Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:55, лекция
Полноценное рассмотрение политического управления оказывается невозможным без уяснения содержания ряда основополагающих понятий, отражающих сферу политического. К их числу, прежде всего, следует отнести политологические категории «политика», «политическая власть», «политическая система», «политический институт» и «политический режим». Центральное место в системе категорий политических наук, включая и науку политического управления, занимает категория политики. Начиная с античности, и по сегодняшний день было дано множество определений политики, некоторые из которых представлены ниже.
1. Политика и ее основные функции.
2. Политическая власть. Легитимность и легальность политической власти.
3. Политическая система и политические институты.
4. Политический режим.
В самом общем плане, власть можно понимать как возможность для одних людей (субъектов власти) управлять действиями других людей (объектов власти), подчинять их своей воле.
Выделяют ряд форм власти (властного влияния), с точки зрения различия средств подчинения и мотивации (внутреннего оправдания) подчинения объектом власти: сила (насилие), принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет [см.: 9].
В таблице 3 представлены их основные особенности.
Таблица 3. Особенности различных форм власти (по В. Ледяеву)
№ п/п |
Форма власти |
Способ и/или мотивы подчинения |
1 |
Сила (насилие) |
Лишение объекта свободы и самой возможности действия (политического), репрессия |
2 |
Принуждение |
Угроза применения силы |
3 |
Побуждение |
Вознаграждение в обмен на подчинение (материальное, статусное и т.п.) |
4 |
Убеждение |
Рациональные аргументы (разумные доводы) субъекта |
5 |
Манипуляция |
Скрытое влияние субъекта на приятие решения объектом, основанное на неполноте и «смещении» информации, на суггестии |
6 |
Авторитет |
Репутация, статус субъекта, вера объекта в его особые качества (профессионализм, компетенция, моральное право на принятие решений и др.) |
Политическая власть в обществе означает способность и возможность субъектов политики осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.
К признакам (особенностям) политической власти относят следующие.
В реальном историческом процессе, а также в политических теориях и проектах проявили себя либо были выделены гипотетически важнейшие формы политического властвования, некоторые из которых необходимо прокомментировать. Это, в частности:
автократия – неограниченная верховная власть одного лица (деспота, абсолютного монарха, «фюрера», генсека, военного диктатора и т. п.);
аристократия: а) правление представителей родовой знати; б) «идеальная» аристократия – правление «благородных духом» (например, «философов» у Платона);
меритократия – власть достойнейших, отдалённейших, происходящих из разных слоев общества; «элита заслуг»;
бюрократия (рассматриваемая здесь не как слой чиновников-управленцев или способ управления, а как форма властвования) – «власть канцелярий», «правление чиновников», решающее влияние на характер политических решений и приоритеты государственной политики слоя чиновников (государственных служащих), подчинение (ассимиляция) правящей элиты интересам исполнительного аппарата (не обоснованный растущей эффективностью управленческого труда рост зарплат, привилегий госслужащих на фоне деградации экономической и др. сфер общественной жизни и др.);
охлократия (от греч. «толпа») – периоды властвования толпы, когда политические решения принимаются не легальными институтами власти, а толпой, либо под её давлением; часто под влиянием коллективных эмоций, а не рациональных соображений; характеризует слабость или кризисное состояние политических институтов;
олигархия – а) «власть немногих», правление группы лиц в собственных интересах, часто за счёт общественных ресурсов, с их полной или частичной приватизацией. Тяготеет и к «приватизации» власти, устранению или фальсификации (имитации) политической конкуренции; б) в узком смысле – прямое (Платон) или опосредованное политическое правление богатейших граждан;
теократия – политическая власть первосвященника, духовенства; совмещение в одних руках высшей духовной и светской (государственной) власти;
геронтократия – от греч. «правление старцев», «власть стариков»: преобладание в составе правящей политической элиты лиц пожилого возраста. Рассматриваются как возможные недостатки геронтократии – консерватизм, малая мобильность и эффективность деятельности, проблемы имиджа и др. (например, Л.И. Брежнев и «брежневское» Политбюро ЦК КПСС), так и возможные преимущества – правление, основанное на опыте, мудрости (не случайно занятие высших государственных должностей часто ограничивается возрастными цензами);
феминократия – «женское правление», потенциально возможное при преобладании женщин в составе правящей политической элиты, либо при автократии во главе с женщиной.
При характеристике качеств политической власти, её конкретных проявлений в различных странах используют категории «легальность» и «легитимность».
Термин «легальность политической власти» обозначает ее законность: законность происхождения власти и используемых ею методов властвования.
Легитимность (от лат. legitimus – законный) – оправдание власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждения в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества. Она представляет ценностный, культурный аспект власти; она не может быть навязана правящим режимом, а возникает из однородности политических установок, нравов, традиций и выражает доверие к власти.
Легитимность – это:
Мнение
«Легитимен всякий режим, с которым согласен народ».
(Морис Дюверже, французский политолог)
М. Вебер выделял три основных способа легитимизации власти:
1) традиционный;
2) харизматический;
3) рационально-легальный.
Традиционная легитимность опирается на веру подданных в правомерность власти в силу обычаев, привычек повиноваться ей (монархии, патриархальная семья). Харизматическая легитимность основывается на вере людей в необыкновенные, магические свойства вождя; на его личном магнетизме, способности подчинять своей воле большие массы людей, ораторском даре. Рационально-легальная означает, что люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины как для руководителей, так и для управляемых. Здесь люди, стоящие у власти, являются всего лишь вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко обозначенный период (конституционные демократии).
Политическая власть может быть:
легальной и легитимной (оптимальный тип политического правления);
легальной, но нелегитимной (конец 2-го президентства Б.Н. Ельцина);
не легальной, но легитимной (тирания Писистрата1 в Афинах; легитимация власти большевиков, вслед за вооруженным переворотом принявших «Декрет о земле» и «Декрет о мире»);
не легальной и нелегитимной, но реально функционирующей (военные диктатуры, теневые олигархии, власть мафиозных кланов).
1 В 546 году до н. э. высадился в районе Марафона и вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.