Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:09, реферат
Проблема политической системы и политического процесса сама по себе не является привычной для нашей страны. Если в западных странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа осуществлении власти через политический процесс развивались давно, органично и постепенно; то в России реальный политический процесс конституируется лишь последние 20 лет. Новые общественные отношения требуют тщательного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового.
Введение 1
Понятие политического процесса 2
Политическая деятельность 5
Структура и акторы политического процесса. 7
Общий политический процесс в современной России 9
Заключение 11
Список литературы 12
Реферат по политической социологии на тему:
«Понятие политического процесса»
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема политической
системы и политического
Конечно,
нельзя говорить о полном
Формулировка проблемы:
определение понятия политического процесса в современных реалиях, его роли в жтзни государства
Актуальность:
На исходе ХХ и начале ХХI в. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, как Россия, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.
Объект исследования:
Объектом является политический процесс в целом.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются особенности и специфические черты
политического процесса.
Цель данной работы:
рассмотрение политического процесса и его структуры.
Задачи данной работы:
Раскрыть понятие
Охарактеризовать структуру
Найти особенности политического процесса в современной России.
Выбор этой работы
обусловлен тем, что
Понятие политического процесса
В самом широком смысле процессы есть формы политической активности
общества. исключительное многообразие этой активности и тот факт, что
каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень
предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют
научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек
зрения по одним и тем же вопросам. можно без преувеличения сказать, что
если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности
рассматриваемых политических проблем, то тема, посвященная политическим
процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной
разработанности политических проблем в целом и политических процессов в
частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических
процессов, провести их классификацию [1].
Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем, весьма
специфическая категория политической науки.
В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои
важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях
теоретической интерпретации политического процесса, считается
общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов
политики, сложившейся не в соответствии и намерениями лидеров или программ
партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних
факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды,
группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями,
предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя
специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы
человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс
исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и
явлений.
Раскрывая содержание политически через реальные формы исполнения
субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как
осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы
политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения,
переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает
характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение
ее состояний во времени и пространстве [1].
Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он
раскрывает в основном две фундаментальные формы политического
волеизъявления граждан. Прежде всего, это- различные способы презентации
рядовым участником политического процесса своих интересов в различных видах
артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах,
членстве в политических партиях), а так же формы принятия и реализации
управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.
В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные
действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как
поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В
политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и
факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в
политической сфере общества.
С содержательной точки зрения реализация различными политическими
субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение
власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений,
контроль за этапами и другие формы политической активности инструментов,
групп и лиц. Причем не только признаваемые правящим режимом, но и
обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политическом процессе
присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры,
террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно
находятся на периферии политической жизни.
Применительно
к обществу в целом
взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть
показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою
очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания
политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти,
представляя собой совокупность относительно самостоятельных локальных
взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными
специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы
правления.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что
он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений
ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет
собой совокупность действий институализированных и неинституализированных
субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере
власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической
системы общества.
Политический
процесс-это «совокупная
общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных
субъектов по осуществлению политических решений» [1].
Политическая деятельность
Понятие "политическая деятельность" дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте - разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной цели. Важнейшими чертами такой деятельности служат:
- сосредоточение усилий именно
на общих проблемах,
- рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
- использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по крайней мере следующие.
ЗАКОНЫ ПОЛИТИКИ. Их специфика заключается в том, что они действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических решений.
УСЛОВИЯ. Объективная взаимосвязь обстоятельств и факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов.
ПОТРЕБНОСТИ. Это комплекс условий, воспринимаемых людьми как абсолютно необходимые для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень многообразия потребностей. Например, безопасность сегодня не сводится только к военному ее аспекту, но и включает другие параметры.
КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, в которой разворачивается политическая деятельность. Многие ее компоненты практически не зависят от людей, и должны приниматься ими во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения.
Структура и акторы
Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента. Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса. Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Политический институт — воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни. Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические акторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества. Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей