Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 11:23, контрольная работа
Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации1 повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось в обновлении ценностных ориентиров общественного и государственно-правового развития, формировании новых источников законодательства, содержательном обновлении нормативных предписаний, изменении структуры законодательства, развитии законодательства субъектов Российской Федерации.
Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации1 повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось в обновлении ценностных ориентиров общественного и государственно-правового развития, формировании новых источников законодательства, содержательном обновлении нормативных предписаний, изменении структуры законодательства, развитии законодательства субъектов Российской Федерации.
В последние годы, особенно в 2008 г., российскими учеными весьма активно обсуждались проблемы природы, роли и предназначения российской Конституции 1993 г., времени ее появления и исторических условий разработки, сущности и прочности Основного Закона, перспективы развития; ставились вопросы о неизменности Конституции или необходимости ее реформирования2. При этом отмечалось как великое значение конституционно-правового регулирования в нашей стране, так и роль Конституции России в государственно-правовом развитии.
Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин считает Конституцию РФ «одним из главных достижений постсоветской эпохи»3. По мнению В.Д. Зорькина, Конституция РФ является тем правовым фундаментом, который «обеспечил политическую, экономическую, социальную целостность России»; стал «главным средством безусловной и универсальной юридической легитимации Российского государства, как единства территории, проживающего на ней общества и механизмов исторического воспроизводства и развития»; «Конституция — завоевание, полученное ценой больших усилий и больших жертв. Завоевание, обеспечивающее новый и большой исторический результат. А значит, с учетом цены и результатов наша Конституция — огромная ценность для России»4.
Б.Н. Топорнин отмечает, что Конституция РФ 1993 г., являясь работающим основным законом России, сыграла важную позитивную роль в становлении и укреплении Российского государства, она продолжает выполнять свое предназначение; на ее основе осуществлялись федеративная реформа, правовая реформа, судебная реформа, а также реформа местного самоуправления5.
В настоящее время в правовой науке под конституцией понимают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, регулируют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного или конституционного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме того, конституции характеризуются как закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.6
Структура конституции – это логическая связанность различных институтов, расположения норм в тексте конституции. В Конституции Российской Федерации 1993 г. на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный характер.
Первый раздел Кон-ституции – это её основное содержание. Раздел состоит из девяти глав:
Глава I – Основы конституционного строя;
Глава II – Права и свободы человека и гражданина;
Глава III – Федеративное устройство;
Глава IV – Президент Российской Федерации;
Глава V – Федеральное Собрание;
Глава VI – Правительство Российской Федерации;
Глава VII – Судебная власть;
Глава VIII – Местное самоуправление;
Глава IX – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел II называется “Заключительные и переходные положения”.
Опираясь на сказанное, мы можем дать следующее определение понятия Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой всего текущего законодательства.
Любой правовой акт в государстве должен рассматриваться как элемент законодательно-правовой системы. Поэтому Конституции свойственны общие черты, присущие праву, а именно, её нормативность, формальная определенность, регулятивность, принудительность, системность и др. Однако конституция характеризуется и рядом весьма специфических свойств, которые выделяют её среди законодательных актов. В отличие от обычного закона, Конституция - основной закон государства, хотя в тексте Конституции Российской Федерации об этом прямо не сказано.
Так какими специфическими юридическими свойствами обладает Конституция РФ 1993 г. в качестве основного закона государства?
В учебной литературе мы встретили целый комплекс таких свойств, характерных для каждого автора. Так, М.Б. Смоленский в качестве юридических свойств Конституции РФ назвал: легитимность; итоговый характер предписаний; перспективность; преемственность; реальность; верховенство; стабильность; фундамент системы права7. Несколько иная классификация юридических свойств Конституции РФ названа О.Е. Кутафиным: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.8 В.И. Червонюк к юридическим свойствам Конституции РФ отнес: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции РФ9.
Таким образом, как мы видим, разные авторы выделяют различный набор специальных юридических свойств Конституции РФ 1993 г. По нашему мнению, из всех названных нами выше юридических свойств Конституции РФ, которые также встречаются практически у всех авторов, являются ее верховенство и стабильность.
Уже само наименование – основной закон – говорит о его особом месте в системе законов, издаваемых в государстве, в его особом значении в сравнении с любым другим законом. В связи с этим мы должны говорить о том, что конституция предопределяет иерархическое построение всей системы права в государстве, и Конституция РФ занимает в ней верховенствующее положение.
Верховенство Конституции РФ в системе законодательных актов обусловлено, прежде всего, её содержанием, ибо это единственный в государстве нормативный правовой акт, который охватывает своим регулированием всю систему государственно-политической организации общества. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ сказано: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Этим подчеркивается, что Конституция Российской Федерации, вместе с федеральными законами, возглавляет и скрепляет всю правовую систему государства10.
Анализ содержания норм Конституции РФ позволил нам сделать выводы, что верховенство Конституции РФ выражается в том, что:
во-первых, нормы Конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей права в Российской Федерации;
во-вторых, в ч.1 ст.15 Конституции РФ сказано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
в-третьих, для системы законодательства в Российской Федерации обязателен приоритет общефедеральных конституционных и иных нормативных правовых предписаний, изданных в пределах прав Федерации, перед соответствующими актами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 76 Конституции РФ);
в-четвертых, как основной закон государства, Конституция РФ является юридической базой всего текущего законодательства. Это означает, что основной закон играет определяющую роль в осуществлении текущей законодательной деятельности, указывая главные направления и устанавливая конституционные принципы законодательства. Иначе говоря, Конституция является ядром правовой системы государства;
в-пятых, в ч. 2 ст. 15 Конституции установлено положение, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они обязаны уважать Конституцию РФ и исполнять законы (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ);
в-шестых, Конституции РФ не могут противоречить заключаемые государством международные договоры, они должны полностью соответствовать ей (ст. 60 Конституции РФ).
Стабильность Конституции РФ, то есть незыблемость её конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений. В свою очередь, стабильность Конституции обеспечивает важнейшие условия дальнейшего развития государственного и общественного строя, упорядоченности механизма осуществления властных функций. Стабильность Конституции и в том, что её нормы, являясь юридически первичными, содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании предметов правового регулирования других отраслей права, сохраняя их устойчивость в течение длительного времени. Стабильность Конституции РФ – это также важнейшее условие легитимности власти, правопорядка и режима законности, устойчивости всей правовой системы. Гарантиями стабильности являются особый порядок внесения в неё изменений и дополнений, особый порядок принятия новой конституции введения её в действие.
Любая конституция, наряду со своей юридической и политической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия. Это, можно сказать, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность – защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Конечно, всегда следует принимать во внимание то, что конституции только стремятся учитывать все социальные интересы в равной мере.
Из приведенного нами определения конституции следует, что конституция может заменяться в двух случаях: во-первых, при переходе политической власти от одного класса к другому, то есть при изменении сущности государства (возникновение государства нового типа); во-вторых, в рамках одного и того же государства при изменении соотношения классовых сил в государстве и обществе. Так, за период с 1791 года по 1946 год во Франции сменилось 14 конституций.11 Между тем, как нам известно, господствующим классом на протяжении всего этого периода был и оставался класс буржуазии. Следовательно, классовая сущность всех действовавших во Франции конституций была едина, все они выражали волю одного и того же класса.
Итак, мы можем сделать вывод, что социально-политическая сущность конституции проявляется в том, как, когда и для чего возникает та или иная конституция, какие социальные преобразования вызвали её к жизни. Разумеется, общность более влиятельная по тем или иным причинам, не в последнюю очередь по причинам экономическим, обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции.
С.А. Авакьян, рассматривая вопросы о социально-политической природе и назначении Конституции РФ и отмечая наличие различных оценок ее сущности, также указывает на единство мнений ученых в том, что конституции являются результатом качественных изменений в природе общества и государства; при этом не отрицается и факт появления конституций в результате острых социальных катаклизмов12.
Не подлежит, на наш взгляд, оспариванию и одновременно является гордостью высочайший стандарт политико-правовых установлений, содержащихся в российском Основном Законе: государство, основываясь на принципе народовластия, объявляется социальным и правовым, главные цели которого - обеспечение интересов, прав и свобод человека и гражданина, развитие рыночных экономических отношений и гарантии осуществления предпринимательской деятельности в стране, федерализм, признание международно-правовых стандартов и норм международного права, многопартийная система, демократические принципы организации и функционирования публичной власти, судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Очевидно, по нашему мнению, также справедливым является вывод С.А. Авакьяна о том, что при исследовании феномена «ценности» Конституции РФ неизбежно возникает необходимость анализа двух факторов: истории появления этой Конституции и заложенных в ней идей и решений13. Конечно, в 1993 г. многим казалось, что принятие Конституции положит конец «смутному времени» постсоветской России. В основном, на наш взгляд, так и произошло: явно выраженные социальные конфликты, отягощенные борьбой политических концепций и групп в самых различных формах, были разрешены; критический накал силовых противоправных действий стих; стало развиваться отраслевое законодательство; в стране формировались рыночные отношения и создавались политические партии; осуществлялось проведение многочисленных реформ (правовой, судебной, местного самоуправления, административной); выстраивалась система органов государственной власти; правовые конфликты стали чаще находить свое разрешение в судах; возрастала политическая и правовая культура граждан; развивались и иные социально-политические процессы.
Все ли перечисленные субъекты при своем желании могут стать членами коммунистической партии России: