Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 11:23, контрольная работа
Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации1 повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось в обновлении ценностных ориентиров общественного и государственно-правового развития, формировании новых источников законодательства, содержательном обновлении нормативных предписаний, изменении структуры законодательства, развитии законодательства субъектов Российской Федерации.
- Президент РФ,
- старший специалист налоговой инспекции;
- гражданин Германии Ф. Иоффе,
- глава администрации г. Барнаула,
- директор ОАО «Алтай-кокс»,
- юрист ООО «Сибстрой»,
- член партии ЛДПР Иванов С.А.?
Согласно ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»14 членами политических партий могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Вступление в члены партии является добровольным и индивидуальным. Прямой запрет указанным Федеральным законом на членство в политических партиях предусмотрен только для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для признанных судом недееспособных граждан. Также содержатся отсылки к другим федеральным законам, которые могут устанавливать запрет на членство в политических партиях.
В Конституции РФ не предусмотрен прямой запрет на членство в политической партии Президента РФ. При этом, ст. 29 и ст. 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»15 прямо предусматривают право политических партий выдвигать кандидатов в Президенты РФ и состава своих членов. При этом, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не предусматривает прямой обязанности Президента РФ выйти из членства политической партии на время исполнения своих обязанностей, а лишь предоставляет Президенту РФ право на приостановление своего членства в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Соответственно, формально, в законодательстве нигде нет прямого запрета для Президента РФ на членство в политической партии в период исполнения своих полномочий, соответственно, Президент РФ может быть членом любой политической партии, в том числе и членом коммунистической партии России.
Старший специалист налоговой инспекции находится на государственной гражданской службе Российской Федерации и его правовой статус регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»16. П. 13 ч. 1 ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой» предусматривает запрет на использование своего должностного положения и своих должностных полномочий в интересах политических партий, а также на публичное выражение отношения к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. А п. 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»17 предусматривает аналогичный по содержания запрет для муниципальных служащих. Последним Федеральным законом регулируется деятельность главы администрации г. Барнаула. Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» предусматривает аналогичный запрет для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, и лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, нВ виде недопустимости использования преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Таким образом, исходя из текста указанных нами норм права, нигде прямо не предусмотрен запрет для государственных и муниципальных служащих быть членами политических партий, а ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 95-ФЗ даже прямо допускает в своем тексте членство государственных и муниципальных служащих в политических партиях. Таким образом, старший специалист налоговой инспекции и глава администрации г. Барнаула могут быть членами политической партии с условиями выполнения наложенных на них законодательством запретов и ограничений по использованию своего служебного положения, и, соответственно, могут быть членами коммунистической партии России.
Гражданин Германии Ф. Иоффе не может быть членом политической партии в Российской федерации в силу прямого запрета, установленного для иностранных граждан ч. 2 ст. ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
Директор ОАО «Алтай-кокс» и юрист ООО «Сибстрой» не ограничены законодательством на вступление в члены политической партии, и, соответственно, могут быть также и членами коммунистической партии России.
Член партии ЛДПР Иванов С.А. не может быть одновременно членом коммунистической партии России, так как ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено ограничение для граждан РФ, которое предусматривает, что возможно быть членом только одной политической партии.
Иванов считает, что размер государственной пошлины на рассмотрение гражданских дел судами в РФ является слишком большим. В связи с этим он хотел бы инициировать проведение референдума РФ по вопросу о снижении суммы указанной госпошлины. Может ли быть реализована данная инициатива?
Порядок реализации инициативы и порядок проведения референдумов в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июля 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»18.
Согласно ч. 5 ст. 6 указанного Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ на референдум не могут выноситься вопросы: об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, проведении досрочных выборов, либо о перенесении сроков проведения выборов Президента РФ и Государственной Думы РФ; об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Вопросы установления государственной пошлины на рассмотрение гражданских дел судами в РФ регулируются гражданско-процессуальным правом в Гражданско-процессуальном кодексе РФ, утвержденным Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ19. Согласно п. о ст. 71 Конституции РФ, гражданско-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. То есть, гражданско-процессуальные нормы могут быть приняты только федеральным законом. А принятие федеральных законом, согласно п. а ст. 71 Конституции РФ, также находится в исключительном ведении Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, принятие федеральных законов отнесено к компетенции Государственной Думы РФ. Соответственно, решение об установлении новых размеров государственной пошлины по гражданским делам может быть принято только в виде федерального закона Государственной Думой РФ.
Таким образом, инициатива референдума по обозначенному вопросу не может быть реализована в силу ч. 15 ст. 15 Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ, так как согласно п. 10 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ данный вопрос отнесен Конституцией РФ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Нормативно-правовые акты
Специальная научная и учебная литература
1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ". 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
2 См., наприм.: Колгушкина Т. " Конституция как символ эпохи" // Журнал российского права. 2008. № 5. С. 153-155.
3 См.: Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. - М.: Норма, 2010. С. 8.
4 См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 8, 21.
5 См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под общ. ред.: Б.Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 2003. С. 5.
6 См.: Аванесян В.В., Андреева С.В., Белякова Е.В., Глазова Е.В. и др. Большая юридическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2008. С. 244.
7 См.: Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Норма, 2007. С. 56.
8 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. С. 45.
9 См.: Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. С. 68.
10 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 46.
11 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 348-350.
12 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Российский Юридический издательский дом, 1997. С. 6.
13 См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 11-16.
14 Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010 г.) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ". 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.
15 Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". 13.01.2003. № 2. Ст. 171.
16 Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
17 Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". 05.03.2007. № 10. Ст. 1152.
18 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) "О референдуме Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ". 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.
19 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) // "Собрание законодательства РФ". 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.