Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:50, контрольная работа
Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.
1) режим функционирования;
2) режим развития.
А) Режим функционирования – это период устойчивой деятельности политических институтов, применения государственной властью традиционных методов управления, отлаженного действия политических процедур (конституционных, законодательных, избирательных и др.), ожидаемого поведения всех политических субъектов. Для режима функционирования характерна цикличность – повторяемость стадий и способов взаимодействия основныхсубъектов политики.
Внутри цикла политического процесса американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили несколько фаз (стадий) осуществления функций политики – системных (социализация, рекрутирование, коммуникации) ипроцессуальных (артикуляция интересов, их агрегирование, выработка конкретных политических мер их осуществления).
На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп (т. е. их формулирование и выражение в общепонятной форме).
На второй стадии происходит «
На третьей стадии достигается «консенсус»
На четвертой стадии осуществляются коллекти
Стереотипные способы решения политических проблем воплощаются в политических технологиях. К их числу относятся:
- избирательные технологии;
- информационно-аналитические технологии;
- рекламно-имиджевые технологии;
- политический маркетинг;
- лоббирование;
- политическое консультирование и др.
Избирательные технологии – это комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и иных мероприятий, направленных на достижение победы на выборах отдельного кандидата в депутаты или определенной политической партии.
Для организации избирательной компании создается «команда»(«штаб»). В её составе существует три уровня:
- организационное
ядро (руководители-координаторы, финансовые
директора и агенты, доверенные
лица, пресс-секретари, начальники
технических служб
- «узкие специалисты»
(аналитики, прогнозисты,
- «рядовые активисты» (сборщики подписей, расклейщики плакатов, распространители листовок и др.).
«Мозговой центр» («штаб») разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от наличия ресурсов. «Узкие специалисты» выявляют наиболее актуальные социальные проблемы и методы ведения предвыборной борьбы, создают имидж кандидата. «Рядовые активисты» выполняют конкретные действия по завоеванию поддержки избирателей.
Другим вариантом политической технологии является лоббизм (от английского «лобби» – коридор, «кулуары парламента»). Изначально лоббизм понимался как теневая, закулисная политика и вызывал осуждение (уподоблялся политической коррупции, продажности). Однако в США, например, лоббирование было легализовано в 1946 г., а в 1995 г. был принят закон об открытости лоббирования, требующий от лоббистов указания своих клиентов и раскрытия финансовых отношений с ними. (Одновременно предусматривались наказания за фальсификации, ограничивалось лоббирование в пользу иностранных государств).
Лоббисты действуют «внутри» вл
Б) Режим развития означает более или менее радикальное изменение в деятельности политических институтов.
1. Возможны как революционные, так и реформационные изменения.
Революционные изменения меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, роль и место главных политических акторов и др.).
Реформационные изменения напра
Порой радикальные
преобразования политической системы
достигаются мирным, реформаторским
путем: так было в Восточной Европе
в конце 1980-х–начале 1990-х годов. (Этот
процесс слияния
2. Изменения могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
Большинство современных политологов считает, что прогрессивны такие изменения, в результате которых:
- политическая система
лучше адаптируется к
- нарастает дифференциация
структур и функций
- сокращается применение государственного насилия;
- возрастают возможности
социального давления на
- повышается компенсация политических элит;
- активизируется интеграция общества и т. д.
Если изменения
носят противоположный
3. Политическая система
может испытывать «
«Внутрисистемные» преобразования направлены на совершенствование функционирования данной политической системы.
«Переходные («транзитные») преобразования приводят к смене одной системы другой (по К. Марксу: первобытность – рабовладение – феодализация – капитализм – коммунизм; по современной западной концепции: доиндустриальное общество – индустриальное общество – постиндустриальное, информационное общество).
6. Особенности политического процесса в России.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
В условиях перехода
России к рыночной экономике статусная
дифференциация дополняется социально-
Отсюда вытекает
вторая особенность политического
процесса в России - отсутствие консенсуса
между участниками
Новые политические
силы, представляющие интересы зарождающегося
класса предпринимателей, а также
работников бюджетных сфер (учителя,
медики, инженерно-технические
Третья особенность
политического процесса в России
состоит в его
Информация о работе Понятие и сущность политического процесса