Понятие «политическая система»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политическая система» пришло в политологию из социологии. Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют определённую целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «политическая система». 4
Структура политической системы. 5
Функции политической системы. 6
Типология политических систем. 8
Основные параметры, по которым сегодняшняя политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х гг. ххв.) 11
Заключение. 18
Список используемой литературы. 20

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ НАБР..docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Введение. 3

Понятие «политическая  система». 4

Структура политической системы. 5

Функции политической системы. 6

Типология политических систем. 8

Основные  параметры, по которым сегодняшняя  политическая система принципиально  отличается от бывшей советской (образца 60-80х гг. ххв.) 11

Заключение. 18

Список используемой литературы. 20

 

Введение.

В политической науке важное место принадлежит проблематике возникновения, утверждения и функционирования политической системы общества.

Сегодня, когда в странах  Центральной и Восточной Европы, в суверенных государствах СНГ происходят крупные перемены и идет поиск  социально-политического развития, эти вопросы приобрели особое звучание.

Модернизация общественных структур, осуществляемая в России, выдвинула в центр внимания разработку путей выхода из кризиса, определение  оптимальных принципов функционирования политической системы российского  общества.

Целью данной работы является изучение понятия «политическая  система общества», структуры и  функций политической системы, рассмотрение наиболее распространенных классификаций  политических систем.

Работа носит реферативный характер, и для её написания был  использован метод работы с литературными  источниками.

Структура работы включает Введение, Основную часть, Заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

Понятие «политическая  система».

Понятие «политическая система» пришло в политологию из социологии.

Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны  между собой и составляют определённую целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории  непосредственно связано  с развитием  системного анализа общества Т.Парсоном. впервые теория политических систем была детально разработана крупным  американским политологом Д.Истоном  в 50-60-х годах нынешнего столетия. Затем она получила развитие в  трудах Г.Алмонда, У.Митчелла, К.Дойча, А.Этциони, Д.Дивайна и многих других учёных.

В современной науке понятие  политической системы имеет два  взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий  выявлять и описывать системные  свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством  системного анализа политики. Она  применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д.

Каждое из этих образований  является специфической политической системой.

Использование термина «политическая  система»  в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере предполагает её рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом  через «вход» - каналы влияния среды  на политическую систему и «выход» - обратное воздействие системы на среду.

 

 

 

 

 

 

 

         

Структура политической системы.

Политическая система  состоит из подсистем, которые взаимосвязаны  друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи  называют разное количество таких подсистем. Однако по функциональному признаку можно выделить определённые подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и  общественные организации и отношения  между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию  общества. Центральное место в  этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство  ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает  наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства  для граждан позволяют ему  придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение  общезначимых интересов. Однако не следует  принижать и роль политических партий, групп, интересов, влияние которых  на государственную власть очень  велико. Особое значение имеют церковь  и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного  мнения. С его помощью они могут  оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные  нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система  оказывает регулятивное воздействие  на деятельность институтов, поведение  граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она  составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления  власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического  взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами  других государств.

 

 

 

 

 

                Функции политической системы.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение её жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы  рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций  функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают сохранение системы через её изменение.

Сохранение или поддержание  существующей модели политической системы  осуществляется с помощью функции  политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс  приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живёт человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

Жизнеспособность системы  обеспечивается её способностью к адаптации  к окружающей среде, её возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов  власти, способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция  реагирования. Благодаря этой функции  политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри  её. Высокоразвитая реагирующая способность  позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда  появляются новые требования групп, партий.

Политическая система  способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии  у неё ресурсов. Эти ресурсы  она черпает из внутренней  или  внешней экономической, природной  и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы  необходимо распределить так, чтобы  обеспечить интеграцию и согласие интересов  различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание её дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система  осуществляет влияние на общество посредством  управления, координации поведения  индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она  реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология политических систем.

Многообразие политических систем, существующих в современном  мире, указывает на то, что на процесс  их формирования и функционирования оказывает влияние множество  факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия  и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности  и неповторимость. Однако теоретический  и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить  роль универсальных механизмов и  закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций  политических систем состоит в определении  достаточности условий, позволяющих  политическим институтам эффективно функционировать  и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных  признаков. Одна из первых классификаций  исходит из характера их взаимоотношения  с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи  с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно  обмениваются ресурсами с внешним  миром, успешно усваивают передовые  ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут  служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические  государства Запада представляют собой  пример открытых политических систем.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому  критерию выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация  и контроль за всеми сферами жизни  со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц  при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая  политическая система  предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических  решений ориентировано на ценности  индивидуализма, свободы, собственности.

2) коммунистические системы,  или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся  на ценности равенства, социальной  справедливости.

3) традиционные политические  системы, опирающиеся на олигархические  формы правления и ориентирующиеся  на неравномерное распределение  экономических ресурсов и социальных  статусов.

4) популистские политические  системы, преобладающие в развивающихся  странах; они используют авторитарные  методы управления и стремятся  к большему равенству в распределении  благ.

5) авторитарно-консервативные  политические системы, преследующие  цели сохранения социального  и экономического неравенства,  ограничения политического участия  населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый  принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология  характерна для марксизма, который  рассматривал политическую систему  в качестве инструмента в руках  экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и  коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Общепризнанной в западной политической науке является типология  политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками  политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д.

Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует  в рамках однородной культуры, ориентированной  на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная  политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому  разделение политических ролей и  функций происходит не в масштабах  общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы  имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат  ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически  невозможно. Интеграция общества с  помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Информация о работе Понятие «политическая система»