Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:20, контрольная работа
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения
Понятие избирательной системы
В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная
система - это система общественных
отношений, связанных с выборами
органов публичной власти. Очевидно,
что избирательная система в
таком широком смысле регулируется
не только правовыми нормами. Сфера
этих отношений весьма широка. В
нее входят вопросы и определения
круга избирателей и
Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Некоторые авторы, справедливо
отмечая, что каждое понятие должно
употребляться только в одном
смысле, предлагают отказаться от использования
термина "избирательная система"
в узком смысле, заменив его
на "способ определения результатов
голосования". Однако, представляется,
что такая замена не оправданна.
Ведь это понятие не сводится только
к способу определения
Если попытаться дать определение
термину «избирательная система», абстрагируясь
от ее значения в узком или широком
смысле, то, по-видимому, под избирательной
системой следует понимать совокупность
правил, приемов, процедур, процессов
и институтов, обеспечивающих легитимное
формирование выборных органов государственной
власти и местного самоуправления на
основе адекватного представительства
многообразных интересов
Несомненно, что избирательная
система, как составная часть
политической системы, сама подобно
любой системе подразделяется на
структурные компоненты, из которых
в качестве наиболее общих выделяются
избирательное право - теоретико-юридический
компонент и избирательная
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.
Типы избирательных систем
Типы избирательных систем
определяются принципами формирования
представительного органа власти и
соответствующим порядком распределения
мандатов по итогам голосования, также
предусмотренными в законодательстве
о выборах. Так как в различных
странах принципы формирования выборных
органов власти и порядок распределения
мандатов различны, то реально существует
столько модификаций
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Механизм выдвижения кандидатов
может быть различным: в одних
странах допускается
Как правило, в большинстве
случаев, выборы при мажоритарной системе
осуществляются по одномандатным избирательным
округам. Количество избирательных
округов в таком случае соответствует
количеству мандатов. Победителем в
каждом округе становится тот кандидат,
который получил
Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Мажоритарная избирательная
система является единственно возможной
при выборах глав государств или
государственных образований (например,
субъектов федерации). Применяется
она и при выборах в
Таким образом, аргумент в
пользу мажоритарной системы о возможности
представительства наиболее влиятельных
политических сил (партий) опровергается
не только на теоретическом уровне,
но и на практике: партия, получившая
на выборах голосов меньше, чем
ее соперники в совокупности, может
получить в парламенте большинство
депутатских мест. Таким образом,
мажоритарная система может приводить
к значительному искажению
Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной системы привели к ее модификации в некоторых странах мира.
Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.
Аналогично система
Пропорциональная избирательная система
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Избиратель фактически голосует
за политическую партию (предвыборный
блок или коалицию партий, если их создание
допускается законодательством)
Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.
Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:
• пропорциональная система
с единым общенациональным многомандатным
избирательным округом, число мандатов
в котором соответствует числу
мест в выборном органе власти: свои
списки кандидатов выдвигают только
общенациональные партии, избиратели
голосуют за эти списки в масштабах
всей страны;
• пропорциональная избирательная система
с многомандатными округами. политические
партии формируют списки кандидатов по
избирательным округам, соответственно
депутатские мандаты, «разыгрываемые»
в округе распределяются на основе влияния
партии в этом округе.
Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть. В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.