Понятие и функции политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:55, лекция

Описание работы

Полноценное рассмотрение политического управления оказывается невозможным без уяснения содержания ряда основополагающих понятий, отражающих сферу политического. К их числу, прежде всего, следует отнести политологические категории «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт» и «политический режим». Центральное место в системе категорий политических наук, включая и науку политического управления, занимает категория политики. Начиная с античности, и по сегодняшний день было дано множество определений политики, некоторые из которых представлены ниже.

Содержание работы

1. Политика и ее основные функции.
2. Политическая власть. Легитимность и легальность политической власти.
3. Политическая система и политические институты.
4. Политический режим.

Файлы: 1 файл

Лекц. 1.2 Понятие политики 20 с..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)
    • власть – это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей (Герберт Саймон);
    • особого рода отношение между управляющим и управляемым (Морис Дюверже);
    • возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях (Гарольд Лассуэл);
    • универсальное общественное отношение, заключающееся в асимметрии влияния (А влияет на Б сильнее, чем Б на А) (Мишель Фуко).

В самом общем  плане, власть можно понимать как возможность для одних людей (субъектов власти) управлять действиями других людей (объектов власти), подчинять их своей воле.

Выделяют ряд  форм власти (властного влияния), с точки зрения различия средств подчинения и мотивации (внутреннего оправдания) подчинения объектом власти:  сила (насилие), принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет [см.: 9].

В таблице 3 представлены их основные особенности.

 

Таблица 3. Особенности различных форм власти (по В. Ледяеву)

№ п/п

Форма власти

Способ  и/или мотивы подчинения

1

Сила (насилие)

Лишение объекта свободы и самой возможности действия (политического), репрессия

2

Принуждение

Угроза применения силы

3

Побуждение

Вознаграждение  в обмен на подчинение (материальное, статусное и т.п.)

4

Убеждение

Рациональные  аргументы (разумные доводы) субъекта

5

Манипуляция

Скрытое влияние  субъекта на приятие решения объектом, основанное на неполноте и «смещении» информации, на суггестии

6

Авторитет

Репутация, статус субъекта, вера объекта в его особые качества (профессионализм, компетенция, моральное право на принятие решений и др.)


 

Политическая  власть в обществе означает способность и возможность субъектов политики осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

К признакам (особенностям) политической власти относят следующие.

  1. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия важнейших решений, которым выступает главный политический институт – государство (для экономики, например, характерна полицентричность, т.е., наличие многочисленных субъектов экономической власти и собственности в различных её отраслях).
  2. Публичность (обращенность от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам, а не к отдельным лицам)
  3. Легальность в использовании силы, т. е. исключительная возможность создания и применения по закону и во исполнение законов силового аппарата, специальных органов принуждения (полиции, армии, спецслужб) на всей территории государства.
  4. Многообразие ресурсов – возможность использовать для проведения политического курса и укрепления собственной легитимности (поддержки населением) разнообразные средства, часть из которых являются уникальными, присущими лишь политической власти: уже упомянутый силовой, нормативный (законотворческий) и административный (использование элитой услуг бюрократии за счет средств госбюджета) ресурсы; а также информационный ресурс (получение оперативной, секретной, полнообъемной информации; контроль над информационными потоками) и материально-экономический (возможность воздействия на социальные группы через налоги, бюджет, социальные программы; партийные средства и др.)
  5. Верховенство (основанные на предназначении политической власти по управлению обществом в целом и мощи её ресурсов обязательность её решений для всякой иной власти, проникновение во все общественные процессы)

В реальном историческом процессе, а также в политических теориях и проектах проявили себя либо были выделены гипотетически важнейшие формы политического властвования, некоторые из которых необходимо прокомментировать. Это, в частности:

автократия – неограниченная верховная власть одного лица (деспота, абсолютного монарха, «фюрера», генсека, военного диктатора и т. п.);

аристократия: а) правление представителей родовой знати; б) «идеальная» аристократия – правление «благородных духом» (например, «философов» у Платона);

меритократия – власть достойнейших, отдалённейших, происходящих из разных слоев общества; «элита заслуг»;

бюрократия (рассматриваемая здесь не как слой чиновников-управленцев или способ управления, а как форма властвования) – «власть канцелярий», «правление чиновников», решающее влияние на характер политических решений и приоритеты государственной политики слоя чиновников (государственных служащих), подчинение (ассимиляция) правящей элиты интересам исполнительного аппарата (не обоснованный растущей эффективностью управленческого труда рост зарплат, привилегий госслужащих на фоне деградации экономической и др. сфер общественной жизни и др.);

охлократия (от греч. «толпа») – периоды властвования толпы, когда политические решения принимаются не легальными институтами власти, а толпой, либо под её давлением; часто под влиянием коллективных эмоций, а не рациональных соображений; характеризует слабость или кризисное состояние политических институтов;

олигархия – а) «власть немногих», правление группы лиц в собственных интересах, часто за счёт общественных ресурсов, с их полной или частичной приватизацией. Тяготеет и к «приватизации» власти, устранению или фальсификации (имитации) политической конкуренции; б) в узком смысле – прямое (Платон) или опосредованное политическое правление богатейших граждан;

теократия – политическая власть первосвященника, духовенства; совмещение в одних руках высшей духовной и светской (государственной) власти;

геронтократия – от греч. «правление старцев», «власть стариков»: преобладание в составе правящей политической элиты лиц пожилого возраста. Рассматриваются как возможные недостатки геронтократии – консерватизм, малая мобильность и эффективность деятельности, проблемы имиджа и др. (например, Л.И. Брежнев и «брежневское» Политбюро ЦК КПСС), так и возможные преимущества – правление, основанное на опыте, мудрости (не случайно занятие высших государственных должностей часто ограничивается возрастными цензами);

феминократия – «женское правление», потенциально возможное при преобладании женщин в составе правящей политической элиты, либо при автократии во главе с женщиной.

При характеристике качеств политической власти, её конкретных проявлений в различных странах используют категории «легальность» и «легитимность».

Термин «легальность политической власти» обозначает ее законность: законность происхождения власти и используемых ею методов властвования.

Легитимность (от лат. legitimus – законный) – оправдание власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.

Легитимность  обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждения в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества. Она представляет ценностный, культурный аспект власти; она не может быть навязана правящим режимом, а возникает из однородности политических установок, нравов, традиций и выражает доверие к власти.

Легитимность  – это:

    • Общественное признание власти
    • Приятие власти населением
    • Оценка власти как «законной и справедливой», приемлемой

Мнение 

  «Легитимен всякий режим, с которым согласен народ».

(Морис Дюверже, французский политолог)

 

М. Вебер выделял три основных способа легитимизации власти:

  1) традиционный;

  2) харизматический;

  3) рационально-легальный.

Традиционная легитимность опирается на веру подданных в правомерность власти в силу обычаев, привычек повиноваться ей (монархии, патриархальная семья). Харизматическая легитимность основывается на вере людей в необыкновенные, магические свойства вождя; на его личном магнетизме, способности подчинять своей воле большие массы людей, ораторском даре. Рационально-легальная означает, что люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины как для руководителей, так и для управляемых. Здесь люди, стоящие у власти, являются всего лишь вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко обозначенный период (конституционные демократии).

Политическая  власть может быть:

легальной и легитимной (оптимальный тип политического правления);

легальной, но нелегитимной (конец 2-го президентства Б.Н. Ельцина);

не легальной, но легитимной (тирания Писистрата1 в Афинах; легитимация власти большевиков, вслед за вооруженным переворотом принявших «Декрет о земле» и «Декрет о мире»);

не легальной и нелегитимной, но реально функционирующей (военные диктатуры, теневые олигархии, власть мафиозных кланов). 

 

 

1 В 546 году до н. э. высадился в районе Марафона и вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.




Информация о работе Понятие и функции политики