Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:25, контрольная работа
Социально-гуманитарные науки, изучающие мировые политические процессы, в качестве объекта исследования рассматривают общественные явления, которые последние столетия принято обозначать термином «международные отношения». При более детальном определении предметной области этих наук невозможно обойтись без таких категорий, как «внешняя политика», «международная политика», «внешняя политика», «мировая политика».
По мнению некоторых постмодернистов, традиционные основы национальных государств размываются не только из-за перераспределения значительной части властных полномочий в пользу наднациональных структур, таких как Европейский Союз, но и потому, что сама политическая власть теряет сове значение по отношению к власти экономических институтов и глобальных рыночных механизмов. Весьма распространенным среди постмодернистов стало утверждение о том, что на смену традиционным государственным границам приходит так называемая внутренняя граница, разделяющая группы и отдельных индивидуумов внутри населения каждого государства. Поэтому в будущем следует ожидать перехода от территориальных сообществ к сетевым, функционирующим на базе общих интересов и ценностей и не зависящим от территориальной принадлежности участников. Территориальность в соответствии со взглядами постмодернистов может быть поглощена иными интегрирующими факторами, например принадлежностью к той или иной мировой религии. В таком случае этнонациональная принадлежность или гражданско-политическая лояльность по отношению к государственным институтам может обладать меньшей значимостью, чем вероисповедание, чувство солидарности с единоверцами, находящимися за пределами собственной этнической территории и государственных границ.
Негативное отношение к модели национального государства объясняется и тем, что для постмодернистов она является продуктом отвергаемой ими эпохи модерна и воплощает такие ненавистные постмодернистам черты, как господство «инструментальной рациональности», приоритет материальных ценностей над духовными, централизацию и унификацию. Они противопоставляют принципам равенства и однородности принципы разнообразия и приветствуют плюрализм везде, в том числе и в системе международных отношений. Этим, в частности, можно объяснить и негативное отношение постмодернистов к внешней политике США и ведущих государств Западной Европы, а также к ряду распространенных на Западе взглядов о международной политике. Известный постмодернист Дж. Дер Дериан считает представление о дипломатии как инструменте посредничества и достижения мира мифом, призванным замаскировать суть реальной внешнеполитической практики Запада. На основе проведенного им исторического, культурологического, политического и лингвистического анализа Дж. Дер Дериан доказывает, что западная дипломатия была нацелена только на защиту собственных эгоистических интересов. США и их западноевропейские союзники традиционно делят внешний мир на «своих» и «чужих», причем последние автоматически воспринимаются как угроза для безопасности Запада. Даже небольшие «чужие» государства могут рассматриваться в качестве серьезной угрозы, поскольку они дестабилизируют устраивающую западные страны систему международных отношений. Подобный подход может породить стремление превратить «чужих» в «своих», что, по мнению постмодернистов, и является причиной агрессивности Запада, его попыток унифицировать весь мир по своему образцу и подобию.
Настороженное отношение постмодернистов к идеям нового мирового порядка также основано на критике «культурного империализма», который ассоциируется у них с «доминированием Запада» в международных отношениях. По мнению постмодерниста Р.Б. ДЖ. Уокера даже нормы международного права и идеи прав человека являются лишь воплощением универсалистских надежд западных либералов и призваны легитимировать претензии ведущих западных государств на свое доминирование в современном мире. Не верили постмодернисты и в возможность создания каких-либо наднациональных универсальных структур, например, «мирового правительства», поскольку такое правительство навязывало бы миру некую «всеобщую волю». В качестве цели посмодернисты провозглашали разрушение «иерархической целостности мира за счет усиления влияния и роли различных маргинальных групп и акторов».
Внутри
постмодернизма выделилось феминистское
течение, для которого были характерны
собственные подходы к
С точки зрения феминистов, женщины остаются дискриминируемой и угнетенной частью населения. Феминисты часто ссылаются на следующие данные: в развитых странах на долю женщин приходится меньшая часть высокооплачиваемых рабочих мест; в развивающихся странах женщинам гораздо менее, чем мужчинам, доступны образование и здравоохранение, 2/3 всех неграмотных – женщины; основную часть низкооплачиваемой рабочей силы на предприятиях ТНК составляют женщины. Именно женщины в наибольшей степени страдают от вооруженных конфликтов. Если в прошлом в войнах гибли прежде всего военнослужащие, то теперь от 80 до 90% жертв военных конфликтов приходится на гражданское население, в том числе женщин и детей. Они же составляют 80% беженцев, а женщины-беженки по мнению феминистов – самые обездоленные из всех бедняков мира. Страдая от такого имманентно присущего международным отношениям феномена, как конфликты, женщины практически лишены возможности реально влиять на международную политику и участвовать в принятии внешнеполитических решений. Только 5% глав государств современного мира – женщины. К концу XX в. доля женщин в старом звене служащих Госдепартамента США составляла 5%, а среди ответственных работников Министерства обороны США – 4%.
Традиционно
политика была уделом мужчин, причем наиболее
привилегированной их части. По мнению
феминистки Сандры Хардинг, взгляд на
международные отношения с
Феминизм,
как и постмодернизм в целом,
внес существенный вклад в формирование
новых подходов к проблемам безопасности.
Благодаря постмодернистским и феминистским
концепциям в исследованиях этих важнейших
проблем теории и практики международных
отношений стали принимать во внимание
не только военно-политические, но и экономические,
экологические, социальные, культурные,
информационные аспекты.
Список
использованных источников
Информация о работе Понятие, структура, динамика и критерии международных политических отношений