Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:15, реферат
Цель данной работы – анализ, политической мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, влияние ее на русский марксизм и на развитие политологии в целом .
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие «политика» по теории К.Маркса и Ф.Энгельса.
2. Значение политической науки и политической экономии.
3. Сущность государства по К.Марксу.
4. Обзор сущности и процесса построения социалистического общества.
5. Значение марксизма для России
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3-4
1. Понятие политики в представлениях К.Маркса и Ф.Энгельса------------5-6
2. Внутренняя и внешняя политика по теории К.Маркса----------------------7-8
3. Политическая теория марксизма-------------------------------------------------8-12
4. Социализм в политике. Построение социалистического общества----12-15
5. Значение марксизма для России-------------------------------------------------15-17
Заключение-------------------------------------------------------------------------------17-19
Список используемой литературы-----------------------------------------------------20
Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать своё политическое господство.
Государство диктатуры пролетариата это новый вид демократии и свободы. Диктатура по его замыслам это переходный период между капитализмом и социализмом. . [12 стр. 33]
Согласно его учению существует две фазы коммунистического общества. Низшая фаза это социализм - бесклассовое общество с распределением по труду. Высшая фаза это коммунизм с распределением по потребностям на основе всесторонне развитых производительных сил и наукой в качестве непосредственной производительной силой. [2 стр. 418]
Когда классовая борьба прекратится с окончанием периода диктатуры пролетариата и построением социализма как общества без классов становится больше некого эксплуатировать и подавлять. Тогда государство за ненадобностью отмирает. В дальнейшем сохраняются только некоторые административные функции по управлению производством.
Теория социальной революции это важнейшая часть его политический доктрины. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». [2 стр. 420]
Социальная революция, по его мнению, неизбежна. Вся история человеческого общества, за исключением первобытного это история борьбы классов - писал Маркс. Пролетариат должен достичь политического господства которое необходимо для того что бы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал и централизовать все орудия производства в руках государства т. е. пролетариата, который будет организован и подготовлен как господствующий класс, и как можно быстрее увеличить сумму производительных сил.
Есть еще один важный момент, на который я хотела бы обратить внимание. Он обосновал положение, что правовые и политические отношения "коренятся в материальных жизненных отношениях". "Ни одна общественная формация, - писал Маркс, - не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые, более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества". [8 стр. 102]
Это важное методологическое положение и в современных условиях в качестве основополагающего признает подавляющее число социологов и политологов в мире, коммунисты и социал-демократы.
Мне кажется эта идеология очень жестокой. Коммунисты не скрывают своих агрессивных взглядов. Они уверены, что их цели могут быть достигнуты путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран соединяйтесь.
Всё-таки на это кажущиеся «варварством» движение должны быть объективные причины. Мне сейчас сидя за компьютером трудно судить о необходимости марксистской идеологии. Я не жил в то время в Германии. Возможно та жизнь побудила его к движению. Это учение он считал необходимостью. Экономическая эксплуатация которой тогда подвергались люди была так же очень жестокой. Официальные доклады комиссии по детской занятости в 1863 году рассматривали случаи 15 часового рабочего дня для 6-7 летних детей или смерти девушки от чрезмерной продолжительности труда без перерыва в 26,5 часов.
Его идеи направили многих мыслителей в нашей стране. Эти люди делали историю нашей страны.
4. Социализм в политике. Построение социалистического общества
Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед все более и более быстро и проявляющееся за те полвека, которые прошли со смерти Маркса, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, - вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»). Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества. Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производства коллективным усовершенствованным трудом - вот прямые последствия такого перехода.
Капитализм окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но в то же время своим высшим развитием он готовит новые элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективно труда, нового расселения человечества (с уничтожением как деревенской заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших городах).
Рабочий класс не мог окрепнуть, возмужать, сложиться, не «устраиваясь в пределах нации», не будучи «национален» («хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия»). Но развитие капитализма все более и более ломает национальные перегородки, уничтожает национальную обособленность, ставит на место национальных антагонизмов классовые. В развитых капиталистических странах полной истиной является поэтому, что «рабочие не имеют отечества» и что «соединение усилий» рабочих по крайней мере цивилизованных стран «есть одно из первых условий освобождения пролетариата». [11 стр. 36]
Государство, это организованное насилие, возникло неизбежно на известной ступени развития общества, когда общество раскололось на непримиримые классы, когда оно не могло бы существовать без «власти», стоящей якобы над обществом и до известной степени обособившейся от него. Возникая внутри классовых противоречий, государство становится «государством сильнейшего, экономически господствующего класса, который при его помощи делается и политически господствующим классом и таким путем приобретает новые средства для подчинения и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подчинения рабов, феодальное государство - органом дворянства для подчинения крепостных крестьян, а современное представительное государство является орудием эксплуатации наемных рабочих капиталистами». [11 стр. 37] Даже самая свободная и прогрессивная форма буржуазного государства, демократическая республика, нисколько не устраняет этого факта, а лишь меняет форму его.
Социализм, ведя к уничтожению классов, тем самым ведет и к уничтожению государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратится само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированием производственного процесса. Государство не будет «отменено», оно отомрет». «Общество, которое организует производство на основе свободных и равных ассоциаций производителей, поставит государственную машину туда, где ей тогда будет место: в музей древностей, рядом с веретеном и бронзовым топором». [3 стр. 147]
Энгельс выразил мысли Маркса так: «Когда мы овладеем государственной властью, мы не будем и думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких крестьян (все равно, с вознаграждением или нет), как это мы вынуждены будем сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам будет состоять прежде всего в том, чтобы их частное производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не насильственным путем, а посредством примера и предложения общественной помощи для этой цели. Тогда у нас будет достаточно средств, чтобы доказать крестьянину все преимущества такого перехода, преимущества, которые и теперь уже должны быть ему разъяснены» [11 стр. 38]
5. Значение марксизма для России
Карл Маркс оставил свой след в развитии России. Появление его идей в нашей стране оказалось очень своевременным. Я хочу сказать что в то время конфликтов, социальных противоречий, образовалась своего рода ниша, которую и занял марксизм.
Это был особый марксизм. Русский марксизм. Адаптированный к нашей действительности и более доступный для понимания простыми людьми.
Его новые «интересные» идеи вытеснили идеи народничества. В сознании Российской интеллигенции он явился наконец то обретённым целостным видением мира и жизни, научной теорией социализма.
Корни европейского учения нашли хорошую почву и в нашей стране. Россия тогда переживала тяжелый период своего развития. Три русских революции, первая мировая война в Европе.
Народники в то время хотели сразу же осуществить социалистический переворот. При этом все надежды были возложены на крестьян. И для того чтобы добиться их поддержки они осуществляли «хождение в народ». Но как ни странно их надежды на крестьян которых они считали «прирождёнными коммунистами» не оправдались. Привязанные к земле крестьянские массы в нашей стране плохо воспринимали идеи социализма и революционные призывы.
Рабочие в городах напротив охотно прислушивались к революционной пропаганде. Учение народников гласило, что социальное освобождение может быть делом только самого народа.
Революционеры стали очень быстро увязать в террористической борьбе против самодержавия. Нужно было срочно что то менять и искать другие пути борьбы. Г. В. Плеханов и его соратники вели активную работу с народными массами. Все они в прошлом активные народники, в основном выходцы из «Чёрного передела» вынуждены были из за преследований эмигрировать за границу.
Их работа там была сопряжена с большими трудностями, но тем не менее они продолжали и не бросили её. Таким образом волею судеб оказавшись в Европе им пришлось знакомится с рабочим движением и трудами Маркса и Энгельса. Чем больше они узнавали тем очевиднее для них самих становилось порочность народнических доктрин и ошибочность народнической тактики.
«Мы не смешивали своих взглядов из кусочков чужих теорий, - вспоминал Плеханов, - а последовательно вывели их из своего революционного опыта, освещенного ярким светом учения Маркса». [7 стр. 71]
Считая основной целью революционеров России, борьбу с абсолютизмом и организацию рабочего класса в особую партию с собственной социально-политической программой, члены новой группы выдвинули две непосредственные практические задачи: 1) распространение идей научного социализма посредством перевода на русский язык важнейших произведений Маркса и Энгельса, публикация и распространение оригинальных сочинений; 2) критика ошибочных взглядов народничества и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и в соответствии с интересами трудящегося населения страны.
Всего группой «Освобождение труда» было издано до 1900 года, когда ее литературно-издательская деятельность фактически прекратилась, 82 работы - брошюры, отдельные номера журналов, листовки, 30 произведений Маркса и Энгельса (в том числе и в виде значительных отрывков), - среди них «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Внешняя политика русского царизма», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Именно так идеи марксизма распространялись в России. В конечном итоге его идеями загорелись многие прогрессивные умы того времени. Марксизм в среде интеллигенции стал модой. Среди рабочих и крестьян поднялась волна революционных настроений. Это значит призыв к нападению на частную собственность, причём неважно помещичью или капиталистическую.
Ещё я мог бы предположить что новая идеология как бы оправдывала океан насилия, захлестнувший нашу страну. Этим можно и объяснить победу большевистского крыла социал-демократов.
Одновременно утверждение созидательной роли социального насилия давало восставшим в 1917 году низам- рабочим, солдатам, плебейскому элементу - ощущение исторической значимости совершавшегося и совершаемого ими. [7 стр. 155]
Конечно же, идеи Карла Маркса дошли до русских людей не в том чистом виде как он их преподнёс. Некоторое перерождение, адаптация немецких теорий для русского человека была необходима. Возможно, именно доходчивость изложения и простота понимания довольно сложных политических теорий марксизма позволила большевикам одержать верх.
Несмотря на эту новую идеологию привнесённую в нашу страну Карлом Марксом, я уверена что не стоит считать её причиной революции 1917 года. Маркс, как впоследствии и меньшевики никогда не утверждал революционной идеи как руководства к действию. Он вообще был всегда сторонником нормального человеческого развития. Как считали марксисты, без социальной базы в России никогда не может быть социализма. А такой базой было развитие капитализма. Базой же для развития капитализма было образование нового класса – пролетариата.
Заключение
Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70--90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.
Информация о работе Понятие политики в представлениях К. Маркса и Ф. Энгельса