Понятие «политическая система»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политическая система» пришло в политологию из социологии. Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют определённую целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «политическая система». 4
Структура политической системы. 5
Функции политической системы. 6
Типология политических систем. 8
Основные параметры, по которым сегодняшняя политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х гг. ххв.) 11
Заключение. 18
Список используемой литературы. 20

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ НАБР..docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или  религиозных ценностей.

Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности  общества и индивида.

Существуют и другие классификации  политических систем, но они менее  известны.

 

 

Основные параметры, по которым сегодняшняя политическая система принципиально отличается от бывшей советской (образца 60-80х гг. ххв.)

В современном политическом словаре стран Востока и Запада, пожалуй, трудно найти более распространенного  и вместе с тем более противоречивого  термина или словосочетания, чем «политическая система». О политической системе общества в разных странах и особенно в нашей сейчас говорят и пишут не только и даже не столько на профессиональном, сколько на обыденном уровне, не столько юристы, политологи, историки и специалисты в области других гуманитарных и общественных наук, сколько люди весьма далекие в профессиональном плане от данной материи, так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других изданий «политическая система» в последние годы почти полностью перекочевала на страницы популярных и непопулярных газет, пропагандистских брошюр и журналов, а также иных «рассчитанных на широкого массового читателя» изданий.

Глубокие и поверхностные, содержательные и бессодержательные рассуждения и умозаключения о политической системе общества сейчас можно встретить гораздо чаще, чем это было раньше, например, на страницах английского «Экономиста», повествующего в одном из своих номеров о том, что «западные симпатии» к бывшему Советскому Союзу и лично к М. Горбачеву «базируются на заверениях последнего реформировать СССР» по образу и подобию стран Восточной Европы; или американского «Ньюсуика», анализирующего причины медленного осуществления радикальных преобразований в политической системе России и рассуждавшего в связи с этим в 1990 г. о том, что хотя «мастерство Михаила Горбачева по формированию и проведению кремлевского политического курса почти полностью исчерпано», но «ему так и не удалось добиться своей главной, принципиальной цели — спасти советскую систему от самое себя».

Можно было бы привести множество и других примеров, подтверждающих сказанное. Однако без того ясно, что к политической системе общества вообще и к политической системе нашего общества в частности в последние годы проявляется весьма обостренное и в то же время довольно противоречивое внимание.

 Несомненно, это следует рассматривать и оценивать положительно, но при условии) Конечно, что ставится цель—понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще. И этот аналитический подход вряд ли возможен, если не иметь четкого разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система. Каковы ее природа, содержание и назначение? Как традиционно она понималась в западной и марксистской политологии и социологии? Как понимается и представляется сейчас?

Обратимся вначале к марксистской трактовке политической системы. Согласно традиционному, ставшему своего рода «классическим» марксистскому представлению, политическая система (организация) общества', подобно государству, праву и другим политическим явлениям, институтам и учреждениям, представляет собой объективное явление. Ее существование и функционирование неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками существования и функционирования классового общества. Вместе с ним она и формируется и видоизменяется в силу раскола общества на классы и возникновения объективно существующих классовых противоречий. По Мере развития классового общества и превращения его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всей истории своего существования и функционирования политическая система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего господствующего класса (классов), а в социалистическом обществе должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.

Разумеется, как показывают исторический опыт, политическая теория и политическая практика в силу множества объективных и субъективных причин далеко не всегда друг с другом совпадают. В советской политической теории 60—80-х годов, например, господствовала доктрина, утверждавшая, что в СССР существовало общенародной государство, и политическая система была не чем иным, как общенародной политической организацией. Однако анализ политической практики этих и всех последующих лет со всей очевидностью показал, что в стране существовала и функционировала в модернизированном виде сложившаяся еще в период культа личности Сталина тоталитарная административно-командная система. Аналогичные выводы соотносимы не только с политической, но и с социальной, экономической и иными системами, возникшими и развившимися на базе советского общества.

Сегодня особенно важно подчеркнуть, что, выдвигая в процессе анализа политической системы общества ее классовый характер, классовые волю и интересы на первый план, марксистская политическая наука вместе с тем не теряла из вида при этом общечеловеческие, групповые, национальные и иные интересы и ценности. Классовые и другие, в частности общечеловеческие, интересы не отождествляются, не нивелируются и не подменяются друг другом, но в то же время они и не противопоставляются друг Другу.

Будучи весьма сложным  и многогранным явлением, политическая система классового общества связана множеством невидимых нитей с другими однопорядковыми с ней (т. е. политическими по своему характеру) и разнопорядковыми явлениями. Концентрируя в себе основное политическое содержание классового общества, она выступает в реальной действительности как система существующих в его пределах политических организаций (объединений). К числу последних относятся: государство, являющееся, по общему правилу, политической организацией экономически господствующего класса, политические партии, многочисленные общественные объединения, в той или иной степени принимающие участие в политической жизни своей страны.

В структуре политической системы общества все эти  организации неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в «чистом», изолированном виде. Структурные элементы, составные части политической системы классового общества рассматриваются в комплексе порождаемых ими связей и отношений, различных опосредуемых данные связи и отношения социальных норм, в единстве со всеми обосновывающими их существование и функционирование политическими идеями, теориями, взглядами и представлениями.

Политическая система  общества никогда не остается безучастной, пассивной ни по отношению к надстроечным явлениям, ни по отношению к базисной среде. Подвергаясь в процессе своего становления и развития прямому воздействию со стороны, например, явлений идеологии, права и морали, она постоянно оказывает на них обратное влияние. Это свидетельствует об относительной самостоятельности политической системы общества и указывает на ее способность выступать одновременно в качестве объекта воздействия со стороны других надстроечных явлений и субъекта активного воздействия на окружающую надстроечную среду.

Аналогичные по своему характеру  и обоюдной направленности связи  устанавливаются также между  политической системой общества и экономикой, всем материальным базисом общества, образующим определенную систему производственных отношений, соответствующих прежде всего господствующему способу  производства..

Квинтэссенция, суть этих взаимосвязей наиболее полно и четко выражена в классической формуле, выведенной В. И. Лениным, согласно которой «политика  есть концентрированное выражение  экономики»', ее продолжение, развитие и обобщение. Экономика оказывает решающее воздействие на политику. В свою очередь политика активно воздействует на экономику. Какова экономика, такова в конечном счете должна быть и политика, а вместе с тем и соответствующие ей институты и учреждения, включая политическую организацию классового общества.

В общественно-экономических  формациях, какими являются рабовладельческая, феодальная и капиталистическая  формации, свойственный им внутренне  противоречивый характер экономики  накладывает свой неизгладимый отпечаток на природу и характер существующих в их пределах не только экономической, социальной и духовной, но и политической систем. Антагонизм экономических интересов противостоящих друг другу основных классовых сил (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и пролетариев) обусловливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и образуемых ими организаций. Вследствие этого политическая система общества, отражающая данный экономический строй, постоянно остается расчлененной, расколотой на целый ряд противостоящих друг другу и противоборствующих друг с другом организаций. Одни из них образуют в соответствии со своими классовыми целями и интересами систему организаций господствующего класса (систему диктатуры класса рабовладельцев, феодалов и буржуазии), а другие — систему организаций подвластных классов (систему организаций их классового противодействия экономическому, политическому и иным видам диктата со стороны господствующего класса).

Марксистские воззрения  исходят из того, что в условиях коммунистической общественно-экономической  формации в противоположность всем предшествующим ей классовым формациям должна складываться относительно непротиворечивая, однотипная экономика, оказывающая определяющее влияние на политику и тем самым способствующая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне непротиворечивой в классовом и других отношениях политической системы общества. Неантагонистический характер экономических отношений, материального базиса социалистического общества должен обусловливать существование соответствующих им по своей природе и содержанию политических отношений, политической жизни и политической системы.

Это не будет означать, согласно марксистским взглядам, отсутствия в  экономической, социальной, духовной или  политической системе социалистического общества антагонистических и неантагонистических противоречий. Утверждение обратного означало бы неоправданное нивелирование, искажение реальной действительности. На всех этапах развития социалистического «общества, как и всякого другого, и во всех сферах его жизни всегда существовали и будут существовать различные противоречия. Однако их характер на каждом из этапов может быть иным.

Понятие политической системы  общества — это общее, родовое по отношению к понятию каждой отдельной политической системы, существующей в рамках той или иной общественно-экономической формации, а также в пределах отдельно взятой страны. Его не следует смешивать с понятием политической организации общества вообще, функционирующей, по мнению ряда авторов, в социально «чистом» виде, в виде некой чистой — «внеклассовой» или «надклассовой» организации, выражающей и защищающей интересы всех социальных слоев и групп независимо от их фактического положения в капиталистическом обществе. «...Ни в одной цивилизованной капиталистической стране,— отмечал по аналогичному поводу В. И. Ленин,— не существует «демократии вообще», а существует только буржуазная демократия». Классу буржуазии «выгодно и необходимо,— писал он,— скрывать от народа буржуазный характер современной демократии, изображать ее демократией вообще или «чистой

демократией»

Выступая в качестве общеродового понятия, политическая система общества вбирает в себя все те наиболее общие признаки и черты, которые  свойственны всем без исключения конкретным политическим системам, существующим в пределах различных общественно-экономических  формаций. В ней наряду с сугубо классовыми признаками и чертами  отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие признаки и черты.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как однопорядковые явления, можно выделить следующие. Во-первых, существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов. Во-вторых, охват каждой из них не только отдельных составных частей, но и всего классового общества в целом, существующего в пределах той или иной страны. В-третьих, наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований. В-четвертых, опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии. И в-пятых, выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Политическая система  – это совокупность государственных,  политических и общественных  организаций, форм и взаимодействия  между ними, посредством которой  осуществляется реализация общезначимых  интересов с использованием политической  власти.

Политическая система  состоит из следующих подсистем:

1. институциональная –  государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь  и т.д.

2. нормативная – политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы.

3. коммуникативная – формы  взаимодействия власти, общества  и индивида.

4. культурная – система  ценностей, религия, ментальность.

5. функциональная – средства  и способы реализации власти.

Политическая система  имеет ряд функций:

  • функция политической социализации
  • функция адаптации
  • дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов)
  • экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды)
  • функция реагирования
  • функция регуляции (контроль и регулирование)

Политические системы  могут классифицироваться по различным  признакам.

1. по типу общества (Р.Аргон,  У. Ростоу)

  а) традиционные

  б) модернизированные  демократии

  в) тоталитарные

2. по характеру взаимодействия  со средой:

Информация о работе Понятие «политическая система»