Понятие и сущность политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.

Файлы: 1 файл

политические процессы.docx

— 174.70 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и сущность  политического процесса

 

Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.

Движущей силой политического  процесса выступают противоречия, возникающие  в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического  процесса. Именно субъекты-участники  своими действиями производят изменения  в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь  и ведут борьбу за наиболее благоприятные  политические условия реализации своих  интересов.

Сущность политического  процесса заключаются в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического  властвования и политического участия, политической [c.340]культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.

Содержание политического  процесса включает в себя: а) социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия; в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; г) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформы, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие, конфликты и сотрудничество, избирательная кампания. Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Именно последние играют роль генератора политического процесса.

В целом можно выделить три аспекта политического процесса с точки зрения:

а) субъектов и объектов политического процесса в соотношениях терминов “участник”, “автор”, “субъект” и “объект” или “носитель” тех или иных отношений процесса; б) политического пространства и время (ситуационный анализ) политическая ситуация, как исходный компонент политического процесса, расстановка, перегруппировка, соотношение политических сил; в) плоскости взаимодействия: 

  • линия государственного управления (функциональный аспект деятельности государства, госуправление и политический режим); 
  • партийная стратегия и тактика (функциональная сторона); 
  • политическое участие на 3-х уровнях: на уровне общественных объединений, социальных общностей и индивидов, который в свою очередь раздваивается на политическое лидерство и на политическое участие отдельных граждан.

 

2 Особенности политического процесса

Особенности политического  процесса всегда обусловлены соответствующим  политическим поведением, деятельностью  его участников. Политическая деятельность определяется самой природой политики - установлением соответствующих  политических отношений между субъектами политики, которые часто имеют  противоположные запросы и интересы, суждения и направления активности.

Политическая деятельность всегда индивидуальна. Речь идет о индивидуальный стиль политической деятельности не как совокупность отдельных качеств, а как целенаправленную систему взаимосвязанных действий, с помощью которых достигается определенный результат.

В зависимости от характера  поведения участников политического  процесса разделяют на лидеров, активистов, последователей, лидеров общественного  мнения. Лидеры, как правило, возглавляют  политическое движение благодаря подготовленности, своему авторитету, социальному статусу  и т.д. Активисты выступают посредниками между лидерами и теми, кто их поддерживает. Они влияют на рядовых  участников политических действий и  процессов, несколько меняют стратегию  и тактику политического действа, а главное - активно помогают лидерам  в их деятельности. Последователи  имеют разную степень политической, социальной активности, в целом поддерживают идеи лидеров, но по разным причинам недостаточно четко осознают даже собственные  интересы в политической борьбе, а  потому менее деятельные, чем активисты. Лидеры общественного мнения своей  не столько организаторской деятельностью, сколько интеллектуальной (особенно в средствах массовой информации) усиливают эмоциональное, психологическое  напряжение вокруг проблем, которые  являются предметом политики.

Политическое поведение, взаимодействие различных социальных групп, личностей, социальных, политических институтов называют политическими  отношениями. Существуют две формы  политических отношений: политическая деятельность, которая отражает динамизм политических отношений, их зависимость  от усилий конкретных участников политического  процесса, и политическая организация, которая отражает структурированность  политических отношений, их сформированность на основе определенных норм и правил.

Политическое участие  не только обеспечивает реализацию интересов  и запросов гражданина в процессе политической деятельности, а является действенным средством политической социализации, формирования политической культуры, гражданской позиции личности.

В процессе политической деятельности политик, общественный деятель вступает в определенные контакты с другими  политиками, имеет отношения с  государством, идеологией, политикой, властью. Эти отношения во многом определяются тем, насколько политик  знает их сущность, особенности функционирования, как владеет приемами, технологиями политической деятельности. Ведь ему  приходится жить и действовать по конкретному политическому режиму, определенных политических партий, общественных объединений, других субъектов политики.

 

3. Типология, классификация  политических процессов

Политический процесс  представляет собой последовательно  сменяющие друг друга взаимосвязанные  явления и события, происходящие в политической жизни общества.

В зависимости от ряда признаков существуют различные  типы и разновидности политического  процесса.

Типология политического  процесса:

1.       Внутриполитический и внешнеполитический. Т.е. подразделяется в зависимости от объекта проявления политической воли (2).

2.       Неангажированный (добровольный) и ангажированный (спонтанный). Т.е. рассматривается с точки зрения характера политического участия.

Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти.

При ангажированных (1) политических процессах преобладают  навязанные гражданам формы политических отношений и жёстко централизованные методы принятия управленческих решений (например, авторитарные лидеры и монархи; военная элита; или единственная в стране партия).

3.       Открытый и скрытый (теневой). Т.е. можно выделить с точки зрения публичности осуществления участниками политического процесса своих функций и полномочий.

Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности этапов принятия политических решений, корректировке  программ.

Скрытый процесс  базируется на публично неоформленных  политических  институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещённые, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.

4.       Революционные и эволюционные. Т.е., подразделяются политические процессы по характеру и методам преобразования власти.

Революционный политический процесс – это относительно быстрое  изменение власти, которое может  осуществляться как мирными, так  и насильственными средствами.

Эволюционный – где изменение властно-политических структур происходит путём постепенных преобразований и реформ.

5.       Стабильные и нестабильные. Т.е., можно выделить с точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы

Стабильный – характеризуется устойчивыми формами политического поведения граждан.

Нестабильный – возникает в условиях кризиса, как проявление необходимости изменения политического курса.

Политический процесс, таким образом, не есть что-то иное по сравнению с политикой или  политической жизнью, а их специфическая  динамическая характеристика, отражающая различные аспекты воспроизводства  и изменения политики.

 

 

 

4. Субъекты политического процесса

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая с течением времени  совокупность норм и правил, а также  организационного потенциала, упорядочивающих  политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов  политического процесса, выступает  государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными  субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а  также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать  в политике не только в институциональной  форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в  политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей  части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых  целей индивиды могут создавать  специальные группы, отличающиеся различной  степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического  процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и  субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного  развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности  между гражданином и определенной партией, будет определяться другими  параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями  развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего  характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

 

5. Динамика (стадии пол-ого процесса)

Динамика  политического процесса – это циркуляция разнообразных по силе и направленности потоков политической активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок.

Выделяются два  основных режима протекания политических процессов:

Информация о работе Понятие и сущность политического процесса