Понятие политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха¬низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Файлы: 1 файл

политол.docx

— 60.81 Кб (Скачать файл)

идущие от самой системы .

     Требования  всего  лишь  исходный  материал,  из  которого  формируется

конечный  продукт,   называемый   решениями.   Характер   требований   самый

разнообразный. Они могут  касаться распределения  благ  и  услуг,  расширения

возможностей  образования,  продолжительности   рабочего   времени,   правил

движения автотранспорта, охраны прав  и  свобод  граждан,  совершенствования

законодательства  о   браке,   здравоохранении,   обеспечения   общественной

безопасности и т.п.

    Другой вид  входящих  импульсов  —   поддержка.  Она  выступает   в  разных

формах:  материальной  (выплата  налогов,  различных  обложений,   труд   на

общественных  началах,  усердная  воинская  служба);  соблюдение  законов  и

директив государственной  власти; активное участие  в  политической  жизни  с

целью  сохранения  и  утверждения   политических   ценностей,   почтительное

отношение или уважение к  власти, государственной символике (к Гимну,  Флагу,

официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая  системе,  усиливается,  когда

система  удовлетворяет  запросы  и  требования  граждан.   Без   достаточной

поддержки политическая система  не может работать эффективно и надежно.

     Импульсы-требования  и импульсы-поддержка должны регулярно   поступать  в

систему,  иначе  она  будет  работать  с  перебоями  или  вообще  перестанет

функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами  не

способствует ее эффективности, больше того,  в  таких  случаях  политическая

система  перестает  оптимально   реагировать   на   поступающую   социальную

информацию. Может наступить  ее стагнация.

Отношение к требованиям, идущим от  различных  слоев  населения,  зависит  в

значительной степени  от типа политической системы.

     Не легитимные, антидемократические,  тоталитарные  системы,  например,

рассматривают  запросы  и  требования  людей  как   своеобразное   выражение

недовольства властями, их способностью  защищать  интересы  народа.  Поэтому

такого  типа  системы  стремятся  поставить  под   сомнение   справедливость

требований населения  и подавляют их различными средствами.

     Легитимные, демократические  системы рассматривают запросы  и  требования

как необходимое условие  нормальной реализации  своих  функций.  Люди  обычно

поддерживают те политические группировки,  лидеров,  на  которых  они  могут

влиять и которые уже  подтвердили свою готовность удовлетворять  их запросы  и

нужды.

     Как уже  было отмечено, на  выходе  системы   располагаются  “исходящие”,

легитимные, обязывающие  политические решения,  действия  по  их  реализации.

Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы  и

содержание:  распределение  товаров   и   услуг,   поощрений   и   стимулов;

законодательные акты, регулирующие поведение граждан в различных  ситуациях;

постановления, касающиеся возврата долгов системе;  уточнение  или  введение

политических символов; заявления  о политической линии и намерениях и  т.  п.

Обычно все вышеназванные  “исходящие” импульсы политической  системы  связаны

с поддержкой и  в  зависимости  от  типа  политической  системы  могут  быть

ответом на требования населения.

     На выходе  системы формируются политические  решения на  разных  уровнях,

применительно  к  конкретным  условиям;  организуется  проведение   принятых

политических  решений  в   жизнь.   На   выходе   системы   политическая   и

организационная деятельность как бы сливаются  в  единый  вид  деятельности.

Целью  всей  организационной  деятельности  является  претворение  в   жизнь

принятых  политических  решений.  Не  занимаясь   организационной   работой,

невозможно направлять политику. Успех всей политики  во  многом  зависит  от

организации дела.

     Пределы политической  системы определяются границами  в  рамках,  которых

политические решения  данной системы обязательны  и  реально  исполняются.  В

период войны они значительно  раздвигаются.

Политическая система—это  система окультуривания масс,  механизм  переработки

требований в решения.                                         

 

 

 

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА РОССИИ.

 

Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.

Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".

Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов  и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается  в специфическом соотношении  этих двух уровней политической системы.

С одной стороны, по своим  формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода  деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая  степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты  и государственные органы в массе  своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного  государства и распределительной  экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических  методов и механизмов управления.

Противоречие между двумя  уровнями российской политической системы  настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные  взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях  в виде конфликтов интересов - между исполнительной и законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...

Двухуровневая политическая система - наследие преимущественно  советского времени, с тем лишь отличием, что в СССР верхний этаж советской  политической системы ≈ институт советов народных депутатов, профсоюзов и общественных организаций - был  не просто формальной, но абсолютно  формальной частью политической системы; основным полем продвижения групповых  интересов и субъектом-объектом давления со стороны различных группировок  были в то время органы КПСС и  отраслевые министерства, тогда как  в настоящее время - в основном структуры. исполнительной власти  .

Процесс модернизации постсоветской политической системы  предполагает снятие, минимизацию названного выше противоречия посредством постепенного размывания нижнего, теневого ее уровня и укрепления верхнего этажа - собственно партийно-профсоюзной системы и  институтов представительной власти.

Основные критерии и ожидаемые  направления изменения баланса  названных двух уровней российской политсистемы в пользу верхнего этажа  достаточно очевидны:

а) возрастание роли партий в организации избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и  не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных округах - даже если парламентские выборы будут проходить исключительно по мажоритарной системе;  
б) формирование органов исполнительной власти федеральным парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации - в результате межпартийных и межфракционных соглашений;  
в) перенос, таким образом, конкуренции и борьбы различных "групп интересов" из коридоров исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего - в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей;  
г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих "групп интересов" средств массовой информации.

Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней  российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

 


Информация о работе Понятие политической системы общества