Понятие политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха¬низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Файлы: 1 файл

политол.docx

— 60.81 Кб (Скачать файл)

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих  политических субъектов, вся соткана  из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет  смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с  одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические отношения  властвования выступают в определенном аспекте как господство одних  групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над  другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.  

 Сказанное не следует  понимать в том смысле, что  политические отношения в любой  их модификации однозначны господству. Да, власть – это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором – прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

Политическая система  демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

Первенство господства в  политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений  господства в политической жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством – элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1.   Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

2.   Аристотель. Политика//Антология мировой философии. – М., 1969. Т. 1.

3.   Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

4.   Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994.

5.   Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.

6.   Маркс К. Капитал. Т. 3.

7.   Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

8.   Методология социологических исследований политической жизни советского общества. – М., 1989.

9.   Политология: учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. – М., 1999.

10.             Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999.

11.             Формирование политической системы России. – М., 1996.

12.             Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992.

13.             Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. – М., 1992.

14.             Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I.

15.             Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. II.

 

     Типологии политических систем.

 

      1. Понятие  политической системы, её место  и развитие в обществе.

 

Под   политической   системой   понимается   совокупность   государственных,

партийных и общественных органов у организаций, участвующих  в  политической

жизни страны.

Политическая система  общества — это упорядоченная  на  основе  права  и  иных

социальных   норм   совокупность   институтов   (государственных    органов,

политических партий, движений, общественных организаций и  т.п.),  в  рамках

которой проходит политическая жизнь общества и  осуществляется  политическая

власть.

 

Понятие «политическая система»  показывает,  как  регулируются  политические

процессы, как формируется  и функционирует политическая власть.

      Эта система  обеспечивает интеграцию всех  элементов  общества  и  само

существование его как  единого,  централизованно  управляемого  политической

властью организма. В зависимости  от времени и  места  понятие  “политическая

система”  имеет  различное  содержание,  так   как   наиболее   значительные

компоненты   политической   системы    варьируются    соответственно    типу

политического   режима   (авторитаризм,   демократия,   диктатура),    типам

политической  системы  (президентская,  парламентская),  отношениям   власти

(партии, правительство) и  формам общественной и  политической  репрезентации

(плюрализм, корпоративизм).

     Любая  система,  —  в  том  числе   и  политическая  —  имеет   следующие

характеристики: состоит  из многих частей;  части  составляют  единое  целое;

система имеет границы.

     Следует   отметить,  что  в  советской   специальной  литературе  понятие

“политическая система” не использовалось в качестве самостоятельной  научной

категории и не являлось предметом  философско-социологического  исследования

вплоть до второй половины 70-х годов. Разумеется, отдельные  важные  стороны

данной  проблемы  изучались  при  рассмотрении  других  вопросов  социально-

политической  системы  общества.  При  этом  разрабатывались  и  применялись

преимущественно такие  категории,  как  “государство”,  “механизм  диктатуры

пролетариата”, “система социалистической демократии”,  “политический  режим”

и т.д.

     Однако процесс  демократизации во  всех  сферах  общественной  жизни,  а

также  логика  развития  самой  политической  науки  вызвали  потребность  в

совершенствовании понятийного  аппарата, который  должен  адекватно  отражать

сущность новых явлений  и служить эффективным средством  их исследования.

      Эволюция  здесь  такова.  В  конце  50-х  —  начале  60-х   годов  были

сформулированы теоретические  положения о политической организации  общества.

Это  понятие  приобрело  значение  самостоятельной  категории,  и   основное

внимание сосредоточивалось  на  специальных  государственных  и  общественно-

политических  учреждениях  и  институтах,   непосредственно   осуществляющих

политические  функции  в  обществе;  иначе  говоря,  преобладал  юридический

подход к проблеме.

      Политическая  организация  в  таком   понимании  не   исчерпывала   все

богатство политической жизни  общества; точно так же и правоведение не  могло

исчерпать весь объем изучения  этой  сложной  проблемы.  Поэтому  со  второй

половины 60-х годов появились  философско-социологические  исследования  этой

проблемы. Интерес сегодня  представляет  концепция  проф.  А.  К.  Белых.  Он

исходил из того, что классы,  партии,  народ,  нации,  трудовые  и  семейные

коллективы, личность обладают политической сущностью.  По  его  мнению,  все

они в этом своем качестве (носителей политических отношений),  а  также  вся

система политических отношений  между ними по поводу  власти  в  совокупности

составляют политическую организацию.

       Достоинство   такого   подхода   состояло   в   более    широкой    и

дифференцированной  интерпретации  политической  организации   общества.   В

качестве элементов се содержания здесь выступают не только  гос.  учреждения

и общественные организации, а все без исключения виды  коллективности  людей

и все отношения между  ними,  но  выступают  лишь  одной  своей  стороной  —

политической, управленческой.

     Позднее (в  конце 70-х годов) появилось  понятие "политическая  система".

Но это была не простая  замена слова “организация” на слово  “система”.  Дело

в том, что в число  элементов  политической  организации  общества  в  одних

случаях включались только политические и прочие организации, а  в  других  -

целые социальные общности  (классы,  группы,  нации,  трудовые  коллективы);

элементы политической организации (партия, государство, право,  общественные

организации), как правило, рассматривались, расчленено  и  институционально,

а не  системно  и  функционально.  И  самое  главное:  научное  исследование

продолжало ориентироваться  главным образом на  изучение  организаций,  в  то

время  как  анализ  поведения  людей  как  участников  политических  событий

проводился в очень  малой степени.

      Разработка  понятия  “политическая   система”   должна   была   помочь

интегрировать  и  дифференцировать  все   основные   понятия   и   категории

политических отношений. Эти ожидания оправдались.

      Прежде  чем  раскрыть  сущность  и   элементы   политической   системы,

остановимся кратко на интерпретации  понятия “система” и определим  его  смысл

применительно к социально-политическим явлениям.

     Система (гр. — целое, составленное из частей: соединение)  —  множество

закономерно  связанных  друг  с  другом   элементов   (предметов,   явлений,

взглядов, знаний и  т.  д.),  представляющее  собой  определенное  целостное

образование, единство)

Сама теория систем активно  начала формироваться на Западе с  конца XIX в.:

а) в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно  на  уровне

биологических  организмов  (Л.  фон  Берталанфи  —  основатель   школы.   М.

Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.);

б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.);

в) в социологии , (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.);

г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.);

д) в экономике (В. Леонтьев).

 

     Таким образом,  в разработке общей  теории  систем  налицо  значительные

традиции и достижения, как в зарубежной, так и в  отечественной  литературе.

В меньшей степени это  относится  к  социально-политическим  аспектам  теории

систем, хотя и в этой области  следует отметить плодотворные  попытки  В.  Г.

Афанасьева. А. К. Белых. Ф. М. Бурлацкого и др.

     Одним из  первых общую теорию систем  к социально-политическим  процессам

пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы  видел

в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих  целей.  Но  это  было

только  начало.  Основателем  же  теории   политических   систем   считается

американский  политолог  Д.  Истон.  Согласно  его  модели,  главные   черты

системного анализа политической системы можно представить так:

а) политическая  система  —  это  ряд  взаимодействий,  абстрагированных  от

общего социально  поведения,  посредством  которых  распределяются  ценности

обществе;

б) политическая система  имеет  “реагирующий”  “саморегулирующий”  потенциал,

предохраняющий ее от саморазрушения;

в) политическая система -—  подвижный  феномен.  Она  в  силах  поддерживать

себя, сохраняя характерны черты, определяющие ее облик;

г) политическая система  — это открытая система,  поддающаяся  изменению  под

влиянием факторов внешней  среды;

д.)  политическая  система  может   сохранять   устойчивость   при   наличии

соответствующего баланс между “входящими” и “исходящими” факторами.

     Истон разделил  основные компоненты своей модели  на  “входящие  факторы

(требования и поддержка)  и "исходящие", связанные с  первыми  путем  обратной

связи. Требования он делит  на  внешние,  идущие  из  среды,  и  внутренние,

Информация о работе Понятие политической системы общества