Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:15, контрольная работа
Прежде чем приступить к анализу политической системы, отметим следующее обстоятельство. Одним из важнейших методических инструментов анализа в западной политической науке начиная с 50-х годов стал системный анализ. Однако с легкой руки зачинателей этого подхода - американский политолог Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда и др. - понятия «политическая система» и «системный анализ» на Западе фактически использовались как синонимы.
Введение
Понятие политической системы, ее структура и функции
Виды политических систем
Теория политической системы
Проблемы типологии политических систем
Заключение
Литература
С рассматриваемой точки зрения одним из основных для всех теорий политического является поставленный некогда Платоном вопрос: Кто должен господствовать? или, другими словами: Чья воля может и должна доминировать в обществе? На этот вопрос существует множество разных ответов: воля всевышнего, воля истории, воля государства, народа, большинства, класса, партии, вождя и т.д. Вопрос может быть поставлен и несколько иначе: кому следует править, почему, как, в чьих интересах? В зависимости от ответов на эти и подобные вопросы формулируются и конструируются основополагающие параметры политической системы. Поэтому естественно, что классификация, или типологизация, политических систем составляет одну из важнейших задач политологии. Истоки существующих типологизаций можно обнаружить в античной общественно-политической мысли.
Платон разделил древнегреческие города-государства на следующие типы:
1) монархия - правление одного хорошего человека, ее искаженная форма – тирания;
2) аристократия - правление нескольких хороших людей, ее искаженная
форма - олигархия;
3) демократия - правление многих или всего народа.
Показательно, что Платон не приводит искаженную форму демократии,
считая, что сама демократия - наихудшая форма правления.
По Аристотелю, правление одного - это монархия, или царская власть, правление немногих - аристократия и большинства - полития. Их отклонения составляют соответственно тиранию, имеющую в виду выгоды одного правителя, олигархию - выгоды состоятельных граждан и демократию - выгоды неимущих. Схематически типологизация Аристотеля может быть представлена.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.
Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий:
а) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;
б) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
в) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно;
г) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ.
д) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).
Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.
Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны.
Широко известна типологизация систем правления, предложенная М. Вебером. Он полагал, что правители могут претендовать на легитимность своего правления, а управляемость принять его законность на следующих трех основаниях.
Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего», нравов, «традиционное» господство в том виде, «как его осуществляли патриарх или патримониальный князь старого типа».
Во-вторых, исключительные личные качества правителей, например героизм, принципиальность, смелость, решительность и т.д., объединяемые понятием харизмы.
В-третьих, господство легальности в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентации на подчинение при выполнении установленных правил.
Существует ряд других типологизаций. Они развивают и конкретизируют приведенные выше и в то же время повторяют, дополняют и перекрывают друг друга.
Каждая из этих типологизаций имеет свои достоинства и недостатки. С учетом достижений западной и отечественной политической науки ниже автором предлагается собственная типологизация политических систем.
Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствуют о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.
Заключение
Современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты.
Политическая система
в современном российском обществе
имеет ряд отличительных
Недостатком политической системы России является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов. В качестве примера можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату.
Однако следует признать, что реформирование политической системы - процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами.
Литература
1. Введение в политологию: Уч. Пособие для 10-11 классов К.С. Гаджиев. - М., 1994.
2. Политология: учебник для вузов. Р.Т. Мухаев. - М., 1997.
3. Политология: Учебное пособие Г.А. Белов. - М., 1994.
4. Политическая наука К.С. Гаджиев. - М., 1994.
5. Политология. Учебник В.А. Мельник - Минск, 1996.
6. Основ. Политология. Учебное пособие для вузов Под ред. Г.В. Полуниной - М., 1998.
7. Политологии. Учебное пособие. Под ред. Б.В. Смирнова. - Хабаровск, 1993
Информация о работе Понятие политической системы, ее структура и функции