Понятие политики в представлениях К. Маркса и Ф. Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – анализ, политической мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, влияние ее на русский марксизм и на развитие политологии в целом .
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие «политика» по теории К.Маркса и Ф.Энгельса.
2. Значение политической науки и политической экономии.
3. Сущность государства по К.Марксу.
4. Обзор сущности и процесса построения социалистического общества.
5. Значение марксизма для России

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3-4
1. Понятие политики в представлениях К.Маркса и Ф.Энгельса------------5-6
2. Внутренняя и внешняя политика по теории К.Маркса----------------------7-8
3. Политическая теория марксизма-------------------------------------------------8-12
4. Социализм в политике. Построение социалистического общества----12-15
5. Значение марксизма для России-------------------------------------------------15-17
Заключение-------------------------------------------------------------------------------17-19
Список используемой литературы-----------------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

Политология Люба.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание.

 

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3-4

    

1. Понятие политики в представлениях К.Маркса и Ф.Энгельса------------5-6

 

2. Внутренняя и внешняя  политика по теории К.Маркса----------------------7-8

 

3. Политическая теория марксизма-------------------------------------------------8-12

 

4. Социализм в политике. Построение социалистического общества----12-15

 

5. Значение марксизма для России-------------------------------------------------15-17

 

Заключение-------------------------------------------------------------------------------17-19

 

Список используемой литературы-----------------------------------------------------20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая сказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития » [13 стр. 29]

Марксистское мировоззрение сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практически большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.

Например, одной из популярных тем в сегодняшних политико-теоретических дискуссиях между ученными различных «школ» является проблема роли культурных институтов в анализе современных индустриальных обществ. Хотя концепции и конкретные положения серьезно различаются в зависимости от места теории в политическом спектре, в целом имеется консенсус по поводу того, что культурные институты как бы они ни понимались, заняли в обществе доминирующие позиции, которые раньше занимали экономические. В самом общем виде, таким образом, речь идет, используя марксистскую теорию, об отношениях между базисом и надстройкой. Сегодня большинство политических и социальных мыслей «переворачивают» эти отношения: по Марксу, приоритетом обладает экономический базис по отношению к надстройке, теперь надстройке принадлежит значительно большое значение. По-прежнему, сохраняются марксистские термины и представления об обществе в целом, а многие современные теории явно или скрытно имеют марксистское происхождение. Таким образом, идеи Маркса продолжают жить даже в трудах тех теоретиков, которые отвергают марксизм в целом.

Цель данной работы – анализ, политической мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, влияние ее на русский марксизм и на развитие политологии в целом  .

Объект исследования: марксистская политическая мысль.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть понятие «политика»  по теории К.Маркса и Ф.Энгельса.

2. Значение политической науки  и политической экономии.

3. Сущность государства по К.Марксу.

4. Обзор сущности и процесса  построения социалистического общества.

5. Значеник марксизма для России

Актуальность данной темы очевидна, как уже было сказано, марксистская теория продолжает занимать важное место в современной жизни общества. Несмотря на существенные различия в терминологии и методологии теоретики интересуются, по существу, одним и тем же теоретическими проблемами. Это живая область знания об обществе.

Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариата, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вслед за всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и политика, как его составная часть. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

 

 

 

 

 

1. Понятие политики в  представлениях К.Маркса и Ф.Энгельса

Карл Маркс давал следующее определение политике:

Политика - это специфическая сфера человеческой деятельности, в которой проявляются отличия интересов социальных групп, нации, классов, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Он считал, что самое существенное в политике - это устойчивость государственной власти. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или косвенно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

«В политике существуют только две решающие силы: организованная сила государства, армия, и неорганизованная, стихийная сила народных масс». [10 С.123]

Научное объяснение политики и соответственно формирование научной политики стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всем комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор, как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала, и будет существовать политика как особая, специфическая форма общественной деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политических интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознание классами и другими общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма политика - и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества.

Политическая деятельность, будучи производной, по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логикой экономического развития. Все это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия этих законов не полностью, а частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма.

Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее спокойном течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Будучи концентрированным выражением, не только экономических, но и иных потребностей классов, политика оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки. Чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. В современную эпоху, когда в мировом масштабе идет процесс революционной смены одной общественно-экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни.

 

 

2. Внутренняя и внешняя  политика по теории К.Маркса

К.Маркс различал политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей политики имеет свою важную специфику.

       Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической политике. Борьба за власть, политическое господство между классами антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политических организаций общественных отношений на коммунистических началах.

По марксистской политической теории структуру политического руководства можно свести к трем основным моментам:

- во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития;

- во-вторых, политическое руководство  предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности  и организации, с помощью которых  поставленные цели могут быть  достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» политики, ибо ее решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к оскужнению, обесчеловечиванию самой цели;

- в-третьих, политическое руководство  связано с необходимостью подобрать  и расставить кадры, способные  понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в политике.

3. Политическая теория марксизма

Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об историческом развитии, о справедливом обществе и путях его достижения на качественно новый уровень.

Многие из его идей сохранили свою значимость и актуальность и сегодня. Наиболее важными на мой взгляд являются:

а) понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления;

б) объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их обусловленности социоэкономической средой; подход к политике, культуре, духовной жизни как относительно самостоятельным сферам жизни общества;

в) противоречивость политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества (развитие средств коммуникаций, связи, энерготеплоснабжение, обеспечение правопорядка и т.д.), с другой - государство господствующих классов, орудие сильных, составляющих меньшинство;

г) высокую оценку значения теоретических знаний, духовной зрелости общества. «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами». [6 стр.169]

Он создатель идеи закономерных связей и взаимообусловленностей общественных явлений. Выведенный им закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, разработанная теория прибавочной стоимости оказали огромное влияние на все последующее развитие общественно-политической мысли. В современных условиях они составляют основу концепции структурно-функционального анализа. [1 стр. 46]

С точки зрения Маркса в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. Общество, по его мнению, это социальный организм.

Марксистское учение о государстве и праве включает как философские, так и социологические представления. Он считал, что государство в конечном итоге должно отмирать. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным.

Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия.

С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там тогда и постольку, где когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата. И эта диктатура сама по себе лишь составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Экономический базис по его мнению всё таки доминирует над государством. А внутри государства противоборствуют два класса буржуазия и пролетариат. Буржуазия является господствующим классом. Причем, по его мнению, паразитическим классом. Класс, занимающий господствующие позиции в экономике стремится закрепить своё господство и в политике, завоевать государственную власть. Таким образом, государственная власть это организация, особый аппарат насилия господствующего класса. Буржуазия навязывает через идеологию свои собственные интересы, которые она представляет как всеобщие. Поэтому право это возведённая в закон воля господствующего класса. [5 стр. 84]

Маркса явно не устраивает сложившийся ход вещей и он надеется на пролетариат, как особую силу освобождения от гнёта буржуазии.

Пролетариат должен стремится к политическому господству, а для этого он должен сломить буржуазную господствующую машину. После захвата власти необходимо установить свою диктатуру- диктатуру пролетариата. В качестве способа захвата власти для пролетариата он считал насильственною революцию. Правда в своих поздних работах он так же указывал и на мирный путь с завоеванием большинства мест в парламенте. Это у него как альтернатива насилию. Его взгляды на революцию очень интересны. Он считал её высшей формой классовой борьбы. Восстание считал искусством. Он вывел следующие правила: никогда не играть с восстанием если нет решимости идти до конца; раз восстание начато надо действовать с величайшей решимостью и переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооружённого восстания. План захвата власти был продуман очень основательно.

Информация о работе Понятие политики в представлениях К. Маркса и Ф. Энгельса