Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:51, контрольная работа
Бюрократия обслуживает интересы прежде всего господствующих в обществе социальных сил, создает условия для утверждения таких политических отношений, которые бы способствовали укреплению базовых отношений. Однако бюрократический, чиновничий аппарат является не только порождение объективных обстоятельств, господствующих в экономической базе сил, но и способен конкретными усилиями содействовать коренным преобразованиям в базе с целью формирования новых господствующих в экономике и политике сил. Признаки бюрократизма (формализация, иерархичность, регламентация) присущи любой системе социального управления.
ВВедение ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ БЮРОКРАТИИ И ЕЕ РОЛЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ………………………………………………….4
2. БЮРОКРАТИЯ КАК ВЛАСТЬ ЧИНОВНИЧЕСТВА……………………. 9
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ………………………………………………………………. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 19
ВВедение ………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
БЮРОКРАТИИ И ЕЕ РОЛЬ В
2. БЮРОКРАТИЯ
КАК ВЛАСТЬ ЧИНОВНИЧЕСТВА………………
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 19
Бюрократия - присуща
структура социально
Бюрократия
обслуживает интересы прежде всего
господствующих в обществе социальных
сил, создает условия для
В демократическом обществе основные функции бюрократии сводятся к тому, что, во-первых, бюрократическая система обеспечивает функционирование политической системы, политических и общественных институтов. Во-вторых, бюрократическая система способствует выработке соответствующих подлинных интересов народа, демократических концепций и механизмов их реализации на практике. В-третьих, осуществление контрольных функций за деятельностью отдельных элементов бюрократической системы с целью предотвращения их возможного отхода от демократических принципов политического и общественного управления, закрытости и недоступности для любого гражданина общества. В-четвертых, руководство деятельностью специальных институтов по изучению политических процессов, происходящих в обществе, обобщению опыта и выработка рекомендаций углубления демократизации политической жизни.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы государственной бюрократии, её участия в политических отношениях по поводу власти в современной России.
Понятие "бюрократия" происходит от франц. слова "бюро", что означает письменный стол. Поэтому слово "бюрократия" можно перевести как власть письменного стола.[4,с.69]
Термин "бюрократия" введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней (1712-1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления.
Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:[5,с.39]
1) Макса Вебера,
или теория рациональной
2) марксистской;
3) восточной
(имперской, азиатской,
Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах.
Основные положения этой теории состоят в следующем:
1) бюрократы
являются профессиональными
2) бюрократическая
организация - это рациональное
институциональное устройство
3) упорядоченность
делопроизводства, т.е. наличие обязательных
регламентированных процедур, соблюдение
которых строго необходимо для
каждого чиновника и
4) иерархическая
организация, основанная на
5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;
6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права;
7) свобода от
субъективных влияний при
М. Вебер, считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.[6,с.78]
В дальнейшем в западных странах теория М. Вебера модернизировалась, совершенствовалась, обогащалась новыми идеями и конструкциями, особенно в американской школе административного права. Поэтому некоторые отечественные ученые, например проф. А.В. Оболонский, называют не три теории бюрократии, а четыре, относя к четвертой так называемую реалистическую теорию бюрократии (Г. Саймон, Э. Фромм, В. Остром).
Но современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее:[7,с.32]
- во-первых, необходимостью
учета субъективного фактора,
который М. Вебер отрицал (
- во-вторых, идеей
самоуправления, т.е. участия населения
в управлении обществом.[6,с.
Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. Таким образом, марксистское учение, по существу, отождествляет бюрократию и бюрократизм. К. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются взаимосвязью частной собственности с выполнением государственных функций, отсюда реализация частных интересов в качестве всеобщих. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.
Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной.
А поскольку ее классическим примером служит китайская система бюрократии, то ее иногда именуют и китайской.
Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало частной собственности в европейском смысле. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора. Китайские чиновники не имели возможности осознать себя в качестве самостоятельной политической силы и не превратились в привилегированный чиновничье-административный слой, а оставались лакеями императора.
Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:[5,с.43]
1) отрыв аппарата
управления от общества, в результате
чего исполнительная власть
2) чиновники
превращаются в
3) чиновник не
может быть абсолютно
4) в бюрократической
организации заложен
5) бюрократическая модель
ведет к бессмысленному
6) расширение деятельности
государственного аппарата, увеличение
его штатов осложняют контроль
над ним. Следовательно,
7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти. Отсюда бюрократизм работает на себя вместо того, чтобы работать на общество. Кроме того, чиновники охраняют свои привилегии, используют свое положение в ущерб управляемым. В литературе называют и другие характерные черты бюрократизма, например консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности. Но перечисленные наиболее характерны и присущи любой бюрократизированной организации.
В любой системе, где управление общественными делами становится профессиональной деятельностью, формируется чиновничество как особая социо-профессиональная группа. Профессионализация деятельности в данном случае означает две вещи: (1) это основная или единственная работа для людей, которые ей занимаются, - следовательно, она дает им достаточные средства к существованию; (2) это деятельность, выполнение которой связано с особыми знаниями и навыками, - следовательно, для ее осуществления необходима организация приобретения этих знаний и навыков. Люди одной профессии далеко не всегда формируют социальную группу или страту: для этого требуется минимум организационной оформленности и обособленности от других групп, в идеале - наследственный принцип формирования. Специфика чиновников в том, что их организованность как группы связана с самими условиями их деятельности, которая осуществляется лишь в рамках особых структур (органов публичного управления) и, как правило, в условиях постоянного взаимодействия служащих друг с другом. Обособленность от других групп, помимо содержания профессиональной деятельности, возникает прежде всего за счет специальных механизмов отбора будущих служащих. Роль такого механизма может играть принадлежность к определенной наследственной страте (касте, сословию, “номенклатуре” и пр.), получение специального образования, обязательность особых процедур. Кроме того, для чиновничества часто характерна обособленность, связанная с замкнутостью служебной деятельности (ее пожизненный характер, наличие строго хранимой служебной тайны, обладание привилегиями) и, в конечном счете, с наличием у чиновников властных ресурсов, отделяющих их от остального населения.
По сути, названные характеристики применимы ко многим социо-профессиональным группам, существующим в традиционных - корпоративных, кастовых или сословных - обществах. Ремесленные цехи, профессиональные касты, религиозные ордена и т.д. также возникают на основе профессионализации, замкнутости и обособленности от других групп. Чиновничество сохраняет эти черты и в современном мире благодаря трем основным факторам: (1) чиновники имеют исключительный доступ ко многим властным ресурсам. Эти ресурсы исключительны и локализованы, в отличие от ресурсов, которыми располагают представители других профессий, не имеющие возможности монополизации; в результате возникает и желание создать замкнутую страту, и возможность сделать это. (2) В современном мире большая часть знаний, необходимых для успешной работы в администрации, по-прежнему не обобщена и не тиражируется, в отличие от специальных знаний, связанных с другими профессиями. Иначе говоря, государственную службу часто невозможно изучить в университете, ей можно научиться только на государственной службе. Это справедливо в той мере, в какой основу успешной административной деятельности составляют конкретные знакомства, связи, личные контакты и, в целом, не столько знания, сколько особенности характера и использование специфических алгоритмов поведения. Проблема обостряется тем, что официально эти алгоритмы критикуются, поскольку они направлены не на достижение общественных интересов (декларируемая цель администрации), а на самосохранение чиновничества как особой группы, обладающей особыми ресурсами. Наконец, (3) идеология “общественного интереса”, представляемого государством и его служащими, надежно защищает чиновников от открытости и от уравнивания их с другими гражданами (действующими в частных, т.е. “низших” интересах).[4,с.52]
Все эти черты
легко приводят к формированию бюрократии
как узурпировавшего власть чиновничества.
Однако чиновничество как социо-
Информация о работе ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ БЮРОКРАТИИ И ЕЕ РОЛЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА