Понятие и основные классификации политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение политических режимов, их классификации, а так же политический режим современной России.
Для достижения своей цели, я ставлю в своей работе следующие задачи:
дать общую характеристику политическому режиму.
выделить основные признаки демократического политического режима.
выделить основные признаки и виды антидемократического политического режима .
Объектом курсового исследования является политический режим, представленный во всем многообразии его видов и исторических проявлений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика политического режима…………….…………5
1.1. Понятие и признаки политического режима..……………………………...5
1.2. Соотношение политического и государственного режимов………………6
1.3. Классификация политических режимов…………………………………….6
Глава 2. Демократический политический режим……………………………….8
2.1. Классификация видов демократического политического режима………..8
2.2. Политический режим современной России...……………………………..11
Глава 3. Антидемократический политический режим………………………...19
3.1. Классификация видов антидемократического политического режима....19
3.2. Тоталитарный политический режим...…………………………………….20
3.3. Авторитарный политический режим...…………………………………….22
3.4. Другие антидемократические политические режимы…...……………….25
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1курс.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

     На  основе этих критериев в разные эпохи и в отдельных странах выделяются различные модификации существовавших и существующих политических режимов. Так, в период рабовладения наиболее типичными были деспотические, теранически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Распространенными в эпоху феодализма являлись абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский режимы, а также режим «просвещенного абсолютизма». В последующем сложились либеральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский, расистско-националистический, диктаторский и другие разновидности политического режима.

     В  современной политической науке  в большинстве стран в зависимости  от набора и сочетания методов  и средств государственного правления и политического властвования, политические режимы, как правило, сводят к трем основным типам: тоталитарному, авторитарному и демократическому1. Каждый из типов политического режима обладает специфическими чертами, реальным содержанием форм своей организации и функционирования.

 

 

 

 

Глава 2.  Демократический политический режим.

2.1. Классификация видов демократического политического режима.

     Демократический политический режим представляет собой такую технологию организации политического властвования и управления, которая основана на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел, наделении граждан широким кругом прав и свобод. Демократия2, составляющая сердцевину демократического политического режима, означает народовластие, широкие права и возможности народа в принятии и реализации политических решений. Демократический политический режим представляет такое правление, при котором народ участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Характеризуется следующими чертами:

  1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

 

  1. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

 

  1. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

 


1См. : Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. С. 222-223; Забелин П.В., Дрягилев Л.А., Федцов В.Г. Политология: Учеб.-практич. Пособие для вузов. М.: Приор, 2002. С.33; Каменская Е.В. Политология: Курс лекций. – 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С.94; Тавадов Г.Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. С. 124, и др.

2 От лат. Demos – народ, kratos – власть.

    1. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
    2. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
    3. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

 

В зависимости от форм участия народа в осуществлении  власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Законодательство многих стран  предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.                                                                                                   Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).                                                                                       Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.

К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в  СМИ.

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

     Демократический политический  режим не является идеальным, а демократическое правление может иметь многочисленные изъяны и издержки. Известный английский политик Уинстон Черчилль( 1874 – 1965), который долгое время был премьер-министром Великобритании, отмечал, что «демократия – наихудшая из систем власти, за исключением всех остальных»1. Однако человечество пока ничего лучшего не придумало и поэтому демократия является сегодня наиболее справедливой формой правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.

 

    2.2. Политический режим современной России.

    

     Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти

 


1 Цит. по: Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: Юрайт-издат, 2005. С. 259.

тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией  экономики, ее неприспособленностью к  какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

     Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов1.

 1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.                                                           Сложность реформирования тоталитарной организации труда в России заключается в том, что для его осуществления необходимо, кроме всего


1 См.:  Боброва К.Н. Форма государства в России / Вестник Московского университета МВД Россию – 2007. № 5. С.38-39

прочего, значительно поднять уровень  оплаты труда наемной рабочей силы.

Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, причем за значительно меньшую плату. Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то становится очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.

     В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных работников и бедноты, которые теперь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

     Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Наивная надежда на чудодейственность частной собственности или рыночных механизмов быстро развеялась. Национально-государственная идеология опирается лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», о которой после выборов никто не вспоминает.

     Как это увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как норму. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств отличия нынешней политики от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность. В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода государственной власти из-под контроля. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

Информация о работе Понятие и основные классификации политических режимов