Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь СССР в годы перестройки еще долго будет находиться в поле зрения историков, политологов, социологов, психологов, пытающихся определить степень случайного и закономерного в произошедших событиях. И это вполне объяснимо. В результате горбачевской перестройки перестала существовать социально-политическая система, под влиянием которой шло развитие всех сторон человеческой жизни на 1/6 части земного шара. Вследствие краха перестройки с политической арены исчезла одна из двух супердержав, оказывающая влияние на баланс сил в мировой политике, с ее многогранными связями и взаимовлияниями. В результате исчезновения СССР, РСФСР как одна из бывших союзных республик обрела суверенитет и права на проведение радикальных рыночных реформ и преобразований в сфере государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

     Функции политических  движений сводятся к концентрации  максимальной политической силы - совместных выступлений всех  так или иначе заинтересованных  людей и организаций для решения  одной из важнейших политических  проблем посредством воздействия  на власть в соответствующем  направлении. Именно эта концетрация  разнородных сил на одном направлении  обеспечивает эффективность движений - позволяет, хотя не всегда, добиваться  перевеса сил и успеха.

     Движения широко  используют все средства политической  социализации и рекрутирования. Стремясь привлечь внимание общественности  к выдвигаемой ими задаче, они  не ограничиваются обычными средствами  массовой информации, создают свои  каналы, издают листовки, устраивают  выставки, проводят митинги и  демонстрации.

      Их инициативные  группы стремятся координировать  такую деятельность и обеспечить  ее материально. Однако в большинстве  случаев единственным источником  средств движений являются добровольные  взносы самих его участников  и спонсоров.

 

2.Многообразие  партийных систем. Особенности партийной  системы современной России.

      Важным  звеном всякой политической системы  являются отношения между партиями. Вместе с тем, они имеют существенное  значение и для комплексной  классификации - типологии партий.

     Прежде всего,  необходимо отметить, что межпартийные  отношения Очень разнообразны. Они  определяются соотношением целей,  средств и сил партий каждого  общества. Отдельные цели разных  партий иногда совпадают, некоторые  близки друг другу, большая  часть - расходятся, а немало - просто  противоположны. То же можно сказать  и о средствах их достижения.

     Пожалуй, не  найти ни одной партии, которая  имела бы одинаковое отношение  с двумя другими. Кроме этого,  эти отношения не остаются  неизменными. Так что каждая  партия находится в сплошной  паутине отношений со всеми  другими.

     Если нет  хотя бы относительной стабильности  этих взаимоотношений, то их  невозможно назвать системой. Их  устойчивость может быть обеспечена  только стабильностью социально-экономического  развития страны. Лишь достижение  определенной устойчивости отношений  между партиями позволяет рассматривать  их как партийную систему.

    Важным вопросом  в характеристике партийных систем  является их типология. Среди  различных признаков, критериев,  пользуемых для построения типологии  партийных систем, наиболее распространенным  является количественный критерий. Различные источники выделяют  следующие типы партийных систем:

1.     Однопартийные  системы.

2.    Фактически однопартийные  системы, имеющие вид многопартийных.

3. Формально многопартийные  системы, в которых главенствующие  положения политической жизни  заняты двумя партиями, периодически  сменяющими друг друга у государственной  власти.

4.   Многопартийные  системы, функционирующие на государственном  уровне как устойчивые коалиции  двух или более партий, сохраняющих  союзнические отношения не только  при участии в правительстве,  но и в оппозиции.

5.    Многопартийные  системы плюралистической ориентации, в которых ослаблены (хотя до  конца не утрачены) тенденции  партий к представительным вариантам  блоковой политики. Другими словами,  это партии, предпочитающие действовать  в избирательных кампаниях в  основном лишь самостоятельно.

     Имеются и  другие примеры типологии партийных  систем. По существу речь идет  о разных типах однопартийное™  и многопартийности.

     Нередко однопартийной  системой называют абсолютную  политическую монополию одной  партии, добившейся ликвидации не  только легальной оппозиции, но  и вообще других партий. В такой  системе партия срастается с  государством, нередко подменяет  его. Создание других партий  запрещено законом.

     Существует  два варианта такой системы.

     Первый, - в  котором не располагающие государственной  властью легальные партии не  желают или не решаются быть  оппозицией правительству и, по  существу, превращаются в условные  политические фигуры, в призраки. Такая ситуация существовала  в Восточно-европейских странах  социализма.

     Второй, - в  котором не располагающие государственной  властью легальные партии являются  оппозиционными. Так обстоит дело  в Египте, Зимбабве и других  государствах.

    Все политические партии и объединения современной России можно приблизительно разделить на два крупных блока: «партии власти» и «оппозиция». Последняя, в свою очередь, делится на на «объединенную оппозицию», «демократическую оппозицию» и «эмоциональное протестантство».

      Партийно-политические  силы, представляющие эти ниши, неоднократно  меняли свое местонахождение,  что было связано, с одной  стороны, с процессами продолжающегося  партогенеза в стране, а с другой, с постоянно меняющейся политической  коньюктурой.

     Нишу «партии  власти» со второй половины 1991 года занимали партии и движения  радикально-либерального толка,  объединенные в широкое политическое  движение «Демократическая Россия»  ( ДР ), возникшее еще в октябре  1990 года, возникшее на базе предвыборного  блока «Выборы-90» и объединившего  клубы избирателей многих крупных  городов страны.. Движение оформилось  в ходе борьбы с монополией  КПСС на власть. После развала  СССР и ухода с политической  арены КПСС ДР оказалась в  весьма своеобразном положении:  с одной стороны, на местах  единороссы создавали общественные  комитеты российских реформ, выступали  инициаторами референдума о частной  собственности на землю и созыва  Учредительного собрания для  принятия новой Конституции, пытались  оказывать влияние на президента  и региональные власти в их  осуществлении кадровой политики  и т.д. С другой стороны, само  движение пережило несколько  серьезных расколов, связанных с  выходом из ее рядов сторонников  «государственнической» модели  модернизации России (ДПР, РХДД, КДП), правоцентристский блок «Новая  Россия» (социал-демократы, Крестьянская  партия, Народная партия), радикальные  демократы (Ю.Афанасьев), умеренные  прагматики (Л.Пономарев, Г.Якунин). Это противостояние способствовало  консолидации пропрезидентских  партийно- политических сил в  новую политическую коалицию  «Демократический выбор» в июне 1992 года.

     Вошедших в  эту коалицию партий и движений  сближал радикальный подход в  осуществлении рыночных реформ, поддержка официального правительственного  курса. Блок возглавили известные  в то время политические фигуры: Г.Старовойтова, Л. Пономарев, Г.  Якунин и др. Его представители  были практически во всех структурах  власти. В отсутствии официальной партии власти в то время, идею создания которой неоднократно выдвигал Ельцин, и «ДР» и «ДВ» строили свои взаимоотношения с президентом, используя тактику «критической поддержки», «конструктивного оппонирования», «эскалации обещаний» и т.д.

      Политические  партии возникают для представительства  и выражения разнообразных интересов  социальных слоев и классов.  Количество партий в обществе  отражает степень социальной, экономической,  культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число  партий, поскольку каждая партия  стремится выражать интересы  определенной социальной группы. Совокупность политических партий  и взаимосвязи между ними составляют  партийную систему.

     Партийные  системы различаются по количественному  и качественному критериям. По  количеству партий, существующих  в обществе, различают: монопартийную,  двухпартийную и многопартийную  системы.

      При монопартийной  системе единственная партия  монополизирует государственную  власть. Система характерна для  тоталитарных и авторитарных  режимов. Монопартийная система  обладает рядом достоинств: она  способна интегрировать социальные  группы, гармонично сочетать их  интересы; концентрировать ресурсы  и направлять их на решение  актуальных проблем.

     В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

     Двухпартийная  система состоит из нескольких  партий с заметным преобладанием  двух наиболее влиятельных; обеспечивает  возможность создания стабильного  правительства, опирающегося на  поддержку парламентского большинства,  поскольку победившая на выборах  партия обладает абсолютным большинством  депутатских мандатов. Система имеет  и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

     Многопартийная  система предполагает активную  роль в политической жизни  двух и более партий. Количество  партий отражает наличие многообразных  социальных интересов. Такая партийная  система стремится к поиску  согласия и компромиссов, поскольку  ни одна из партий не обладает  явным политическим преимуществом.  Пример многопартийности являют  страны Западной Европы, в которых  экономические, национальные, религиозные,  идеологические различия порождают  многообразие партий. Так, в Италии  насчитывается 14 партий, в Голландии  – 12, в Швеции, Дании, Норвегии  – более 5 и т.д.

     Партийные  системы различаются по политическому  весу партий. Масштаб политического  влияния на общество и власть  определяет характер отношений  внутри партийной системы. Политическое  влияние партии складывается  из трех переменных:

 а) число членов  партии; б) количество избирателей,  проголосовавших за нее; в)  число депутатских ман­датов,  полученных партией на выборах.  В соответствии с распределением  депутатских мест в парламенте  партии различаются по влиянию  на процесс принятия политических  решений.

    В анализе современного  этапа развития политических  партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:

1) широкие слои населения  убеждены в том, что политические  партии в первую очередь должны  заниматься не борьбой за власть  или защитой интересов своих  членов, а выражать и отстаивать  интересы всех граждан, вне  зависимости от их принадлежности  к тому или иному социальному  слою, разрабатывать стратегию развития  общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности является отсутствие широкой и прочной социальной базы у действующих политических партий;

2) большинство партий  не имеют четкой идеологической  и политической программы, их  цели и задачи рас­плывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная  структура партий, зачастую отсутствуют  местные организации. Существующие  партии не стали еще кадровыми.  Одновременно они не являются  и массовыми партиями, отличительная  черта большинства из них –  малочисленность, они больше напоминают  политические клубы или группы  по интересам;

4) отсутствует сплоченность  внутри партий и движений, в  них идет постоянная борьба  за влияние, руково­дящее положение;

5) слаба связь политических  партий с избирателями (зачастую  полная оторванность от них). Представители  многих партий и движений, пройдя  на выборах в органы власти, сразу же забывают о своих  обещаниях избирателям. Деятельность  многих партий активизируется  исключительно в предвыборный  период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сравнительный  анализ партийных систем России, США и ФРГ.

Классическим образцом двухпартийной  системы служат США, где  периодически у власти сменяют  Демократическая  и Республиканская партии. Это  не означает, что в стране нет  других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут.

        Демократическая  партия США – организационно  оформилась в 1828 г. В организационном  отношении она представляет собой  федерацию партийных организаций  штатов, каждая из которых имеет  свои ячейки во всех избирательных  округах и участках. Во главе  федерации стоит Национальный  комитет Демократической партии.

       Республиканская  партия США – основана в  1854 г. Высшим органом партии  считается национальный съезд,  созываемый в год президентских  выборов. Руководящим органом  является Национальный комитет. [6, с. 158]

Сегодня в Германии существует система  «2 + 1». В стране действует более  сотни политических партий, подавляющее  большинство которых абсолютно  неизвестно широкой общественности. Основными из них являются:

  1. Христианско-демократический союз (ХДС);
  2. Христианско-социальный союз (ХСС);
  3. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
  4. Свободная демократическая партия (СвДП);
  5. Экологическая партия «Зеленые»;
  6. Республиканская партия;
  7. Партия демократического социализма (ПДС).

Ведущими политическими  партиями ФРГ остаются ХДС/ХСС и СДПГ.

 

Все партии обоих стран  вне зависимости от степени их организационной оформленности  обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

В организационно оформленных  партиях (партия ХДС в ФРГ) существует организационная связь между  партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется  всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным  партийным уставом.

Организационно неоформленные  партии (Республиканская партия и  Демократическая партия США) характеризуются  тем, что у них отсутствует  институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют  партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина. Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.

Информация о работе Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы