Понятие политического лидерства. Особенности и типологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Понятие политического лидерства. Особенности и типологии………...3
Функции политического лидера…………………………………………..8
Политический авторитет и его значение………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Понятие политического лидерства. Особенности и типологии………...3
  3. Функции политического лидера…………………………………………..8
  4. Политический авторитет и его значение………………………………..10
  5. Список литературы……………………………………………………….15

 

 

Введение

Лидерство, его природа волновали  человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство  завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство - универсальный по своей  природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших  и малых организациях, в бизнесе  и в религии, в компаниях и  университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере  человеческой деятельности, для существования  и прогресса которой требуется  выделение руководителей и ведомых  лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно  возрастает в политической сфере. Здесь  концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство  есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают  во всех уголках Земли.

Заложено ли лидерство в природе  человека или оно приобретается  под воздействием среды? Является ли лидерство уделом избранных или  присуще каждой личности и может  быть развито при благоприятных  условиях? Каков механизм складывания  лидерских качеств, факторы и  пути их развития, типологические характеристики лидеров? Эти и другие вопросы  предстоит рассмотреть в данной работе.

 

Понятие политического  лидерства

Люди,  субъекты  политики  по-разному  вовлечены  в  социальные  процессы общества.  Американский  политолог  Г.Алмонд  следующим   образом   различал субъектов  политики по характеру их участия  в политической жизни:

1) те,  кто делает это  полностью бессознательно, стихийно;

2)  те,  чье  участие  в  ней полусознательно,  т.е.  с пониманием   ролей   как   изначально   заданных, неоспоримых,  при безусловном подчинении  им;  

3)   вполне   сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

Все  субъекты  преследуют  в  своей  деятельности  конкретные   интересы. Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений  участников политической жизни политический лидер – человек, способный определять  общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения  ролей  и функций внутри общества. Такая личность, наделенная управленческим  статусом и властной должностью, называется политическим лидером. В самом понятии лидерства заключена тайна, как тысячи  людей подчиняются одному человеку (креслу), поэтому понятие лидерства  неразрывно  связано  с понятием власти. Ведь политическая власть представляет собой  способность  и волю  определенного класса,  группы,  индивида  проводить  в   жизнь   свою политическую линию в соответствие со своими интересами.

Типологии и особенности политических лидеров

Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные  классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится  на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к  учению М.Вебера о способах легитимизации  власти. В соответствии с этими  способами лидеров подразделяют на:

традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции;

рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

Данная классификация лидерства  достаточно проста и удобна, хотя, как  и любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе первого  типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции. Основоположник этой классификации М. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого  типа как важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в  кризисные периоды, поскольку харизматический  вождь и его авторитет не связаны  с прошлым, способны мобилизовать массы  на реализацию задач социального  обновления. В относительно же спокойные  периоды развития, для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее  исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко  используются четыре собирательных  образа лидера:

знаменосца, или великого человека;

служителя;

торговца;

пожарного.

Лидера-знаменосца отличает собственное  видение действительности, привлекательный  идеал, “мечта”, способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер и др. Лидер-служитель  всегда стремится выступать в  роли выразителя интересов своих  приверженцев и избирателей в  целом, ориентируется на их мнение и  действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить  граждан в их преимуществе, заставить  “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые  актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни  эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а  сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации  лидерства. Так, политические деятели  делятся на:

правящих и оппозиционных;

крупных и мелких;

кризисных и рутинных;

пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных  и т.д.

Разнообразие типов лидеров  во многом объясняется богатством направлений  их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят  от конкретной ситуации, в которой  осуществляется лидерство. Они возникают  на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется  в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р. Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

Функции политического  лидера

Разнообразие типов лидеров  во многом объясняется богатством направлений  их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны  политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами. Среди наиболее значимых функций  можно выделить следующие.

Аналитическая функция - глубокий и  всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных  и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов  и тактических способов их достижения.

Организаторская функция - мобилизация  масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев  населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом  преобразований.

Интегративная функция - объединение  и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф. Рузвельта, который умело управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для конструктивного решения различных социальных и политических проблем.

Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование  обновления. При этом политическому  лидеру не стоит пускаться в масштабные и малоподготовленные перестроечные  акции, так как «ничто не порождает  в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения». Примерами крупных инновационных  концепций и программ могут служить  «Новый курс» Ф.Рузвельта, идея «общеевропейского  дома» Ш. де Голля, концепция «народного капитализма» М. Тэтчер.

Коммуникативная функция - обеспечение  устойчивой связи между властью  и различными социальными группами, что весьма актуально для современной  Украины, где в последние годы прослеживается неуклонное снижение доверия  граждан к власти. Классическим образцом реализации коммуникативной функции  может служить пример введения в  практику Ф.Д.Рузвельтом в 30-х годах  еженедельных радиообращений к гражданам - его знаменитых «бесед у камина», в которых он разъяснял проводимый им «Новый курс» по преодолению кризиса. При этом он сумел не только наладить контакт с американцами, вселить  в них надежду, сохранить доверие  избирателей, но и заручиться поддержкой самых широких слоев населения  и вторично стать президентом.

Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени  характеризует общенационального  политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции  в 1958 г., когда в условиях угрозы гражданской  войны во многом способность выполнить  именно эту миссию принесла генералу де Голлю поддержку разнородных политических сил и широких слоев населения.

Информация о работе Понятие политического лидерства. Особенности и типологии