Понятие и сущность политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.

Файлы: 1 файл

политические процессы.docx

— 174.70 Кб (Скачать файл)

1) режим функционирования;

2) режим развития.

А) Режим функционирования – это период устойчивой деятельности политических институтов, применения государственной властью традиционных методов управления, отлаженного действия политических процедур (конституционных, законодательных, избирательных и др.), ожидаемого поведения всех политических субъектов. Для режима функционирования характерна цикличность – повторяемость стадий и способов взаимодействия основныхсубъектов политики.

Внутри цикла  политического процесса американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили несколько фаз (стадий) осуществления функций политики – системных (социализация, рекрутирование, коммуникации) ипроцессуальных (артикуляция интересов, их агрегирование, выработка конкретных политических мер их осуществления).

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп (т. е. их формулирование и выражение в общепонятной форме).

На второй стадии происходит «агрегирование интересов»ь – их укрупнение, сведение частных (местных, отраслевых, интересов в обобщённый политические интерес, выразителем которого становятся крупные политические партии и движения.

На третьей стадии достигается «консенсус» (согласие) основных заинтересованных сил и вырабатываетсяопределенная политика (главным образцом, благодаря деятельности органов законодательной власти).

На четвертой стадии осуществляются коллективные аналитические решения, воплощаемые в практической деятельности органов исполнительной власти (мобилизация экономических ресурсов, исполнение бюджета и др.)

Стереотипные способы  решения политических проблем воплощаются  в политических технологиях. К их числу относятся:

- избирательные  технологии;

- информационно-аналитические  технологии;

- рекламно-имиджевые технологии;

- политический маркетинг;

- лоббирование;

- политическое консультирование  и др.

Избирательные технологии – это комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и иных мероприятий, направленных на достижение победы на выборах отдельного кандидата в депутаты или определенной политической партии.

Для организации избирательной компании создается «команда»(«штаб»). В её составе существует три уровня:

- организационное  ядро (руководители-координаторы, финансовые  директора и агенты, доверенные  лица, пресс-секретари, начальники  технических служб безопасности, транспорта и др.);

- «узкие специалисты» (аналитики, прогнозисты, имиджмейкеры, юристы, составители речей и др.);

- «рядовые активисты» (сборщики подписей, расклейщики  плакатов, распространители листовок  и др.).

«Мозговой центр» («штаб») разрабатывает общую стратегию  избирательной кампании в зависимости  от наличия ресурсов. «Узкие специалисты» выявляют наиболее актуальные социальные проблемы и методы ведения предвыборной борьбы, создают имидж кандидата. «Рядовые активисты» выполняют конкретные действия по завоеванию поддержки избирателей.

Другим вариантом  политической технологии является лоббизм (от английского «лобби» – коридор, «кулуары парламента»). Изначально лоббизм понимался как теневая, закулисная политика и вызывал осуждение (уподоблялся политической коррупции, продажности). Однако в США, например, лоббирование было легализовано в 1946 г., а в 1995 г. был принят закон об открытости лоббирования, требующий от лоббистов указания своих клиентов и раскрытия финансовых отношений с ними. (Одновременно предусматривались наказания за фальсификации, ограничивалось лоббирование в пользу иностранных государств).

Лоббисты действуют «внутри» властных структур, представляя интересы различных групп (экспортёров, импортёров, агропромышленного комплекса, военно-промышленного комплекса и др.); они добиваются позитивных для своих клиентов решений, применяя манипулирование финансовыми средствами различных фондов, используя обещания поддержки в избирательных кампаниях, при проведении других законопроектов и т. д.

Б) Режим развития означает более или менее радикальное изменение в деятельности политических институтов.

1. Возможны как революционные, так и реформационные изменения.

Революционные изменения меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, роль и место главных политических акторов и др.).

Реформационные изменения направлены на совершенствование (преобразование) отдельных сторон политической системы.

Порой радикальные  преобразования политической системы  достигаются мирным, реформаторским путем: так было в Восточной Европе в конце 1980-х–начале 1990-х годов. (Этот процесс слияния революционаризма с реформаторством Т. Г. Эш назвал «рефолюцией»).

2. Изменения могут  быть как прогрессивными, так и регрессивными.

Большинство современных  политологов считает, что прогрессивны такие изменения, в результате которых:

- политическая система  лучше адаптируется к обновляющимся  социальным требованиям;

- нарастает дифференциация  структур и функций государственного  управления;

- сокращается применение  государственного насилия;

- возрастают возможности  социального давления на политическую  систему;

- повышается компенсация  политических элит;

- активизируется  интеграция общества и т. д.

Если изменения  носят противоположный характер, то они регрессивны. Если изменений не происходит вовсе, то наблюдается одноплановый (плоскостной) тип развития политической системы.

3. Политическая система  может испытывать «внутрисистемные» и «переходные» («транзитные») преобразования.

«Внутрисистемные» преобразования направлены на совершенствование функционирования данной политической системы.

«Переходные («транзитные») преобразования приводят к смене одной системы другой (по К. Марксу: первобытность – рабовладение – феодализация – капитализм – коммунизм; по современной западной концепции: доиндустриальное общество – индустриальное общество – постиндустриальное, информационное общество).

 

6. Особенности политического  процесса в России.

Политический процесс  в России представляет собой широкую  палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые  задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью  общества, особенностями исторического  развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей  и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных  демократиях. Поведение субъектов  власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

Первая особенность  политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к рыночной экономике статусная  дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с  первой. Нарастающее экономическое  неравенство в обществе, вызванное  перераспределением государственной  собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности  формируют разнородную массу  политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство  как организованная сила. Однако, поскольку  монополия государства на собственность  и ресурсы сокращается, постольку  растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического  процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического  жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического  процесса кроется в различном  понимании ценностей свободы  и демократии у зарождающихся  политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия  в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также  работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники  и т.д.) имели худшие стартовые  позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники  государственного аппарата, правящая элита, дельцы "теневой экономики". Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

Третья особенность  политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.


Информация о работе Понятие и сущность политического процесса