Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:41, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха¬низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
идущие от самой системы .
Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется
конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый
разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения
возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил
движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования
законодательства о браке, здравоохранении, обеспечения общественной
безопасности и т.п.
Другой вид входящих импульсов — поддержка. Она выступает в разных
формах: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на
общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и
директив государственной власти; активное участие в политической жизни с
целью сохранения и утверждения политических ценностей, почтительное
отношение или уважение к власти, государственной символике (к Гимну, Флагу,
официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда
система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной
поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.
Импульсы-требования
и импульсы-поддержка должны
систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет
функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не
способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая
система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную
информацию. Может наступить ее стагнация.
Отношение к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в
значительной степени от типа политической системы.
Не легитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например,
рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение
недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому
такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость
требований населения и подавляют их различными средствами.
Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования
как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно
поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут
влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и
нужды.
Как уже было отмечено, на выходе системы располагаются “исходящие”,
легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации.
Продукты деятельности политической
системы могут приобретать
содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов;
законодательные акты, регулирующие поведение граждан в различных ситуациях;
постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение
политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т. п.
Обычно все вышеназванные “исходящие” импульсы политической системы связаны
с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть
ответом на требования населения.
На выходе
системы формируются
применительно к конкретным условиям; организуется проведение принятых
политических решений в жизнь. На выходе системы политическая и
организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности.
Целью всей организационной деятельности является претворение в жизнь
принятых политических решений. Не занимаясь организационной работой,
невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от
организации дела.
Пределы политической
системы определяются
политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В
период войны они значительно раздвигаются.
Политическая система—это система окультуривания масс, механизм переработки
требований в решения.
Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.
Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".
Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.
Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы.
С одной стороны, по своим
формальным характеристикам российская
политическая система является аналогом
самых развитых европейских демократий:
в России гарантированы свобода
деятельности самых разных политических
организаций, свободные и всеобщие
выборы, многопартийность, высокая
степень свободы прессы. С другой
стороны, общество, политические институты
и государственные органы в массе
своей по-прежнему живут по правилам
административной системы, авторитарного
государства и
Противоречие между двумя уровнями российской политической системы настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях в виде конфликтов интересов - между исполнительной и законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...
Двухуровневая политическая система - наследие преимущественно советского времени, с тем лишь отличием, что в СССР верхний этаж советской политической системы ≈ институт советов народных депутатов, профсоюзов и общественных организаций - был не просто формальной, но абсолютно формальной частью политической системы; основным полем продвижения групповых интересов и субъектом-объектом давления со стороны различных группировок были в то время органы КПСС и отраслевые министерства, тогда как в настоящее время - в основном структуры. исполнительной власти .
Процесс модернизации
постсоветской политической системы
предполагает снятие, минимизацию названного
выше противоречия посредством постепенного
размывания нижнего, теневого ее уровня
и укрепления верхнего этажа - собственно
партийно-профсоюзной системы
Основные критерии и ожидаемые направления изменения баланса названных двух уровней российской политсистемы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:
а) возрастание роли партий
в организации избирательного процесса
на местах: например, реальная борьба партий,
а не административных, коммерческих
или криминальных группировок, и
не только на уровне центрального телевидения,
но и в избирательных округах
- даже если парламентские выборы будут
проходить исключительно по мажоритарной
системе;
б) формирование органов исполнительной
власти федеральным парламентом и законодательными
собраниями субъектов Федерации - в результате
межпартийных и межфракционных соглашений;
в) перенос, таким образом, конкуренции
и борьбы различных "групп интересов"
из коридоров исполнительной власти в
публично-правовое пространство: прежде
всего - в политические партии и парламент,
поскольку решающим условием влияния
на процесс принятия решений должны стать
не приватизация правительственных ведомств,
а количество получаемых в ходе выборов
голосов избирателей;
г) возрастание роли общественных организаций,
а также независимых от ведущих "групп
интересов" средств массовой информации.
Важным условием размывания
нижнего и укрепления верхнего уровней
российской политической системы является
хотя бы частичный перевод деятельности
"групп интересов" в правовое
русло, в рамки законов и стандартов
политической системы президентско-