Понятие и типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:00, лекция

Описание работы

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы. Понятие политического режима раскрывает функциональный характер политической системы. Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как: объем и уровень свобод в обществе; методы осуществления государственной власти; характер взаимоотношений между государством и обществом; характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения); ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);способы формирования политических институтов; методы выработки политических решений.

Файлы: 1 файл

политический режим.docx

— 50.97 Кб (Скачать файл)

Третья характерная черта всех современных демократических режимов – плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

множественность и состязательность субъектов политики, разделение властей;

исключение монополии на политическую власть какой-либо одной партии;

многопартийность политической системы;

многообразие каналов выражения интересов, свободный доступ к ним для всех;

свободная борьба политических сил, состязательность элит, возможность их смены;

альтернативность политических взглядов в рамках законности.

В нашей стране, как и во всех странах входивших в состав СССР, в процессе демократизации общества, после обретения независимости стал развиваться и реальный политический плюрализм. Однако этот процесс происходит в очень сложных условиях на всем постсоветском пространстве, где традиции тоталитарной системы еще очень живучи.

Рассмотренные выше три главные сущностные принципы демократии в значительной степени определяют и ее четвертую характерную черту - правовойхарактер и способ устройства и организации общества и власти. Это означает, чтовся деятельность власти достаточно жестко регламентируется правом. При этом под правом подразумевается даже нетолько и не столько совокупность законодательных актов, которая в данном случае выступает в качестве формально конституированных норм права, а сумма хорошопонятных каждому человеку положений, в основу которых заложены: уважение кличности и признание ее естественных прав, свобод и законных интересов; традиционные представления о добре и справедливости, о нравственности и добродетели, а также оразумном, естественном порядке и ходе вещей, который позволяет так организовать устройство общества и государства, таким образом построить модель взаимоотношения между личностью, властью и различными социальными группами, что каждый из этихкомпонентов имеет возможность заниматься своим делом, не мешать друг другу повзаимному динамичному развитию, процветанию и благоденствию.

Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическоеравенство людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковыхобязанностей и меры ответственности граждан вне зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной социальной, национальной, расовой, этнической,языковой, религиозной, профессиональной группе; вне зависимости от социальногоположения или происхождения, занимаемой должности,вероисповедания (или отсутствия такового), идеологическихубеждений, членства в партии (или отсутствия такового), уровняобразования, наличия заслуг перед обществом и государством или отсутствия таковых.

Одним из элементов современной демократии является принцип большинства изменивший извечный, казалось бы порядок в обществе – господства меньшинства над большинством. Принцип большинства в реальной политической практике не должен применяться формально и измеряться только количественной стороной (сведение демократии лишь к господству большинства открыло в последствии дорогу в СССР для манипуляции массами правящей государственно-партийной верхушкой, на возможность чего обратил внимание русский философ Н. Бердяев еще в первые годы после "Великой октябрьской революции" - такая опасность не устранена и в наши дни). В сведении демократии к власти большинства видит опасность и английский философ К. Поппер. Ведь большинство может править тираническими методами – предупреждает он, - и поэтому при демократии власть правящих сил должна быть ограничена.

Проблема ущемления большинством интересов меньшинства, что можно считать постоянным фактором нарушения стабильности политической и общественной системы, вызвала необходимость дополнения принципа большинства гарантией прав меньшинства. Французский политолог М. Дюверже фиксирует это требование в своем определении демократии как власти большинства, уважающего право меньшинства. В развитых демократических государствах существует правовая защита меньшинства – экономического, политического, идеологического, этнического, религиозного и др. Это проявляется, в частности, и в законодательном закреплении прав оппозиции («Теневой кабинет», руководство парламентскими комитетами и др.).

Таковы основные сущностные характеристики демократии, ее базовые принципы. Однако, понятно, что эти принципы демократии не могут быть реализованы “сами по себе”, они могут воплотиться в жизнь только посредством деятельности людей, опирающихся на определенные экономические, социальные, политические и правовые “несущие конструкции” демократии. Такими опорами в экономической сфере является частная собственность граждан, собственность которая создает реальные экономические основы для независимости личности от власти и от различных социальных, политических, религиозных и тому подобных групп и интересов.

В качестве основных политических стабилизаторов и опор демократии выступают: во-первых, многопартийная система, основанная на принципах идейно-политического плюрализма; во-вторых, реализованный на практике принцип разделения государственной власти на три ее независимых ветви с параллельным созданием системы баланса власти, сдержек и противовесов для каждой из них, в-третьих, система свободных выборов, гарантирующая обществу возможность свободного политического волеизъявления и формирования органов государственной власти.

Правовые гарантии демократии обеспечиваются существованием системы правовых законов, основанных на принципиально-демократической конституции страны, которую нельзя изменять в зависимости от политической конъюнктуры, а также системой независимого правосудия.

Основные формы и типы демократии.

 

Формы и типы демократии

 Формы и типы демократии

Истории известны две основные формы демократии: прямая или непосредственная и представительская. Исторически первой формой демократии была именно непосредственная демократия. Ее суть состоит в том, что народ сам, непосредственно, напрямую принимал решения по жизненно важным для общества вопросам, обходясь при этом без выборов представителей и не передоверяя последним права принятия решений. Примерами такой, непосредственной демократии можно считать древнегреческие города-государства (Афины, Спарту), Новгородскую феодальную республику. Такая форма организации демократии была характерна именно для ранней стадии демократии, когда этот политический режим только зарождался и еще только отдаленно напоминал демократию в современном смысле. Незначительное количество лиц, участвовавших в демократическом процессе, (насчитывало, как правило,3-6 тысяч человек), что позволяло им собираться на городской площади или в поле под стенами города и простым большинством голосов принимать решения.

Понятно, что современная демократия не может по форме быть непосредственной. Современные страны, в которых живут десятки или даже сотни миллионов человек, в которых признано правовое равенство всех граждан, в которых существует в тысячи раз более сложные, чем в древних Афинах, экономические, социальные, политические, правовые, технические, экологические и иные проблемы, просто технически не могут по форме функционировать как прямая демократия. Современная демократия по своей форме чаще всего выступает как представительская, т.е. такая, когда народ не сам, а через своих представителей (президента, депутатов, губернаторов, мэров и т.п.) реализует свои функции источника и носителя суверенной власти.

По типу же современная представительная демократия относится к массовой или развернутой. Это означает, что существуют только два естественных ограничителя для включения в демократические отношения - совершеннолетие и состояние гражданства. Некоторые дополнительные условия (определенный срок проживания, владение государственным языком) применяется в большинстве стран современного мира лишь к претендентам на некоторые высшие выборные посты в государстве.

Подобный статус современной развитой демократии (представительская по форме и развернутая по сути) не исключает, однако, применение некоторых важных элементов прямой демократии: референдум, плебисцит, массовые манифестации, демонстрации, петиции и т.п.До сих пор речь шла в основном о достоинствах и преимуществах демократии. Было бы неправильно, однако, предполагать, что данный политический режим (как и все, что создано человеком) является неким совершенным идеалом. Реальная политическая жизнь слишком многогранна, противоречива и слишком осложнена таким количеством дополнительных конкретных факторов, событий и обстоятельств (в зависимости от конкретной страны и в конкретный период), чтобы можно было поместить ее в рамки какой-либо безукоризненно идеальной модели.

Описанная выше теоретическая конструкция демократии вовсе не является, застывшей схемой или идолом для поклонения. Она - скорее ориентир по наиболее принципиальным вопросам. Кроме того, следует иметь в виду, что в реальной политической практике в каждой из стран, где функционирует демократический политический режим, модель демократии претерпевает определенные изменения, сохраняя лишь наиболее важные базовые, принципиальные опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мовазнаўства як навука і яго разнавіднасці. Сувязі мовазнаўства з іншымі галінамі ведаў.

2. Прырода мовы, яе сутнасць. Адрозненне мовы ад біялагічных і псіхічных (індывідуальных) з’яў.

3. Функцыі  мовы.

4. Узаемаадносіны мовы і мыслення.

5. Суадносіны мовы і маўлення.

6. Мова і грамадства. Літаратурная мова і дыялекты (сацыяльныя і рэгіянальныя; ідыялект).

7. Сістэма і структура мовы. Раздзелы мовазнаўства.

8. Фаналогія як навука, яе раздзелы і іх характарыстыка.

9. Транскрыпцыя і яе віды. Практычная транскрыпцыя і транслітарацыя.

10. Гукі мовы і тры аспекты іх вывучэння.

11. Маўленчы апарат, яго часткі і іх функцыі. Фізіялагічная характарыстыка гукаў. Артыкуляцыя.

12. Галосныя і зычныя гукі, іх адрозненні. Прынцыпы класіфікацыі галосных гукаў.

13. Прынцыпы класіфікацыі зычных гукаў.

14. Фанетычны падзел маўленчай плыні: фраза, такт, фанетычнае слова, склад.

15. Тэорыі вызначэння складу, тыпы складоў. Складападзел.

16. Пазіцыйныя змены гукаў (аглушэнне ў абсалютным канцы слова, рэдукцыя, апóкапа, сінкопа).

17. Камбінаторныя змены гукаў: дысіміляцыя і акамадацыя.

18. Асіміляцыя і яе віды. Дысіміляцыя.

19. Націск як прасадычная з’ява. Віды націску ў мовах свету.

20. Фанеміка. Фанемы, іх варыянты і варыяцыі. Паняцці марфанемы і гіперфанемы.

21. Арфаэпія, яе змест і задачы. Арфаэпічныя слоўнікі.

22. Марфеміка як галіна мовазнаўства. Марфемы і іх тыпы паводле ролі ў мове (карані і афіксы). Свабодныя і звязаныя карані.

23. Афіксы і іх тыпы паводле месца адносна кораня.

24. Словаўтварэнне як галіна мовазнаўства. Асноўныя адзінкі словаўтварэння (вытворнае і ўтваральнае слова (аснова), словаўтваральная база, фармант, словаўтваральны ланцужок, словаўтваральнае гняздо, словаўтваральны тып, словаўтваральная мадэль).

25. Марфалагічны спосаб утварэння новых слоў і яго разнавіднасці.

26. Канверсія.  Семантычная дэрывацыя. Лексічна-сінтаксічнае словаўтварэнне.

27. Словаўтваральны і марфемны аналізы структуры слова.

28. Лексікалогія як раздзел мовазнаўства. Адгалінаванні лексікалогіі.

29. Слова як аб’ект лексікалогіі. Розныя аспекты слова і іх вывучэнне ў спецыяльных адгалінаваннях лексікалогіі (анамастыка і яе разнавіднасці). Варыянты слова.

30. Тыпы слоў: паўназначныя, непаўназначныя, замяшчальныя. Агульныя і ўласныя імёны, іх узаемаадносіны.

31. Слова і паняцце, іх узаемаадносіны. Лексічная сістэма мовы.

32. Мнагазначнасць слова (полісемія). Спосабы ўтварэння пераносных значэнняў слова (метафара, метанімія).

33. Аманімія. Тыпы амонімаў і шляхі іх узнікнення.

34. Сінонімы. Тыпы сінонімаў паводле функцыі, структуры і ступені сінанімічнасці. Крыніцы, шляхі і спосабы ўзнікнення сінонімаў.

35. Антанімія. Антонімы і іх тыпы паводле структуры, выкарыстання і ступені антанімічнасці. Антанімія і сінанімія і семантычныя варыянты слова.

36. Матываванасць слова. Этымалогія і аб’екты яе вывучэння. Дээтымалагізацыя. Народная этымалогія.

37. Фразеалогія. Тыпы фразеалагізмаў. Крыніцы фразеалогіі.

38. Запазычанне з іншых моў. Віды запазычанняў. Пурызм і яго віды.

39. Лексікаграфія як навука. Лінгвістычныя, энцыклапедычныя і ўніверсальныя слоўнікі.

40. Віды лінгвістычных слоўнікаў. Тлумачальны слоўнік і кампаненты яго слоўнікавага артыкула.

41. Граматыка і асноўныя аб’екты яе вывучэння. Разнавіднасці граматыкі як лінгвістычнай дысцыпліны. Раздзелы граматыкі.

42. Спосабы перадачы граматычных значэнняў.

43. Сінтэтычная і аналітычная формы слова. Сінтэтычны і аналітычны лад мовы.

44. Часціны мовы. Прынцыпы вылучэння часцінаў мовы.

45. Сістэма часцінаў мовы.

46. Сінтаксіс як раздзел граматыкі. Сінтаксічныя сувязі і спосабы іх фармальнай перадачы. Тыпы падпарадкавальнай сувязі (дапасаванне, кіраванне, прымыканне, каардынацыя, замыканне, ізафет, інкарпараванне).

47. Словазлучэнне і яго віды (паводле структуры, граматычных адносінаў, часціны мовы галоўнага кампанента).

48. Сказ і яго асноўныя адзнакі. Аспекты вывучэння сказаў.

49. Члены сказа, іх віды паводле функцыі (галоўныя і даданыя) і спосабаў выражэння (марфалагізаваныя і немарфалагізаваныя).

50. Пісьмо, яго роля ў мове і развіцці грамадства. Інвентар пісьма.

51. Асноўныя этапы ў гістарычным развіцці пісьма.

52. Графіка. Алфавіт і яго асноўныя віды.

53. Арфаграфія і яе прынцыпы (фанетычны, марфалагічны, дыферэнцыйны, традыцыйны, граматычны).

54. Тыпы класіфікацыяй моў свету і іх падставы. Фаналагічныя і сінтаксічныя тыпалогіі і іх характарыстыка.

55. Марфалагічная класіфікацыя моў. Мовы ізаляцыйныя, аглютынацыйныя, флексійныя і інкарпарацыйныя (полісінтэтычныя) і іх характарыстыка.

56. Генеалагічная класіфікацыя моў і яе адзінкі.

57. Параўнальна-гістарычны метад даследавання моў.

58. Індаеўрапейская сям’я моў і яе асноўныя групы (галіны). Славянская група моў і яе падгрупы.

59. Арэальная і функцыйная класіфікацыі моў.

60. Праблемы паходжання мовы. Асноўныя гіпотэзы (тэорыі) паходжання мовы.

Информация о работе Понятие и типология политических режимов