Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:24, реферат
Актуальность и проблема авторитаризма и демократии в политической науке обсуждается уже почти полвека. За это время накоплен большой теоретический потенциал, выработаны методологические подходы к анализу этих феноменов. Однако и в теоретических моделях, которые приобрели статус классических, остается немало белых пятен в понимании природы демократии и авторитаризма как политических феноменов и еще больше неясности — в определении их психологических составляющих. Не пытаясь обобщить имеющиеся в литературе подходы и дискуссии, попробуем обозначить некоторые исходные положения, касающиеся понятий, используемых в данной главе, учитывая, что в литературе нет даже рабочего определения авторитаризма и демократии, с которым были бы согласны все исследователи.
Введение
Понятие политического режима……….…………………..……...3
Теоретические подходы к феномену авторитарности и авторитаризма…..…..………………….……………………..……5
Авторитаризм и демократия — психологические измерения политических режимов….…………..………………..……………7
Психология демократии……….…………………………………10
Понятие авторитаризма……….…………………………………13
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие политического режима……….………………
Теоретические подходы к
феномену авторитарности и авторитаризма…..…..………………….…
Авторитаризм и демократия — психологические измерения политических режимов….…………..………………..……………7
Психология демократии……….……………
Понятие авторитаризма……….…………………………………
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность и проблема авторитаризма и демократии в политической науке обсуждается уже почти полвека. За это время накоплен большой теоретический потенциал, выработаны методологические подходы к анализу этих феноменов. Однако и в теоретических моделях, которые приобрели статус классических, остается немало белых пятен в понимании природы демократии и авторитаризма как политических феноменов и еще больше неясности — в определении их психологических составляющих. Не пытаясь обобщить имеющиеся в литературе подходы и дискуссии, попробуем обозначить некоторые исходные положения, касающиеся понятий, используемых в данной главе, учитывая, что в литературе нет даже рабочего определения авторитаризма и демократии, с которым были бы согласны все исследователи.
Политический режим
Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.
Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.
Политический режим
Характер политического режима зависит от следующих моментов:
- от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);
- степени гласности в
работе органов власти, их открытости
для контроля и воздействия
со стороны общественного
-процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;
-состояния законности
и реальной силы ее в обществе,
особенностей политической
Основные формы правления следующие:
1.Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
2. Аристократия- власть знати,
привилегированного
3. Плутократия - власть
богатых, господство в
4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей
5. Теократия- власть церкви и духовенства
6. Геронтократия- власть старейшин, старшего поколения людей
7. Демократия- народовластии, власть всего народа, широких слоев общества
8. Охлократия- власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям
9. Монархия- власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.
10. Олигархия- власть немногих,
небольшой группы людей (
11. Полиархия- власть многих,
власть в руках трех и более
лиц: военной хунты, Политбюро
ЦК КПСС и т.д.; форма демократии
, при которой на действия
12. Анархия- отсутствие
власти, безвластие, вызывающее
13. Диктатура -неограниченная
власть одного лица (диктатора) ,
группы лиц, политической
14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)
Важно заметить, что в
реальной жизни многие из этих форм
могут накладываться друг на друга.
В частности, хорошо «уживаются»
вместе теократия и монархия. Иногда,
к сожалению, совместимы теократия
и диктатура, демократия и анархия
и т.д. Кроме того, иные из перечисленных
здесь форм в какой-то мере тавтологичны,
т.е. повторяют друг друга и обозначают
весьма схожие ситуации правления в
обществе. Все же многообразие типов
государств по политическому режиму
сводится обычно к трем формам: тоталитарной,
авторитарной и демократической. Главные
различия между ними- в характере
власти и степени обеспеченности
прав и свобод граждан.
Одним из первых исследователей
авторитаризма был
Райх полагает, что одним
из основных факторов, способствующих
становлению фашистской ментальности,
является сексуальное торможение, т.е.
система запретов, налагаемая на ребенка
в семье. В результате такого подавления
возникает бессознательная
Вслед за В. Райхом к проблеме
авторитарного характера
• акцентированное отношение к власти и силе. Последняя бывает внешней (властные институты и их представители) и внутренней, или интериоризованной (долг, совесть, супер-эго, принятые в обществе нормы и условности). Для личности с авторитарным характером характерно построение двухполярной системы взаимоотношений с миром. Фромм утверждает даже, что для такого человека существует два пола — но не мужской и женский, а имеющий власть и не имеющий ее. Соответственно, он делит всех людей на сильных и слабых. По отношению к сильным у такой личности возникают любовь и уважение, а по отношению к слабым — агрессия и презрение. Категория равенства в картине мира авторитарного характера отсутствует;
• особое значение имеет для авторитарного характера восприятие понятия «судьбы» как внешней силы, от которой зависит его жизненный путь. Преклонение перед этой внешней силой и следование ей для подобной личности является очевидным и необходимым. В целом авторитарному мышлению свойственно убеждение, что «жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний». Эту особенность современная психология определяет как экстернальность, она измеряется с помощью теста Дж. Роттера на локус-контроль. С. Реншон показал связь высоких значений экстернальности с отсутствием демократических убеждений;
• неосознанное стремление
примкнуть или подчиниться
Фромм показал, что личность с авторитарным характером обладает одновременно садистскими и мазохистскими чертами. Первые проявляются в желании иметь неограниченную власть над другими и в агрессии по отношению к подчинившимся этой личности людям. Мазохистские черты проявляются в готовности подчиниться и следовать указаниям внутренней или внешней власти.
Итак, если принять за исходное положение, что Россия и другие восточноевропейские страны, как и многие другие страны до них, находятся сейчас в переходном периоде от авторитаризма к демократии, то следует в первую очередь определить, откуда они отправляются в этот путь. Именно это исходное положение вызывает немало вопросов и нуждается в критическом осмыслении. Одним из широко распространенных стереотипов последнего десятилетия, который в равной степени имел хождение и в России (особенно среди российских демократов), и за рубежом, является представление о том, что Советский Союз и другие социалистические страны представляют собой типичный пример авторитарных и даже тоталитарных режимов.
Если для периода сталинизма
такое определение
Прежде всего авторитаризм в этих странах различался на основании того, на какой ступени экономического развития находилась страна в момент установления политической системы советского типа. В странах с более развитой экономикой авторитарность режима воспринималась гражданами иначе, чем там, где экономика была на грани краха: в этих странах сопротивление авторитаризму было более выраженным, чем в бедных странах.
Другим важнейшим фактором, влияющим на формы авторитарности, является национально-этническая структура населения. В федерациях (СССР, Югославия) существовал дополнительный источник напряжений в обществе по сравнению с мононациональными странами, что, в свою очередь, вызывало у лидеров этих стран соблазн «раз и навсегда» решить не только экономический, политический, но и национальный вопрос авторитарными способами.
Третий фактор, влияющий
на формирование авторитарных режимов,
— это фактор географический или
геополитический. Размер территории, ее
статус как империи или колонии,
несомненно, наделял авторитарные режимы
имперскими или колониальными
И, наконец, следует отметить
влияние, которое оказывают на формы
авторитаризма культурно-
Из сказанного можно сделать вывод, что, во-первых, единой формы авторитаризма не было в странах, принявших коммунистическую идеологию и построивших более или менее сходные политические системы; во-вторых, с психологической точки зрения этот авторитаризм также был весьма различным, как были различны и пути выхода из него: «Бархатная революция» в Чехословакии мало напоминает весьма жесткие формы перехода к демократии в Румынии, да и в рамках бывшего Советского Союза трудно сопоставлять даже психологически близкие Россию и Белоруссию, не говоря уже о Прибалтике и Средней Азии.
Все это означает, что
само понятие авторитаризма как
в политическом, так и в политико-
Если в психологии авторитарности
исследователи, похоже, разобрались
и нашли ответы на вопрос о ее
истоках и формах, то с психологией
демократии дело обстоит гораздо
сложнее. Известно лишь, что феномен
«демократической личности» никак
не поддается эмпирической проверке
и гораздо хуже разработан теоретически.
Это связано с тем, что сама
природа демократии — феномен
гораздо более сложный и
Прежде всего многочисленные
исследования конца 90-х гг. свидетельствуют
об определенном сдвиге в восприятии
политической и социальной реальности
в России со стороны ее граждан. Так,
большинство из них в 1991 — 1995 гг.
опасались гражданской войны, экономического
краха и этнических конфликтов. Во
второй половине 90-х гг. эти опасения
сменились страхом перед