Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 08:20, реферат

Описание работы

Я выбрала данную тему для реферата, потому что она мне показалась наиболее интересной. Основной задачей, которую я поставила перед собой в этой работе-это наиболее полно раскрыть сущность основных черт конституции. Моя работа посвящена теме «Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации ». Но прежде чем приступить к раскрытию главного вопроса темы, необходимо уяснить, что же такое Конституция, ее основные признаки и система.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...1
1. Конституция РФ………………………………………………………………..2
1.1 Понятие Конституции, история принятия и функции…………………….2
1.2 Структура Конституции, основное содержание глав……………..………3
1.3 Социальные и юридические свойства Конституции РФ………………….4
2. Конституционный строй РФ…………………………………………………..6
2.1 Понятие Конституционного строя РФ……………………………………6
2.2 Характеристика основ конституционного строя (глава 1)………………7
3. Конституционный Суд РФ — основной орган правовой охраны Конституции РФ………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………12
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

   Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

- особая охрана (в ней  задействована вся система государственных  органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных  правовых формах).

    Также хотелось  бы отметить, что система охраны  Конституции РФ еще находится  в стадии становления и далека  от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы  свидетельствует о повышении  роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку  именно Конституция, принятая всенародным  голосованием, должна ограничивать  граждан РФ от произвола государственных  органов, обеспечивать достойное  существование всем гражданам  России и не допустить возврата  к тоталитаризму.

 2. Конституционный строй РФ

  2.1 Понятие  Конституционного строя РФ

  Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

   Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства.

   Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

   В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

   Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

 

   Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

   Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

   Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

   В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

   Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Первая глава Конституции России 1993 г., которая, как и во всех конституциях стран мира, содержит наиболее общие, отправные, принципиальные положения, называется «Основы конституционного строя». Конституции республик в составе РФ чаще всего содержат такой же заголовок, хотя иногда уточняют, что речь идет об основах конституционного строя данной республики. В уставах других субъектов РФ подобный заголовок встречается очень редко. По понятным причинам первые главы их уставов называются «Основные положения», «Общие положения», «Основы правового статуса» края, области, автономного округа и т.д. Несмотря на разные заголовки и формулировки статей, основы конституционного строя на всей территории РФ, а, следовательно, в ее субъектах являются едиными и не могут быть иными.

2.2 Характеристика  основ конституционного строя (глава 1)

   В российской науке конституционного права существуют разные определения основ конституционного строя, однако все они едины в том, что это фундаментальные политико-правовые ценности, конституционные принципы устройства современного российского общества и государства. Поэтому не случайно в Конституции РФ основы конституционного строя не только занимают привилегированное, первое место по отношению к другим главам, но и имеют особое юридическое значение.

   Во-первых, основы конституционного строя не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ 1993 г. (ч.1 ст.16). Это означает что, в случае необходимости внесения любого изменения в главу 1 необходимы пересмотр действующей и принятие новой Конституции России (ст. 134, 135 Конституции РФ). Требование пересмотра обусловлено тем фактором, что каждая конституционная норма главы 1 является нормой-принципом, который конкретизируется, развивается в нормах других глав Конституции, а все основы конституционного строя образуют систему взаимосвязанных норм-принципов, обладающих внутренним единством. Вследствие этого, например, при необходимости исключения из главы 1 нормы о федеративном государстве (ч 1 ст. 1) все положения главы 3 «Федеративное устройство», часть норм глав 4,5,6, устанавливающих статус Президента РФ, федерального парламента РФ, Правительства РФ в федеративных отношениях, также должны быть исключены из текста Конституции РФ , что, в свою очередь, означает «разрушение»всей правовой конструкции Основного закона России.

   Во-вторых, основы конституционного строя самодостаточны, обладают определенной самостоятельностью от других глав Конституции РФ, являются своего рода «малой конституцией» России или «конституцией в конституции», поскольку Основной закон РФ допускает внесение поправок и изменений в другие главы Конституции РФ (ст. 134, 136, 137), при этом они (поправки, изменения) не должны противоречить основам конституционного строя (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).

   В-третьих, в связи с тем, что положения глав Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя, при толковании отдельных норм глав 2 – 9 следует исходить из приоритета основ по отношению к другим нормам Конституции РФ, т.е. осуществлять толкование исходя первоначально из основ конституционного строя во взаимосвязи с толкуемыми нормами, а не наоборот.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

1)человек, его права и  свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина;

2)суверенитет её многонационального  народа (ст.3), что означает – верховенство  народной власти, право народа  быть носителем суверенитета  и единственным источником власти  в РФ;

3)государственный суверенитет  РФ (ст.4), означающий, что государственная  власть в РФ едина, верховна и независима;

4)федерализм (ст.5), обеспечивающий  государственную целостность России  и разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ;

5)разделение властей на  законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти  “сдерживают” друг друга, не  допуская сосредоточения власти  в руках одного органа;

6)Россия – социальное  государство (ст.7). Этот принцип закрепляет  социальную ответственность государства  за удовлетворение потребностей  членов общества и создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека;

7)установление рыночной  экономики. Это проявляется в  признании и защите различных  форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);

8)идеологическое и политическое  многообразие (ст.13). Их суть состоит  в том, что никакая идеология  в России не может быть провозглашена  в качестве государственной или  обязательной и признании многопартийности;

9)Россия – советское  государство. Это означает, что в  России не допускается установление  никакой религии в качестве  государственной или обязательной, религиозные объединения отделены  от государства и равны перед  законом (ст.14).

 

Основы конституционного строя как конституционные нормы можно разделить на следующие группы:

1.  Нормы, регулирующие политические отношения или учреждающие принципы организации политической системы Российского государства: суверенное государство (ст. 4, 15), республиканская форма правления (ст.1, 10, 11), демократическое государство (ст.1, 2, 3, 10, 11, 15), федеративное государство (ст.1, 5, 11, 15), организация местного самоуправления (ст. 3, 12), органы государственной власти (ст. 10, 11), основы правовой системы (ст.4, 5, 15, 16);

2.  Нормы, регулирующие  социальные отношения или учреждающие  принципы организации социальной  системы Российского государства: социальное государство (ст. 7);

3.  Нормы, регулирующие  экономические отношения или  учреждающие принципы организации  экономической системы Российского  государства: единство экономического  пространства, свободное перемещение  товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности (ч.1 ст.8); многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные) (ч. 2 ст. 8), в том числе на землю и природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9);

4.  Нормы, регулирующие  духовные (идеологические) отношения  или учреждающие принципы организации  идеологической системы

Российского государства: светское государство (ст. 14,); идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13).

 

   Таким образом, основы конституционного строя – это совокупность конституционных норм, установленных в главе 1 Конституции РФ, учреждающих принципы организации политической, экономической, социальной и духовной (идеологической) систем Российского государства. Основы конституционного строя является сложными общими правовыми принципами, поэтому их характеристика возможна лишь во взаимосвязи с конкурирующими нормами других глав Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов.

  

3. Конституционный  Суд РФ — основной орган  правовой охраны Конституции РФ

                                       

   Российской Федерацией  избрана австрийская (европейская) модель конституционного контроля, в соответствии с которой ведущее  место в системе мер правовой охраны Конституции принадлежит специализированному судебному органу — Конституционному Суду РФ (до 1990 г. в России на конституционном уровне закреплялась модель парламентского (несудебного) конституционного контроля).

   Порядок формирования  и организация Конституционного  Суда РФ 

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.

   В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей — известные ученые-юристы).

    Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз — не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации

   Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным — он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет — обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.

Информация о работе Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации