Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 06:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ее структуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “политическая система” и “государство”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль политической системы и государства в общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются:
- раскрытие понятия и теории политической системы общества;
- рассмотрение структуры и функций политических систем общества;
- рассмотрение типологии политических систем общества;
- определение места и роли государства в политической системе общества;
- рассмотрение взаимоотношений государства и других элементов политической системы.
Понятие политической системы общества»
Введение
1. Понятие политической системы общества, ее структура
1.1 Понятие и теория политической системы общества
1.2 Структура и функции политических систем общества
1.3 Типология политических систем общества
2. Государство — основное звено политической системы общества
2.1 Место и роль государства в политической системе общества
2.2 Государство и другие элементы политической системы
Заключение
Список использованной литературы
Регулятивная функция. Она
связана с потребностями
Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.
Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между его членами.
Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.[24]
В государствах где политическая система находится в переходном состоянии, стадии формирования, как, например, нынешняя российская, кыргызская и др.постсоветских государств, то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических кризисов[25].
В литературе имеется многообразие
идей и представлений по вопросу
определения функций
В завершение вопроса о функциях политической системы, считаем возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может. При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.
Таким образом, неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает кризис политической системы:
- когда установленные
в обществе нормы регуляции
политических отношений не
- деятельность государственного
аппарата, замкнутая рамками его
специфического интереса, не способствует
улучшению состояния
1.3 Типология политических систем общества
В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли[27].
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.[28]
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов:
Ø либеральные демократии,
Ø коммунистические (авторитарно-радикальные),
Ø традиционные,
Ø популистские,
Ø авторитарно-консервативные.
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы:
Ø примитивные системы,
Ø патримониальные империи,
Ø кочевые или завоевательные империи,
Ø феодальные системы,
Ø централизованные бюрократические империи,
Ø современные системы.
Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:
Ø тоталитарную,
Ø авторитарную,
Ø демократическую[29].
Вопрос типологии политических
систем изучается разными
1. Типология, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.
Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
2. Типология по политическому
режиму на основе характера
и способов взаимодействия
Черты тоталитарной политической системы:
− отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
− радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы:
− использование сильных,
жестких средств решения
− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
− сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
− правление большинства;
− свобода критики и оппозиции правительству;
− защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
− право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
3. В зависимости от
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий [31]системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов)[32].
В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.
2. Государство — основное
звено политической системы
2.1 Место и роль государства
в политической системе
Центральное место в политической
системе общества занимает государство
как единая политическая организация,
власть которой распространяется на
всё население страны в пределах
ее государственных границ. В то
же время государство обладает суверенитетом,
т.е. верховенством по отношению
к другим властям внутри страны и
независимостью от любой иностранной
власти. Государство в политической
системе общества координирует основные
стороны жизни общества. Поэтому
степень «демократичности»
В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.[34] «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, …, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».[35]
Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями[36].
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.
Исключительное место
и роль государства в политической
системе определяется еще и наличием
у него специального аппарата управления
и принуждения. Разумеется, у политических
партий и массовых общественных организаций
тоже есть свои хорошо слаженные и
постоянно действующие
Государство выделяется среди
различных элементов
Таким образом, государство
является главным звеном политической
системы. Государство интегрирует
общество в единое целое, независимо
от различия интересов и потребностей
отдельных групп и слоев
2.2 Государство и другие элементы политической системы
К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность[39]. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.
Массовыми общественными
объединениями являются различные
профессиональные союзы, а также
объединения по отдельным сферам
жизни общества — культурные, научные,
спортивные и другие. С согласия
или по поручению государства
они могут участвовать в