Понятие политической системы, ее структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем приступить к анализу политической системы, отметим следующее обстоятельство. Одним из важнейших методических инструментов анализа в западной политической науке начиная с 50-х годов стал системный анализ. Однако с легкой руки зачинателей этого подхода - американский политолог Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда и др. - понятия «политическая система» и «системный анализ» на Западе фактически использовались как синонимы.

Содержание работы

Введение
Понятие политической системы, ее структура и функции
Виды политических систем
Теория политической системы
Проблемы типологии политических систем
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

правовед 2013.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие политической системы, ее структура и функции
  2. Виды политических систем
  3. Теория политической системы
  4. Проблемы типологии политических систем

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Прежде чем приступить к анализу политической системы, отметим следующее обстоятельство. Одним из важнейших методических инструментов анализа в западной политической науке начиная с 50-х годов стал системный анализ. Однако с легкой руки зачинателей этого подхода - американский политолог Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда и др. - понятия «политическая система» и «системный анализ» на Западе фактически использовались как синонимы.

 Хочется сказать, что  системный подход - одно из методологических  направлений в политологических  исследованиях. Его никак нельзя  путать с политической системой, представляющей собой реальное  образование. Это разноплановые  вещи, и их смешение существенно  ухудшит качество и достоверность  результатов исследования.

 Известно, что человеческое  общество находится в процессе  постоянных изменений, которые  происходят под влиянием различных  факторов. Усложняются социальные  взаимосвязи между людьми, появляются  новые потребности и соответственно  виды деятельности, удовлетворяющие  их. Кроме того, изменяются природная  среда, энергетические ресурсы,  международные условия существования  современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда представлялся актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах. Ведь ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

 Способность общества  реагировать на растущие потребности  индивидов, адаптироваться к изменяющимся  условиям своего функционирования  обеспечивается политической системой. Действие механизмов политической  системы на социальные отношения  основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Следовательно, понятие «политическая система» используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие политической системы, ее структура и функции  

                                             

Большинство западных политологов  под политической системой подразумевают  совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в  каждом сообществе. Как считал, например, Д. Истон, мы можем характеризовать  политическую систему как … комплекс взаимодействий, с помощью которых  достигается и осуществляется властное размещение ресурсов в обществе. Модель политической системы Истона построена  по аналогии с кибернетической системой, функционирующей по замкнутой схеме.

Отношения между политической системой и ее средой представлены в виде входа со стороны среды, который дает импульс системе, и  выхода, который является реакцией системы на импульс среды. Реакция  выхода вызывает ответную реакцию среды, она в свою очередь порождает  новый вход, на который система  реагирует новым выходом, до бесконечности  по принципу действия замкнутой кибернетической  цепи.

Истон выделял два вида входов: первый, например требования избирателей  к системе и их поддержка системы. Спектр требований чрезвычайно широк: повышение зарплаты, улучшение условий  труда, предоставление университету ассигнований и т.д.

Второй вид входов - поддержка - не менее важен для системы, чем  первый. Следует различать поддержку  сообщества в целом, поддержку режима и поддержку конкретного правительства.

Решения, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку, называют выходами. Последние в свою очередь становятся источником новых  требований и поддержки, характер и  содержание которых зависят от механизма  обратной реакции или обратной связи.

Еще дальше в деле «кибернетизации» модели политической системы пошел  другой американский политолог К. Дойч. Подчеркивая, что кибернетика - это  «наука коммуникации и контроля», Дойч рассматривал политическую систему как систему производства информации. Информация - это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - передача таких структурных отношений. Каналы - пути передачи информации. Разумеется, коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования организаций, но эти последние не сводятся к ним.

Справедливости ради следует  отметить, что в принципе сторонники системного анализа, например Г. Алмонд, признают необходимость  выделения при анализе политической системы структур, выполняющих политические функции. Но при этом Алмонд считал, что единицей политической системы является роль.

По утверждению Дюверже, существует столько вариаций политической системы, сколько имеется разновидностей коллективов или человеческих сообществ. Можно конструировать и анализировать  политические системы отдельной  партии, объединений партий в одной  стране, однотипных партий в нескольких странах.

Очевидно, что такой подход в значительной мере обесценивает саму идею вычленения политической системы  как самостоятельного феномена, обладающего  собственными, только ему одному присущими  характеристиками.

Говоря о политической системе, мы подразумеваем политическое устройство, политическую самоорганизацию  общества, которые невозможно представить  себе без институциональной структуры.

Политическая система  в собственном смысле слова в  первую очередь предполагает институциональную  инфраструктуру политической самоорганизации  общества. Разные политические системы  отличаются друг от друга, прежде всего  наличием или отсутствием тех  или иных институтов, характером их конфигурации, структурных взаимоотношений, выполняемых ими функций и  т.д.

В другом месте М. Дюверже  подчеркивал, что политическая система  имеет отношение к комплексу  институтов - власти, государственному аппарату и средствам его функционирования, а также всему тому, что с  этим связано.

Политическая система  представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это, прежде всего институты и  органы управления, руководства и  координации политической жизни. Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Именно вокруг государства  группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство по своей сути призвано обеспечить целостность и единство разнообразных институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления.

Высшие органы государственной  власти в лице главы государства  и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные компоненты которой связаны  между собой сложными функциональными  отношениями. Они принимают решения  общенационального значения, обязательные для исполнения как без исключения звеньями государственного аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей подсистемы, составные  компоненты которой связаны между  собой сложными функциональными  отношениями. Они принимают решения  общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без  исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной  власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией и известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это  вытекает из принципа разделения властей на три самостоятельных ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В этом качестве каждый из них выступает как самостоятельная субсистема по отношению к общей управляющей системе.

Политическая система, по-видимому, включает различные общественно-политические организации, комитеты политического  действия, институты и механизмы  принятия решений. В целом политическая система охватывает институционально-организационный  аспект подсистемы политического с  его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями и т.д. Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов. Политология внимательно изучает все эти влияния.

Разные системы обладают разными механизмами сопротивления  внешним воздействиям. Внутренние кризисы, противоречивость процессов, присущих политическим системам свидетельствуют  о необходимости корректировок  либо политики, либо системы. Политическое поведение деятелей и партий должно быть исключительно внимательным к  появлению кризисных явлений  и тупиковых процессов. На ранних стадиях всегда можно их урегулировать  без серьезных потерь.

В структуре политической системы учеными выделяются такие  ее подсистемы как институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функциональная (формы и  направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между  партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды).

Функции политической системы  многообразны, что вызвано сложностью и многословностью политической жизни.

1) определение целей и задач общества;

2) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;

3) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

4) контроль за распределением ценностей.

5) интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным  распределением, предполагает возможность  дифференциации в степени доступности  социальных благ для различных категорий  граждан и социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Виды политических систем

 

Различные политические явления  неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории  непосредственно связано с различием  системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным  американским политологом Д. Истоном  в 50 - 60-х гг. нашего столетия. Затем  она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.

В современной науке понятие  политической системы имеет два  взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент позволяющий  выявлять и описывать системные  свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством  системного анализа политики. Она  применена к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т. д. Каждое из этих образований  является специфической политической системой.

Использование термина «политическая  система» в его первом, методическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как  целостного организма, находящегося в  сложном взаимодействии с окружающей средой - всем остальным обществом  через «ввод» - каналы влияния среды  на политическую систему и «вывод» - обратное воздействие системы на среду.

Существует множество  и других, в том числе более  сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во неполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория политической системы

 

Деятельность и функционирование политической системы, как уже отмечалось, предполагают определенные правила. Различают  правила, призванные регулировать пути, способы и методы, с помощью  которых члены общества могут  воздействовать на политическую власть, и правила, определяющие способы  реализации политической власти.

Информация о работе Понятие политической системы, ее структура и функции