Понятие политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Проблема политической системы и политического процесса сама по себе не является привычной для нашей страны. Если в западных странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа осуществлении власти через политический процесс развивались давно, органично и постепенно; то в России реальный политический процесс конституируется лишь последние 20 лет. Новые общественные отношения требуют тщательного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового.

Содержание работы

Введение 1
Понятие политического процесса 2
Политическая деятельность 5
Структура и акторы политического процесса. 7
Общий политический процесс в современной России 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

        Индивиды и  группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

 

Люди отличаются различной степенью активности в  политике. Многие не слишком  активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни. Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах. При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и акторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между акторами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса. Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса. Важным параметром политического процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов. Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем зарубежной политической науки. Среди исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы:

 

- постановка  проблемы (сбор необходимой  информации о существующих проблемах,  общественных запросах и возможных  путях решения, определение первостепенных  и второстепенных проблем);

 

- формулирование  альтернативных  решений;

 

- сравнительный  анализ и  выбор наиболее эффективного  решения;

 

- формулирование государственного  решения и его легитимация  (путем принятия законов, голосования  и проч.);

 

- реализация  принятых решений;

 

- контроль за  реализацией и  осуществление  «обратной связи».

 

Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор  этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться  взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науки  попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» фаз является выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:

 

1. Артикуляция  индивидуальных  и групповых интересов.

 

2. Агрегирование  этих интересов (их объединение  в единой позиции).

 

3. Выработка  политического курса.

 

4. Реализация принятых решений.

 

5. Контроль за  исполнением этих  решений.

 

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов  политического процесса и не может  рассматриваться как универсальная[4].

 

 

     Общий политический  процесс  в современной   России

 

 

     На  политическом  поле современной России развивается  множество политических процессов.  Конечно, наибольший интерес   представляет развитие общего  политического  процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического  режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

 

     Известно, что по форме  правления СССР был  республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который  избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.

 

     Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы  правления в СССР заключалась  в руководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления в СССР была советским типом государственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль общества за органами власти, верховенство закона над властью.

 

     Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние  ее политическую систему. Это коснулось  и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная России, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1), является республикой. Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностью характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.

 

     Вместе  с тем российская  республиканская  форма правления  сохраняет ряд  черт советской  государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные  стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям.

 

     То  же самое можно  сказать о состоянии государственного  устройства России в части  национально-территориального ее  деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них.. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами федерации не могут быть одинаковыми.

 

     Развитие  общего  политического процесса в   России и части смены формы   политического режима также  отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает "чистому" типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс "вывел" его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму.

 

     Таким образуй можно  сделать вывод: развитие общего  политического процесса в  современной России привело  к созданию переходного  типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны [5].

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

                                                              Заключение

 

    В результате проделанной  работы были рассмотрены особенности  политического процесса и описана  его структура.

 

    Также были решены  следующие задачи:

 Раскрыто понятие политического  процесса;

Охарактеризована структура политического  процесса;

Перечислены особенности политического процесса в России.

 

    Понятие “политической системы”  появилось  первоначально в  западной социологии и политологии  с попыткой рассмотреть общество  с точки зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса. Политический процесс – это все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений. Раскрыв своей работе данную тему, мы попытались понять сущность структуру политического процесса, а также способы его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

«Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» - под ред. Мелешкиной, М., 2004.

Ильин В.В. Политология. Учебник. М., 2001.

Теория  политики: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.

Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003.

Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004.

 

 и т.д.................


Информация о работе Понятие политического процесса