Смешанная избирательная
система
Попытки максимально использовать
достоинства базовых избирательных
систем и нивелировать их недостатки
приводят к возникновению смешанных
избирательных систем. Суть смешанной
избирательной системы заключается
в том, что часть депутатов
в один и тот же представительный
орган власти избирается по мажоритарной
системе, а другая часть - по пропорциональной
системе. Предполагается при этом создание
мажоритарных избирательных округов
(чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных)
и избирательных округов (при
пропорциональной системе с многомандатными
округами) или единого общенационального
многомандатного избирательного округа
для голосования по партийным спискам
кандидатов. Соответственно, избиратель
получает право одновременно проголосовать
за кандидата (кандидатов), баллотирующегося
в мажоритарном округе на персональной
основе и за политическую партию (список
кандидатов от политической партии). В
реальности при осуществлении процедуры
голосования избиратель получает минимум
два бюллетеня: один для голосования за
конкретного кандидата по мажоритарному
округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная
система - это система формирования представительных
органов власти, при которой часть депутатов
избирается на персональной основе по
мажоритарным округам, а другая часть
- на партийной основе по пропорциональному
принципу представительства.
Подобная система использовалась
для выборов депутатов Государственной
Думы РФ первых четырех созывов. Половина
(225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной
системе в 225 одномандатных избирательных
округах. Избрание происходило на основе
относительного большинства: избранным
считался кандидат, получивший голосов
больше, чем другие кандидаты при
условии, что голосов против всех
кандидатов подано меньше, чем за победившего
кандидата. При этом выборы признавались
состоявшимися при условии явки
более 25% избирателей округа. Конечно,
говорить об адекватности представительства
при данной системе выборов можно
лишь с большой долей условности.
При явке в 30 - 40 % (именно столько
избирателей приблизительно проявляли
свою активность на выборах в ГД
РФ) депутаты-одномандатники представляли
абсолютное меньшинство населения
в парламенте. При этом они постоянно
заявляли, что «именно одномандатники
- реальные представители народа», используя
традиционные аргументы о «непосредственной
связи с избирателями».
Вторая половина депутатов
ГД РФ избиралась по пропорциональной
системе на основе партийного представительства
в едином общефедеральном 225-мандатном
избирательном округе. Политические
партии выдвигали составленные в
порядке приоритета (ранжированные)
списки своих кандидатов, за которые
предлагалось проголосовать избирателям
всей страны. Соответственно, правом участвовать
в таких выборах предоставлялось
(на определенных условиях) только общефедеральным
партиям или избирательным блокам,
включающим в себя такие партии.
Право участвовать в пропорциональном
распределении мандатов получали партии
(избирательные блоки), набравшие
в целом по стране более 5% голосов
избирателей. Выборы считались состоявшимися
при условии 25%-ной явки избирателей,
а также если по итогам голосования
партии-победительницы получали в совокупности
не менее 50% голосов проголосовавших
избирателей. Партии (блоки), преодолевшие
пятипроцентный барьер, получали депутатские
места в соответствии с количеством
голосов (в процентном выражении), полученных
партией (блоком) на выборах (расчет производился,
соответственно, от 225 депутатских мест).
Дополнительно партии-победительницы
получали так называемые «бонусные
мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим
менее 5% голосов избирателей, которые
распределялись между преодолевшими
избирательный барьер партиями также
строго пропорционально полученным
ими голосам избирателей.
Во многом аналогичная
система выборов используется и
при формировании парламента в Италии.
Отличие заключается в том, что
по пропорциональной системе там
избирается 25% депутатов, остальные 75%
- на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные
системы принято различать по
характеру взаимосвязи используемых
в них элементов мажоритарной
и пропорциональной систем. По этому
основанию выделяется два вида смешанных
систем:
• смешанная несвязанная
система выборов, при которой
распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе
(приведенные выше примеры - это как
раз примеры смешанной несвязанной
избирательной системы);
• смешанная связанная избирательная
система, при которой распределение мест
по мажоритарной системе зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе.
В этом случае кандидаты в мажоритарных
округах выдвигаются политическими партиями,
участвующими в выборах по пропорциональной
системе. Мандаты, полученные партиями
в мажоритарных округах, распределяются
в зависимости от результатов выборов
по пропорциональной системе. Так, в Германии
на выборах в Бундестаг, основным голосованием
является голосование за земельные списки
партий. Однако, немецкие избиратели голосуют
и за кандидатов по мажоритарным округам.
Политическая партия, набравшая голосов
больше предусмотренного законом количества,
получает право на представительство
своих кандидатов, победивших в мажоритарных
округах («переходные мандаты»).
. Избирательный процесс
Избирательное право определяет
всю инфраструктуру избирательного
процесса, являющегося организационно-технологическим
условием реализации гражданами своих
избирательных прав на основе закрепленных
в законе и рассмотренных нами
принципов.
Избирательный процесс - совокупность
мероприятий, процедур по подготовке и
проведению выборов с целью формирования
представительного органа власти, осуществляемых
избирательными комиссиями и кандидатами
(избирательными объединениями) в период
со дня официального опубликования
(публикации) решения уполномоченного
на то должностного лица, государственного
органа, органа местного самоуправления
о назначении (проведении) выборов
до дня представления избирательной
комиссией, организующей выборы, отчета
о расходовании средств соответствующего
бюджета, выделенных на подготовку и
проведение выборов. В политическом
смысле избирательный процесс заканчивается
в день официального объявления результатов
выборов, когда становится понятным
состав представительного органа власти.
Однако с формально-юридической
точки зрения избирательный процесс
заканчивается предоставлением
финансовых отчетов: итогового финансового
отчета кандидатом, избирательным объединением,
избирательным блоком, а также
уполномоченными ими лицами и
финансового отчета избирательной
комиссией, так как финансовые нарушения
являются основой пересмотра итогов
выборов или даже отмены результатов
выборов. В законе совокупность процедур
по организации и проведению выборов
определяется как избирательная
кампания. При этом законодатель различает
избирательную кампанию, организуемую
соответствующей избирательной
комиссией, и избирательную кампанию
кандидата (партии, избирательного объединения).
Это различение существенно, так
как избирательная кампания, проводимая
избирательной комиссией, и избирательная
кампания, проводимая кандидатами, включают
в себя различные мероприятия, что
и характеризует различие в содержании
этих понятий. Однако, в совокупности
мероприятия и процедуры, проводимые
избирательными комиссиями и кандидатами
направлены на достижение одной цели
— формирование соответствующего органа
власти. Таким образом, избирательная
кампания, организуемая избирательными
комиссиями и избирательные кампании
кандидатов в совокупности и представляют
собой избирательный процесс.
Избирательный процесс включает
в себя мероприятия по подготовке
выборов, проведение предвыборной кампании,
процедуру голосования, подсчет
голосов, подведение итогов выборов
и объявление результатов.
Подготовка выборов - важный
организационный элемент избирательной
системы, заправленный на создание самых
благоприятных условий для проведения
выборов; практическую возможность
для граждан беспрепятственно реализовать
свои избирательные права, финансовое
и информационное обеспечение выборов.
Подготовка выборов включает в себя
следующие мероприятия.
• Образование избирательных
округов, от которых делегируются
депутаты в выборный орган власти, в соответствии
с принципами формирования соответствующего
представительного органа и порядком
распределения мандатов.
• Образование избирательных
участков, на которых непосредственно
осуществляется процедура голосования.
• Формирование избирательных
комиссий от центральной до участковых,
каждая из которых имеет свои полномочия
и статус;
• Формирование избирательных
комиссий от центральной до участковых,
каждая из которых имеет свои полномочия
и статус;
Здесь очень важно заметить,
что избирательные комиссии в
Российской Федерации формируются
на основе предложений политических
партий, избирательных блоков, выдвинувших
списки кандидатов, допущенные к распределению
депутатских мандатов в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, законодательном (представительном)
органе государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации, в представительном
органе местного самоуправления. При
этом государственные и муниципальные
служащие не могут составлять более
одной трети от общего числа членов
избирательной комиссии. Тем самым
обеспечивается контроль за деятельностью
избирательных комиссий со стороны
гражданского общества.
• Составление списков
избирателей, распределение избирателей
по избирательным участкам с обеспечением
наиболее благоприятной и комфортной
возможности проголосовать.
• Информационное обеспечение
выборов включает в себя информирование
визбирателей, предвыборную агитацию,
и способствует осознанному волеизъявлению
граждан, гласности выборов. Информирование
избирателей в Российской Федерации осуществляют
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, комиссии, организации,
осуществляющие выпуск средств массовой
информации, физические и юридические
лица. При этом органы государственной
власти, органы местного самоуправления
не вправе информировать избирателей
о кандидатах, об избирательных объединениях,
избирательных блоках.
Информирование избирателей
о ходе подготовки и проведения выборов,
о сроках и порядке совершения
избирательных действий, о законодательстве
Российской Федерации о выборах
и референдумах, о кандидатах, об
избирательных объединениях, избирательных
блоках, в том числе через средства
массовой информации, осуществляют избирательные
комиссии. Следует обратить внимание
на то, что деятельность организаций,
осуществляющих выпуск средств массовой
информации, по информированию избирателей,
участников референдума осуществляется
свободно. При этом, однако, законодательство
предусматривает, что в информационных
теле- и радиопрограммах, публикациях
в периодических печатных изданиях сообщения
о проведении предвыборных мероприятий,
должны даваться исключительно отдельным
информационным блоком, без комментариев.
В них не должно отдаваться предпочтение
какому бы то ни было кандидату, политической
партии, в том числе по времени освещения
их предвыборной деятельности, объему
печатной площади, отведенной таким сообщениям.
В день голосования до момента окончания
голосования на территории соответствующего
избирательного округа, округа референдума
запрещается публикация (обнародование)
данных о результатах выборов, референдума,
в том числе размещение таких данных в
информационно-телекоммуникационных
сетях общего пользования (включая "Интернет").
Разновидностью информирования
избирателей является опубликование
(обнародование) результатов опросов
общественного мнения, связанных
с выборами. В силу того, что подобная
информация может повлиять на предпочтения
избирателей, законодательством РФ
предусмотрено, что в течение
пяти дней до дня голосования, а также
в день голосования запрещается
обнародование результатов опросов
общественного мнения, прогнозов
результатов выборов и референдумов,
иных исследований, связанных с проводимыми
выборами, в том числе их размещение
в информационно-телекоммуникационных
сетях общего пользования (включая
"Интернет").
Сами кандидаты, политические
партии, граждане Российской Федерации,
общественные объединения вправе в
допускаемых законом формах и
законными методами проводить предвыборную
агитацию, о которой подробно остановимся
в следующем разделе.
Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование
подготовки и проведения выборов соответствующими
избирательными кампаниями, а также финансирование
избирательной кампании кандидатов (избирательных
объединений) и предполагает контроль
за формированием и расходованием средств
из избирательных фондов.
Законодательство Российской
Федерации впитало в себя мировой
опыт по финансированию выборов. Расходы,
связанные с подготовкой и
проведением выборов соответствующего
уровня в Российской Федерации, производятся
избирательными комиссиями за счет средств,
выделенных на эти цели из соответствующего
бюджета (федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации и (или)
местного бюджета). Ассигнования на подготовку
и проведение выборов предусматриваются
отдельной строкой в соответствующем
бюджете на очередной финансовый
год.
Главными распорядителями
средств, предусмотренных в соответствующих
бюджетах на проведение выборов и
референдумов, являются комиссии, организующие
выборы и референдумы, финансирование
которых осуществляется в десятидневный
срок со дня официального опубликования
(публикации) решения о назначении
(проведении) выборов, официального опубликования
решения о назначении референдума.
Председатели комиссий распоряжаются
денежными средствами, выделенными
на подготовку и проведение выборов,
референдума, и несут ответственность
за соответствие финансовых документов
решениям комиссий по финансовым вопросам
и за представление отчетов о
расходовании указанных средств
в порядке и сроки, которые
установлены законом. Отчеты Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации, избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации, избирательных
комиссий муниципальных образований
о расходовании бюджетных средств
на выборы представляются соответственно
в палаты Федерального Собрания Российской
Федерации, законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, представительные
органы местного самоуправления.
Для проведения своей избирательной
кампании кандидаты (политические партии,
выдвигающие списки кандидатов) обязаны
создавать собственные избирательные
фонды для финансирования своей
избирательной кампании в период
после письменного уведомления
соответствующей избирательной
комиссии об их выдвижении (самовыдвижении)
до их регистрации этой избирательной
комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся
только в составе списка кандидатов,
выдвинутого политической партией,
не вправе создавать собственные (отдельные)
избирательные фонды. Избирательные
фонды кандидатов, избирательных
объединений могут создаваться
за счет собственных средств кандидата,
избирательного объединения; средств,
выделенных кандидату выдвинувшим
его избирательным объединением,
добровольных пожертвований граждан
и юридических лиц; средств, выделенных
кандидату, избирательному объединению,
избирательному блоку соответствующей
избирательной комиссией, в случае,
если это предусмотрено законом.
В целях обеспечения суверенитета
страны, а также равенства кандидатов
законодательно запрещено вносить
пожертвования в избирательные
фонды иностранным государствам
и иностранным гражданам и
юридическим лицам; лицам без
гражданства; гражданам Российской
Федерации, не достигшим возраста 18
лет на день голосования; российским
юридическим лицам с иностранным
участием, если доля иностранного участия
в их уставном (складочном) капитале
превышает 30 процентов; международным
организациям и международным общественным
движениям; органам государственной
власти и органам местного самоуправления;
государственным и муниципальным
учреждениям и организациям; юридическим
лицам, имеющим государственную
и (или) муниципальную долю в уставном
(складочном) капитале, превышающую 30 процентов;
организациям, учрежденным государственными
и муниципальными органами; воинским
частям, военным учреждениям и
организациям, правоохранительным органам;
благотворительным организациям, религиозным
объединениям и учрежденным ими
организациям; анонимным жертвователям;
юридическим лицам, зарегистрированным
менее чем за один год до дня
голосования на выборах, референдуме.