Понятие, сущность и основные признаки политической демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. И уметь осознавать свое место в политической жизни общества, вырабатывать свое отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам должен стремиться каждый член общества.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии, анализ его исторических и организационных форм, а также ознакомление с основными тенденциями эволюции современной демократии.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………....3
2. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии.……………………………………………………………3 – 11
2.1. Формы демократии……………………………………...6 – 8
2.2. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии…………8 – 11
3. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии……………………………………………………………11 – 14
4 . Практическое задание……………………………………….14 – 16
5. Заключение…………………………………………………....17 – 18
6. Список литературы…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра _____________________

 

Факультет__________________ Специальность___________________

(направление)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

 

Тема _____________________________________________

_____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Студент__________________________

(Ф.И.О.)

Курс________      № группы _________

Личное дело № ___________________

Преподаватель ___________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

Москва – 2010 г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………....3

2. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии.……………………………………………………………3 – 11

2.1. Формы демократии……………………………………...6 – 8

2.2. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии…………8 – 11

3. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии……………………………………………………………11 – 14

4 . Практическое задание……………………………………….14 – 16

5. Заключение…………………………………………………....17 – 18

6. Список литературы…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

                                                                Те, кто достаточно умен,

                                                                        чтобы не лезть в политику,

                                                      наказываются тем,

                                                         что ими правят люди

                                              глупее их самих.

 

 Платон

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние  на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. И уметь осознавать свое место в политической жизни общества, вырабатывать свое отношение к тем или иным политическим явлениям и процессам должен стремиться каждый член общества.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение одного из самых сложных политических режимов – демократии, анализ его исторических и организационных форм, а также ознакомление с основными тенденциями эволюции современной демократии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформулировать определение понятию «политическая демократия», охарактеризовать основные признаки демократических режимов, подчеркнуть многообразие исторических форм демократии, дать краткую их характеристику.
  2. Рассмотреть роль демократизации как главной тенденции современного политического развития.
  3. Дать сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризовать их сильные и слабые стороны.

 

 

 

 

 

2. Понятие, сущность, основные признаки и принципы политической демократии

В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие»

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Определяющими признаками демократии являются:

1. юридическое признание и институциональное  выражение в Конституции верховной власти народа;

2. периодическая выборность основных  органов государства. Демократическим  может считаться лишь то государство, в котором властные органы  избираются, причем на определенный  срок;

3. равенство прав граждан на  участие в управлении государством.

4. принятие решений по большинству  голосов и подчинение меньшинства  большинству при их реализации.

Основные принципы демократического режима:

1.Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их.

2.Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.

3.Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.

4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за 
ними.

5.Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы 
власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, 
если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти.

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство.
  2. Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского общества, 
    развито гражданское самоуправление.
  4. Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий.
  5. Политический плюрализм дополняется идеологическим 
    плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная 
    идеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.
  6. Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать 
    свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, 
    господствующей идеологии.
  7. Полиция, спецслужбы и армия - важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и 
    внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по 
    поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, 
    а полиции и судам.
  8. Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении.

2.1. Формы демократии

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

Прямая форма демократии предполагает участие самих граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях, российских вече. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на предприятиях, в общинах, селах, микрорайонах и т.д.) и в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты, их подготовка и обсуждение не требуют специальной квалификации. В современных условиях прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления (американские, швейцарские общины, израильские кибуцы-поселения коммунистического типа, возрождающиеся в России земские собрания).

К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах.

Плебисцитарная форма демократии выражается во всеобщем голосовании для одобрения или неприятия проектов законов или других решений, подготовленных президентом, правительством, партией или инициативной группой.

Различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решении и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.

Плебисцитарные институты часто используются в целях манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Итоги плебисцитов на авторитарную власть нередко не оказывают никакого воздействия (референдум 1991 г., когда за сохранение СССР высказалось 76 % граждан, не помешал властным структурам разрушить мощное многонациональное государство). Подобные властные акции отрицательно сказываются на формировании демократического мышления населения.

Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является, представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений путем передачи своих политических полномочий избранным депутатам, призванным выражать интересы своих избирателей и в соответствии с этими интересами принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия особенно необходима тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в принятии важнейших политических решений, а также когда принимаются сложные решения, требующие высокой квалификации специалистов.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.

2.2. Критерии выделения индивидуалистической, коллективистской и плюралистической форм демократии

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором - группа, в третьем - весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями.

Практическим ответом на недостатки либеральной демократии явились рабочие, социалистические и др. движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.

Отличительными чертами либеральной демократии являются:

1.  наличие имущественных  и других цензов;

2. индивидуализм, признание  приоритета индивида над законами государства;

3. понимание свободы  как отсутствие принуждения, ограничений. Свобода здесь трактуется как  пассивное индивидуальное право  быть огражденным от вмешательства  в личную жизнь со стороны  государства и других людей;

4. ограничение сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, социального мира, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные аспекты;

5. разделение властей, создание сдержек и противовесов как эффективной формы контроля граждан над государством: общество в состоянии контролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу;

6. ограничение власти  большинства над меньшинством. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения;

Информация о работе Понятие, сущность и основные признаки политической демократии