Понятие, типология политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В административно-командной системе политика стала придатком идеологии, которую она была обязана и защищать, и проводить в жизнь. Идеология потребовала принудительной коллективизации политика объявила войну крестьянам; идеология провозгласила централизованный план верхом хозяйственной мудрости политика упразднила рынок, а деньги, цены, кредит превратила в средства учёта и статистики; идеология объявила единомыслие условием торжества нового общества политика подавляла всех, кто был с этим не согласен; идеология обожествляла себя в лице вождей, знающих всё и вся, политика превратила остальных членов общества в их послушных слуг, готовых выполнить любое указание «сверху».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие, типология политической культуры…………...…………4
Особенности политической культуры в России…..……………….8
Заключение………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………...14

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

    Экстремальные  условия России, ставящие ее в  течение длительного времени  на грань выживания, породили  мобилизационный тип политической  культуры, ориентирующий на достижение  чрезвычайных целей. Поэтому широко  распространены в обществе идеи  экстремизма, склонности к силовым  методам и одновременно не  популярны идеи компромиссов, консенсусов,  и т. д. В сочетании со  слабостью демократических традиций, личные амбиции становятся преобладающими  над политической целесообразностью.

    В России существуют  все типы политической культуры  и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Однако  доминируют патриархально-подданническая  и подданническо-активистская. В  результате воздействия множества  факторов как исторического, так  и современного плана политическая  культура современного российского  общества внутренне противоречива.  В ней представлено множество  субкультур авторитарная и демократическая,  элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т. д. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

    Однако особенность  современного этапа политической  культуры российского общества  не столько в разнообразии  субкультур, сколько в том, что  значительное их число охвачено  скрытой или явной борьбой,  столкновением. Таким образом,  политическая культура современного  российского общества находится  в состоянии своего становления,  испытывая серьезное воздействие  со стороны геополитических и  исторических факторов и радикальных  преобразований, происходящих в  нем сегодня.

    На содержание  и уровень развития современной  политической культуры российского  общества значительное влияние  оказывают следующие процессы:

· радикальные изменения  основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения  в Россию различных групп населения  из ближнего зарубежья и возникновение  вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных  и иных образований;

· изменение и усложнение социальной структуры общества, появление  в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

· переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют  необходимость серьезной модификации  мировоззренческих, оценочных и  поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента  консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

Исследователи пытаются описать  политическую культуру России с точки  зрения актуальных в настоящее время  теорий модернизации, транзитологии, демократизации, рассматривая способность России перейти  к подлинно демократическому режиму. Попытки эти осуществляются в  нескольких направлениях: поиски демократической  субкультуры в рамках национальной, подлинно демократических институтов в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании (например, традиции самоуправления в крестьянских общинах, успешный опыт предпринимательства промышленников-старообрядцев  и т.п.).

До 80-х гг. во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая («моностилистическая») модель. Замещение советской политической культуры новой процесс длительный и зависит, как считает Э. Баталов, по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера  политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного  формирования политической культуры, соответствующей демократической  политической системе.

С точки зрения А.Ахиезера «в основании политической культуры должно лежать представление о том, что общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся  мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная  задача политологии в постсоветском  обществе - искать пути воспроизводства  либеральной культуры, социокультурный  фундамент которой пока еще слаб».

 

 

Заключение

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России формируется  гражданская культура, которая будет  носить смешанный, более или менее  сбалансированный характер. Это объясняется  наличием трех источников (Э.Баталов).

Первый - современная отечественная  политическая практика, реализующаяся  как в нормативных актах, часть  из которых приобретает со временем легитимный характер, так и в неформализованных  обычаях и социально-политической практике.

Второй источник - зарубежный опыт и политическая культура, главным  образом западная. Сегодня заимствование  и освоение европейско-американских «образцов» идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, «отбирая», как это уже  не раз случалось, начиная с петровских времен, то, что подходит России. Вероятнее  всего Запад и впредь останется  для России источником формирующейся  гражданской культуры.

Третий источник - национальная традиция. Политическая культура любого общества, тем более обладающего  многовековыми устойчивыми традициями, развивается на основе преемственности. Так было и в России. При всех отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая естественным образом наследовала вторую. Более  того, некоторые элементы советской  культуры были превращенной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX века.

 

 

Список использованной литературы

1. Ахиезер А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et Contra. 2002. №3.

2. Кретов Б.И. Современная российская политическая система: Учебное пособие. М., 2005.

3. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. Вершинин М.С. - М.: Гардарики, 2000.

4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

 


Информация о работе Понятие, типология политической культуры