Понятие и типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:00, лекция

Описание работы

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы. Понятие политического режима раскрывает функциональный характер политической системы. Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как: объем и уровень свобод в обществе; методы осуществления государственной власти; характер взаимоотношений между государством и обществом; характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения); ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);способы формирования политических институтов; методы выработки политических решений.

Файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 50.97 Кб (Скачать файл)

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участи и парода. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

 

Основные характеристики авторитарного политического режима:

o в центре и на местах происходит  концентрация власти в руках  одного или нескольких тесно  взаимосвязанных органов государства (или одного сильного лидера) при  одновременном отчуждении народа  от реальных рычагов государственной власти;

o игнорируется, ограничивается принцип  разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные структуры  подчиняют себе все остальные  органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

 роль представительных органов  власти ограничена, хотя они и могут существовать;

o суд выступает по сути вспомогательным институтом, наряду с ним могут использоваться и внесудебные органы;

o сужена или сведена на нет  сфера действия принципов выборности  государственных органов и должностных  лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

o в качестве методов государственного  управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

o сохраняется цензура, "полугласность";

o допускается частичный плюрализм

o права и свободы человека  и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются;

o "силовые" структуры обществу  практически неподконтрольны и  используются подчас в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, клерикальный, военный и иные разновидности данного режима.

 

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран).

Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей. Типичный пример - военное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Саддаме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных следующим:

1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм  предполагает наличие сфер социальной  жизни, не охваченных государственным контролем;

2) при тоталитарном правлении  осуществляется массовый систематический  террор по отношению к противникам, в авторитарном же обществе  проводится тактика избирательных  репрессий, направленных на предотвращение  возникновения оппозиции. В то  же время в литературе имеет  право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий  и итальянский фашизм (тоталитаризм) как крайнюю форму авторитаризма.

3) при авторитаризме высшей ценностью  является государство как средоточие  властных функций (идея государства  как надклассового вер­ховного арбитра);

4) авторитарные диктатуры предпочитают  сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитариз­му, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

5) в отличие от тоталитаризма, при котором систематический  тер­рор проводится легально и организованно, при авторитаризме использу­ется практика избирательного террора.

Существенными чертами авторитаризма являются:

монополия на власть одной группы, партии или коалиции, кото­рая никому не подотчетна;

полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

сильно централизованная монистическая структура власти;

сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом:

наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

использование силовых структур для удержания власти.

 

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным  носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и  делегируется им. Этот принцип  не предполагает принятия политических  решений непосредственно народом  как, например, на референдуме. Он  лишь предполагает, что все носители  государственной власти свои  властные функции получили благодаря  народу, т.е. непосредственно путем  выборов (депутаты парламента или  президент) или косвенно через  выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту  правительство);

2. Свободные выборы представителей  власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур  как следствие свободы образования  и функционирования политических  партий; свободу избирательного  права, т.е. всеобщее и равное избирательное  право по принципу «один человек  — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство  тайного голосования и равенство  для всех в получении информации  и возможности вести пропаганду  во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству  при строгом соблюдении прав  меньшинства. Главная и естественная  при демократии обязанность большинства  — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику  и праву сменить, по итогам  новых выборов, бывшее большинство  у власти;

4. Реализация принципа разделения  властей. Три ветви власти —  законодательная, исполнительная и  судебная — имеют такие полномочия  и такую практику, что два «угла»  этого своеобразного «треугольника»  при необходимости могут блокировать  недемократические, противоречащие  интересам нации действия третьего  «угла». Отсутствие монополии на  власть и плюралистический характер  всех политических институтов  — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство  закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая  на лица, перед законом все  равны. Отсюда «фригидность», «холодность»  демократии, т.е. она рациональна. Правовой  принцип демократии: «Все, что не  запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:

президентские республики;

парламентские республики;

парламентские монархии.

Принципы демократии

 

Принципы и характерные черты демократии

 Принципы и черты демократии

Классическое определение демократии принадлежит американскому президенту А. Линкольну: "Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа." Этимология этого слова – народовластие – определяет и ряд исходных взаимосвязанных, принципов, без которых демократии в любом ее понимании быть не может (некоторые авторы называют их "основополагающими законами демократии").

Ядром демократии, ее основополагающей идеей является суверенитет народа. Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя:

народ является единственным и высшим источником власти в стране;

государственная власть только тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путем свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах;

народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа;

народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами;

в период выборов и в соответствии с нормами права народ имеет безусловное право и реальный механизм смены власти, а также структурного изменения характера государственной власти;

в случае явного злоупотребления власти доверием народ, перерастания власти из инструмента реализации интересов народа в инструмент тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство.

Второй важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа организации власти является личность человека, которая признается наивысшей ценностью в стране. Это означает:

общество и народ в целом рассматриваются не как некое монолитное образование,выражающее столь же монолитную единую волю, а как сумма независимых индивидов,отражающая сумму частных интересов отдельных личностей;

признается безусловный приоритет интересов личности, т.е. приоритет суммычастных интересов отдельных независимых индивидов над интересами государства;

признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммойправ и свобод и прежде всего - суммой так называемых естественных и поэтомунеотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются право на жизнь;

право на личную свободу, независимость и неприкосновенность;

право на частную собственность.

Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожитьсвою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, насвоей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью исам смог воспитать своих детей.

Поскольку источником этихестественных и неотъемлемых прав и свобод является не общество, не государство идаже не семья каждого индивидуума, а сама природа человека, то эти права не только немогут быть поставлены под сомнение, ограничены или изъяты у индивида, но фактическиони изымаются из ведения общества и государства. Кроме этого личность в демократическом обществе имеет и другие многочисленные права и свободы (политические, гражданские, экономические социальные т.п.), многие из которых фактически приобретают статус неотъемлемых.

Понятие право человека означает совокупность правовых норм взаимоотношений свободных индивидов между собою, а также с государством и обществом в целом, обеспечивающих возможность действовать по своему выбору и получать определенные блага для жизни.

Права, обеспечивающие возможность выбора в поведении и деятельности человека, составляют свободы. Права и свободы человека, как важнейший элемент демократии, образуют целостную систему, из которой нельзя изъять ни одно звено, чтобы не разрушить ее.

Права личности делятся на негативные, охраняющие свободу индивидаи включающие обязанности общества, государства не совершать негативных по отношению к личности действий (произвольного ареста, пыток, жесткого обращения и пр.) и позитивные, означающие обязанности государства, общества предоставлять индивиду определенные блага (право на труд, на образование, на отдых и т. д.). Кроме того, права и свободы подразделяются на гражданские (личные), политические (связанные с возможностью участия в политике), экономические, социальные, культурные и др.

Современная политико-правовая концепция прав и свобод человека закреплена в документах ООН. Один из основополагающих таких документов – Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 г., (в свое время не подписанная СССР и признанная им в президентство М. Горбачева). ВДекларации раскрываются гражданские и политические права и свободы, перечислены негативные и позитивные свободы (в том числе – свобода передвижения, совести, демонстраций и др.), раскрывается содержание экономических, политических и культурных прав, включая право на жизненный уровень, необходимый для поддерживания благосостояния и здоровья и многое другое. Всеобщая Декларация прав человека является частью международного акта о правах.Помимо ее ООН были приняты ряд другихДеклараций и Конвенций, направленных на защиту прав человека и его достоинства.

Информация о работе Понятие и типология политических режимов