Понятие, типология политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В административно-командной системе политика стала придатком идеологии, которую она была обязана и защищать, и проводить в жизнь. Идеология потребовала принудительной коллективизации политика объявила войну крестьянам; идеология провозгласила централизованный план верхом хозяйственной мудрости политика упразднила рынок, а деньги, цены, кредит превратила в средства учёта и статистики; идеология объявила единомыслие условием торжества нового общества политика подавляла всех, кто был с этим не согласен; идеология обожествляла себя в лице вождей, знающих всё и вся, политика превратила остальных членов общества в их послушных слуг, готовых выполнить любое указание «сверху».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие, типология политической культуры…………...…………4
Особенности политической культуры в России…..……………….8
Заключение………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………...14

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

  1. Понятие, типология политической культуры…………...…………4
  2. Особенности политической культуры в России…..……………….8

Заключение………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашей стране деятельность в любой сфере общества до недавнего  времени возводилась, в конечном итоге, в ранг политизированной деятельности. Политизировалось, например, и преподавание естественных наук. В административно-командной  системе политика стала придатком  идеологии, которую она была обязана  и защищать, и проводить в жизнь. Идеология потребовала принудительной коллективизации политика объявила войну крестьянам; идеология провозгласила  централизованный план верхом хозяйственной  мудрости политика упразднила рынок, а  деньги, цены, кредит превратила в средства учёта и статистики; идеология  объявила единомыслие условием торжества  нового общества политика подавляла  всех, кто был с этим не согласен; идеология обожествляла себя в лице вождей, знающих всё и вся, политика превратила остальных членов общества в их послушных слуг, готовых выполнить  любое указание «сверху». Застой и  кризис всех структур стали логическим следствием идеологизации и дегуманизации  политики. Влияние политики на все  сферы общественной жизни обуславливает  необходимость ее глубокого изучения вне зависимости от профессиональной специализации человека. Необходимость  разбираться в политических особенностях своего государства и политических приемах воздействия на массовое сознание определяют актуальность исследования политологии как науки.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, типология политической культуры.

Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического  развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие  на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и  установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение  людей.

Отмеченные в данном определении  три взаимосвязанных понятия - политический опыт, политическое сознание и политическое поведение - составляют основные структурные  элементы политической культуры.

Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под  воздействием многочисленных, разнообразных  факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов  политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.

Один из критериев - степень согласованности  во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два  типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется:

-тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны;

-низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов;

-лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Фрагментарная политическая культура характеризуется:

-отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества;

-расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью;

-отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам.

Этому типу политической культуры присущи  такие черты, как высокая степень  конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера  такого типа политической культуры можно  привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние  два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и  южных областей.

Другим критерием выделения  типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется  общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры.

- Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

- Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.

-  Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или  иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную.

Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.

В качестве еще одного критерия для  типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает  два основных регулятивных механизма  рынок и государство. Приоритетное использование того или другого  механизма в политической жизни  порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или  бюрократической.

- Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Эго культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

- Бюрократическая политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.

В итоге рассмотрения различных  типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно  говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной  политической культуре.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных  общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие  типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

 

 

 

  1. Особенности политической культуры в России

    Политическая  культура - составная часть общей  культуры, совокупный показатель  политического опыта, уровня политических  знаний и чувств, образцов поведения  и функционирования политических  субъектов: интегральная характеристика  политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы  индивидов. Одна из важнейших  функций политической культуры  политическая социализация граждан.  С одной стороны, в процессе  социализации каждый человек  формируется как социокультурное  существо, а с другой, он, являясь  носителем политической культуры, включается в многогранный и  динамичный процесс политических  отношений.

        Являясь  последовательницей византийской  цивилизации, Россия восприняла  от нее не только православие,  но и культуру, прежде всего  имперскую идею, реализация которой  привела к превращению страны  в многоэтническую, разноязыкую  империю. Удержать целостность  такой огромной империи можно  было только с помощью деспотической  власти, сильного централизованного  государства. Понимание данного  обстоятельства подводило к осознанию  необходимости подчинения власти  и государству. При этом власть  терпели, не принимая сердцем,  что отражалось в негативном  отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам.

    Из Восточно-Римской  империи массовым сознанием был  воспринят и своеобразный космополизм  надэтничный, наднациональный характер  как самой политической власти, так и государственности. Всю  политическую историю России  можно представить как картину  постоянного противоборства либеральных  и партриархально-традиционных ценностей:  с одной стороны частная инициатива, жажда самоутверждения индивида  в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли  государства в обществе; с другой  соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство.

    Среди традиций, имеющих непосредственное отношение  к политике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация  власти, муниципальные вольности,  общественно-политическая активность  населения, связанная с решением  местных или общенациональных  проблем. Среди тех, которые  начинают развиваться, можно выделить  следующие: цивилизованные приемы  полемики и дискуссии; способность  выслушивать оппонента, убеждать  и переубеждать при помощи  рациональных аргументов; искусство  компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на  законодательную, исполнительную  власть и политические партии, использование прессы и средств  массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые  выступления и движения в защиту  тех или иных требований и  интересов; «завоевание улицы», забастовки  локальные и общенациональные, экономические  и политические; использование наиболее  эффективных и решительных форм  борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

    Значимой чертой  российской политической культуры  является патернализм. В современной  трактовке патернализм понимается  как доктрина и деятельность  с позиций «отеческой заботы»  по отношению к слоям и группам,  менее защищенным в социальном  и экономическом отношениях. Обусловленные  природно-климатическими условиями  патерналистские черты закрепились  в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения  авторитетом церкви. Таким образом,  патернализм стал аксиомой, культурным  архетипом, закрепленным в российской  ментальности и политической  культуре.

    Создавая индустриальное  общество, т. е. продвигаясь в  русле общемировой тенденции  развития, Россия одновременно усиливала  свою ориентацию на традиционные культурные ценности. Патернализм, как поведенческий стереотип, пронизывал политическую культуру образованного общества. Естественно, что его проявления обозначались понятиями, адекватными времени. Наиболее распространенными словами, отражавшими разные стороны патернализма, были попечение и покровительство, а также производные от них.

    Традиционное  и индустриальное общества, сосуществующие  в одно и то же время, дали  современному миру два основных  типа политической культуры: тоталитарный  и демократический. Переходное  состояние российского общества  определяет и переходный характер  политической культуры в нем,  наличие как элементов тоталитарной  культуры, так и демократической.  Часто применительно к политической  культуре постсоветской России  используется термин «авторитарно-коллективистская».

Информация о работе Понятие, типология политической культуры