Понятие избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения

Файлы: 1 файл

избир.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

Понятие избирательной  системы

В научной литературе термин "избирательная система", в  том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в  таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера  этих отношений весьма широка. В  нее входят вопросы и определения  круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами  избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся  избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также  обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так  называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность или  в качестве депутата. В зависимости  от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех  же итогах голосования могут оказаться  совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой  за более выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Некоторые авторы, справедливо  отмечая, что каждое понятие должно употребляться только в одном  смысле, предлагают отказаться от использования  термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его  на "способ определения результатов  голосования". Однако, представляется, что такая замена не оправданна. Ведь это понятие не сводится только к способу определения результатов  голосования, а в действительности представляет систему важнейших  юридических норм. Кроме того, данный термин принят в зарубежной литературе, и отказ от него осложнит взаимопонимание  российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение  термину «избирательная система», абстрагируясь  от ее значения в узком или широком  смысле, то, по-видимому, под избирательной  системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов  и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной  власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства  многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная  система, как составная часть  политической системы, сама подобно  любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический  компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент  практически-организационный.

Избирательное право - это  совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение  между избирателями и выборными  органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура  составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных  за их проведение; организацию избирательных  округов, районов, участков; регистрацию  кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение  результатов голосования.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном  праве.

Типы избирательных  систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и  соответствующим порядком распределения  мандатов по итогам голосования, также  предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных  странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения  мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных  систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов  государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных  систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе  проявляются в многообразных  моделях избирательных систем в  различных странах.

Мажоритарная  избирательная система

Мажоритарная избирательная  система основана на системе персонального  представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе  всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних  странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты  могут быть выдвинуты только политическими  партиями. Но в любом случае в  мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного  кандидата, который является самостоятельным  субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное  избирательное право. Другое дело, что  данного конкретного кандидата  может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин  избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве  случаев, выборы при мажоритарной системе  осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное  законом большинство голосов  избирателей округа. Большинство  в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие  заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько  мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная  система является единственно возможной  при выборах глав государств или  государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется  она и при выборах в коллегиальные  органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства  в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а  к их числу относят наличие  непосредственных связей между кандидатом/депутатом  и избирателями, возможность приоритетного  представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные  правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в  органах представительной власти и  т.д.) мажоритарная система имеет  очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе  «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных  органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе  относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается  именно большинство. Например, при наличии  в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов  приблизительно поровну (каждый из них  набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой  кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат получит  мандат и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей  голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а  он будет считаться демократически избранным.

Таким образом, аргумент в  пользу мажоритарной системы о возможности  представительства наиболее влиятельных  политических сил (партий) опровергается  не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем  ее соперники в совокупности, может  получить в парламенте большинство  депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить  к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются  наибольшие возможности для манипулирования  этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной  системы привели к ее модификации  в некоторых странах мира.

Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало  реальное большинство избирателей  используется система ординального голосования (система передаваемого  голоса). При данной системе голосования  в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его  голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления  реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система  существует в Австралии, на Мальте.

Аналогично система передаваемого  голоса применяется в многомандатных округах (Ирландия). А в Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов. Интересной представляется система  выборов на основе кумулятивного  голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского  штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между  несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.

Пропорциональная  избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают  ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать  избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая  по его мнению наиболее адекватно  и последовательно выражает и  защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между  партиями пропорционально числу  поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в  соответствии с установленным партией  приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому  общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских  мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

• пропорциональная система  с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу  мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах  всей страны; 
• пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая  к пропорциональной избирательной  системе, заключается в том, что  избиратель не имеет возможности  влиять на персональный состав выборного  органа власти. С целью преодоления  этого недостатка в некоторых  странах пропорциональная избирательная  система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании  избиратель не только голосует за тот  или иной партийный список, но и  имеет возможность с помощью  определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия  к пропорциональной системе связана  с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи  выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть. В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Информация о работе Понятие избирательной системы