Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:02, контрольная работа
Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.
Введение…………………………………………………………………….2
Понятие политического лидерства. Особенности и типологии………...3
Функции политического лидера…………………………………………..8
Политический авторитет и его значение………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….15
Политический авторитет и его значение
Авторитет - свойство власти,
позволяющее опираться не исключительно
на грубую силу, но на сознание субъектами
управления ее легитимности (определение
М.Вебера). Разумеется, "легитимность"
берется не в строго юридическом
смысле, а в обществоведческом, как
характеристика социального порядка,
имеющего достаточный престиж для
установления требований, обязательных
для членов общества.
Исходно смысл понятия «политический
авторитет» был связан с «созиданием»,
а само слово было производным от латинского
глагола augeo, augere — приумножать, оплодотворять,
причинять. Однако уже в античной политической
лексике слово «авторитет» стало означать
прежде всего мнение, суждение, образец,
и определяло того человека или группу
людей, кто таким весомым мнением обладал
или был признанным "образцом". Понятие
авторитета, как и империума, коррелируется
с распределением властных функций в обществе.
Авторитет — это право распоряжаться
властью, переводя ее в конкретные решения
и действия. Известна формула Цицерона:
"Potestas in popolo, auctontas in senatu est" (буквально:
власть — у народа, авторитет же, распоряжение
властью — у сената). Сам же термин фиксирует
факт делегирования власти от народа к
«авторитету», в данном случае — к сенату.
Таким образом, признавалось, что от авторитета
могут исходить ограничивающие человеческие
действия решения, однако он, в свою очередь,
оказывался связан интересом и благом
политического целого (t'rei pubbcae), но не народа
(popoli). Правда, и у римлян использование
понятия "авторитет" было затруднено
его богатой полисемией: оно могло означать
совет, наущение, желание, инициативу,
ручательство, любой юридический документ
вообще, а также право собственности и
даже причину.
Власть всегда двустороннее, асимметричное,
с доминированием воли властителя взаимодействие
ее субъекта и объекта. Она невозможна
без подчинения объекта. Если такого подчинения
нет, то нет и власти, несмотря на то, что
стремящийся к ней субъект обладает ярко
выраженной волей властвования и даже
мощными средствами принуждения. В конечном
счете у объекта властной воли всегда
есть пусть крайний, но все же выбор —
погибнуть, но не подчиниться. Осознание
зависимости власти от покорности населения
нашло практическое политическое выражение
в акциях гражданского неповиновения,
широко используемых в современном мире
как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту
властвования простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы на уничтожение
(в этом случае власть отсутствует) до
добровольного, воспринимаемого с радостью
повиновения. В принципе подчинение так
же естественно присуще человеческому
обществу, как и руководство. Готовность
к подчинению зависит от ряда факторов:
от собственных качеств объекта властвования,
от характера предъявляемых к нему требований,
от ситуации и средств воздействия, которыми
располагает субъект, а также от восприятия
руководителя исполнителями, наличия
или отсутствия у него авторитета. Качества
объекта политического властвования определяются
прежде всего политической культурой
населения. Преобладание в обществе людей,
привыкших лишь беспрекословно повиноваться,
жаждущих «твердой руки», является благоприятной
питательной средой деспотических режимов.
Наиболее стабильной является власть,
построенная на интересе. Личная заинтересованность
побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним
контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других
типов позитивной мотивации подчинения
— повиновения на основе убежденности,
авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным
воздействием достаточно глубоких слоев
сознания: менталитета, ценностных ориентаций
и установок, составляющих “вторую природу”
личности (ее “первая природа” образуется
под воздействием первичных, преимущественно
биологических потребностей и повседневных
интересов индивида). Готовность подчиняться
государству или другому носителю власти
ради каких-либо более высоких, чем непосредственные
индивидуальные интересы, целей (патриотических,
нравственных, религиозных и т.п.) — важный
источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для
власти мотиваций подчинения является
авторитет. Он формируется на базе общей
заинтересованности объекта и субъекта
власти и убежденности подчиненных в особых
способностях руководителя. Авторитет
представляет собой высоко ценимые качества,
которыми подчиненные наделяют руководителя
и которые детерминируют их повиновение
без убеждения или угрозы санкций. Он основывается
на согласии и означает уважение к руководящей
личности или институту, доверие к ним.
Авторитет может быть истинным, когда
руководитель действительно обладает
теми качествами, которыми его наделяют
подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях
относительно личности руководителя.
В зависимости от лежащих в его основе
качеств авторитет бывает научным (качество
учености), деловым (компетентность, навыки,
опыт), моральным (высокие нравственные
качества), религиозным (святость), статусным
(уважение к должности) и т.п.
Культурно-информационная власть — это,
прежде всего власть над людьми с помощью
научных знаний, информации и средств
их распространения. Кроме того, это моральная,
религиозная и некоторые другие виды власти,
связанные с подчинением на основе авторитета.
В современном обществе из всех видов
духовного влияния на первый план выдвигается
научно-информационная власть. Знания
используются как при подготовке правительственных
решений, так и для непосредственного
воздействия на сознание людей в целях
обеспечения их политической лояльности
и поддержки. Такое воздействие осуществляется
через институты социализации (школа,
другие образовательные учреждения), а
также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить
разным целям: не только распространению
объективных сведений о деятельности
правительства, положении в обществе,
но и манипулированию — управлению сознанием
и поведением людей вопреки их интересам,
а нередко и воле, основанному на специальных
методах обмана.
Господство как институциализировавшаяся
власть может по-разному оцениваться гражданами.
Положительная оценка, принятие населением
власти, признание ее правомерности, права
управлять и согласие подчиняться означает
ее легитимность. Легитимная власть обычно
характеризуется как правомерная и справедливая.
Легитимность связана с наличием у власти
авторитета, ее соответствием ценностным
представлениям большинства граждан,
с консенсусом общества в области основополагающих
политических ценностей.
К началу ХХ столетия происходит окончательная
"гибель богов", т.е. универсальных
авторитетных инстанций, претендующих на
всю полноту властных полномочий. Появляется
возможность творения "множества богов",
все более непосредственно зависимых
от людей и их практик. Это актуализирует
проблему сопоставимости часто несовместимых
социальных позиций, а соответственно,
и легитимности, поиска научных критериев
устойчивости властного авторитета. Творчество
Вебера и стало ответом на вызов "множественности
верований", фиксируемых в многообразных
идеологических концептах.
При анализе оснований властного авторитета
Вебер стремится преодолеть односторонность
теологического, философского и юридического
способов концептуализации, когда легитимность
зиждется либо на традиции, "божественном”
и "естественном” праве, либо на формальном
следовании законам. В первом случае легитимность
ставится выше легальности, во втором
- выступает ее производной. Для Вебера
легитимность - вера в законную значимость
социального порядка, а легальность - лишь
один из видов легитимности, связанный
с рациональной способностью человека
отдавать отчет в своем поведении.
Веберовская концепция легитимности
неоднократно подвергалась критической
рефлексии, хотя и по сей день часто используется
в качестве методологического ориентира
для исследований в области политической
культуры и политического лидерства. Критика
предложенного немецким ученым концепта
идет по разным основаниям. В методологическом
плане отмечаются условность выделения
трех основных типов легитимности и их
слабая эвристичность для анализа современных
практик легитимации. Акцентируется внимание
на односторонности предлагаемой трактовки
власти и, соответственно, процесса легитимации.
Упрекают Вебера и в подмене анализа действительных
оснований легитимности исследованием
доминантных верований.
Справедливости ради следует отметить,
что критика в адрес Вебера не всегда достаточно
"адресна", так как сам он постоянно
оговаривал идеалтипический характер
своей классификации и использовал понятие
легитимности в различных контекстах,
то предельно сужая, то расширяя его содержание.
Важно не буквальное следование его формулам,
а выявление тех творческих интенций,
которые они содержат. Даже у самых решительных
критиков Вебера обнаруживаются признаки
влияния его теоретических построений.
Литература
1. В.Одайник “Психология политики” , 1996
2. Э.Фромм “Бегство от свободы”, - М., Прогресс, 1995
3. Шестопал Е.Б. “Личность и политика”, М., 1988
4. Политология: личность, власть, демократия. Учебник из серии гуманитарного образования. 1996
Информация о работе Понятие политического лидерства. Особенности и типологии