), их применение,
    • контроль за соблюдением;
    • принятие политических решений.

Мнение

«Главная функция политики – сохранение целостности и стабильности общества».

(Режи Дебре, французский философ и политический теоретик левой ориентации).

 

    1. Политическая власть.

«Политическая власть» выступает второй по значимости категорией политических наук, вслед за категорией политики.

Политическая  власть является разновидностью власти как таковой, поэтому первоначально необходимо рассмотреть содержание понятия «власть». Приведем ряд трактовок власти, предложенными авторитетными представителями политико-управленческой мысли:

Информация о работе Понятие и функции политики