Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 04:31, реферат

Описание работы

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………....3
1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………............4
1.1 Активное избирательное право………………………………8
1.2 Пассивное избирательное право……………………………...9
1.3Федеральный закон……………………………………………10
2. Избирательное право включает следующие правовые
источники…………………………………………………………..14
3. Виды избирательных систем………………………………..….15
4. Особенности избирательной системы современной России на современном этапе…………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение…………………………………………………………....3

     1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………............4

            1.1 Активное избирательное право………………………………8

            1.2 Пассивное избирательное право……………………………...9

            1.3Федеральный закон……………………………………………10

2. Избирательное право включает следующие правовые

источники…………………………………………………………..14

3. Виды избирательных систем………………………………..….15

4. Особенности избирательной системы современной России на современном этапе…………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выборы являются основополагающим средством формирования органов  Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через  выборы граждане оказывают воздействие  на формирование органов государственной  власти и тем самым реализуют  свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское  общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии  обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих  же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской  войны и силового решения вопроса  о власти.

В советский период , “народные  избранники” традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов  поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей  стороны влияют на неё. Вся их организация  и порядок определения результатов  голосования тесно связаны с  политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы  и проводимые на их основе выборы при  двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам  уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через  них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана  демократическая власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы

 

Выборы – важнейшая форма  прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

Конституция Российской Федерации  не содержит специальной главы, посвященной  организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой  главы вовсе не означает, что в  её тексте не отражены основные положения  избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие  исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных  основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной  власти. Наличие их в Конституции  обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и  нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

Основополагающим законодательным  актом такого регулирования является Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской Федерации”.

Можно сказать, что от соблюдения и  исполнения этого закона зависит  качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел. Пока результаты предшествующих избирательных  компаний неутешительны: многие лица избранные  во властные структуры государства, не оправдали доверия своих избирателей, не выполнили своих предвыборных обещаний и не освободились от сложившихся  в прошлом стереотипов. О каких  бы проблемах ни говорили кандидаты, решение этих проблем в значительной степени зависит от того, насколько  они компетентны в них, насколько  способны квалифицированно использовать свои полномочия, придя к власти. О прежних функционерах властных структур государства у избирателей  уже сложилось негативное мнение. Ведь если не выполняются данные ими  обещания, если годами назревают и  не решаются проблемы, если обмануты ожидания людей на улучшение их жизненных условий, а их законные требования сплошь и рядом наталкиваются на барьеры президентский указов, постановлений и распоряжений правительства, то как ещё можно оценить их деятельность? Разумеется, только радикально обновить высшие эшелоны власти. И здесь правовым подспорьем должен послужить Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”.

Исходя из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться  своим избирательным правом и  теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию.

Вместе с тем нельзя не отметить, что является отражением субъективной позиции его разработчиков.

Первая глава Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации” посвящена общим правовым положениям, имеющим основополагающее значение при решении вопросов, связанных  с обеспечением избирательных прав российских граждан. В ней сформулированы пределы действия закона, раскрывается содержание основных терминов, используемых в нем, провозглашаются принципы участия граждан в выборах.

Общие положения, содержащиеся в первой главе, определяют содержание и сферу  применения всех остальных норм закона.

Главные вывод из специфики норм первой главы закона в процессе из реализации заключается в том, что  ни одна из её статей, ни деятельность властных структур государства или  общественных объединений не могут  противоречить закреплённому в  Конституции РФ положению, согласно которому высшим непосредственным выражением власти народа являются, помимо референдума, свободные выборы. Это подчеркивается и в преамбуле федерального закона. В частности, в ней говорится, что “демократические свободные  выборы в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти”.

Основное содержание сводится к  тому, что Федеральному закону “Об  основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации” не могут противоречить нормативно-правовые акты, издаваемые как на федеральном, так и на региональном уровне. Избирательные  права граждан Российской Федерации  и их гарантии могут быть изменены только путем принятия нового федерального закона. При всей кажущейся позитивности этого императивного предписания  все же обращает на себя внимание одно немаловажное обстоятельство: оно не обставляется указанием на Конституцию  РФ как на незыблемую правовую основу избирательных прав и гарантий граждан  Российской Федерации, в строгом  соответствии, с которой и может  быть принят такой закон. Поэтому  связывать изменение избирательных  прав и гарантий граждан с принятием  обычного федерального закона – значит вольно или невольно ставить под  сомнение верховенство Конституции  РФ

Особенностью закона является и  тот факт, что он предусматривает  его изменение на региональном уровне. Это имеет место только лишь в  том случае, когда федеральный  закон обогащается законами и  иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной  власти, т.е. в случае установления ими  дополнительных гарантий избирательных  прав граждан.

И все же, несмотря ни на что, верховенство и незыблемость Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации” являются правовой гарантией против посягательства со стороны соответствующий  властных структур государства и  должностных лиц на свободное  и беспрепятственное проведение выборов, равноправие граждан, принимающих  участие в них.

Полная свобода воли в избирательной  компании является правовой основой  демократических выборов, непременным  условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей.

Отсюда и задача федерального закона – закрепить основные гарантии избирательных  прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства  показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация  выборов, пассивность избирателей.

Гарантированность избирательных  прав граждан способствует формированию их правового менталитета, стимулирует  активность в избирательной компании, чувство ответственности за ее результаты.

Но главное заключается в  том, что закон обязывает должностных  лиц строго руководствоваться его  нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессе подготовки и  проведения выборов.

Раскрытие специфического содержания основных терминов, применяемых в  законе, позволяет правильно использовать его нормы, понять их смысл и практическую значимость.

Так, раскрывая содержание термина  “выборы в Российской Федерации”, закон чётко фиксирует круг тех  организационно-правовых мероприятий, которое им покрываются. Это не только голосование избирателей при  выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных  органов, но и действия граждан Российской Федерации, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию  и подведению его итогов . Как  видим, голосование и подведение его итогов – это только одна из составных частей выборной компании. Поэтому участие граждан в  федеральных выборах – это  разнообразные формы их деятельности, связанные с поэтапным решением вопросов при формировании выборных органов государства. Разумеется, сказанное  вовсе не исключает использование термина “выборы” в узком смысле слова, в смысле голосования и подведения его итогов.

Что же касается раскрытия содержания понятия “избирательное право”, то представляется, что это сделано  в законе не совсем удачно. В частности, термин “избирательные права” выражен  в многочисленном числе, а сводится он к единичному. Это все равно, что сказать: граждане – это гражданин, принадлежащий к определенному  государству

В обиходе понятие “избирательное право” часто употребляется как  идентичное, понятию “избирательная система”. Да эти два понятия  во многом совпадают. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов  и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет  и усеченный смысл: когда он употребляется  применительно к порядку определения  результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в  каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и  узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный  процесс от начала и до конца, в  этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком  смысле – нормы, регулирующие порядок  предоставления права участия в  выборах. Активное избирательное право  – это право избирать, а пассивное  – право быть избранным.

Всеобщим признается такое избирательное  право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие  в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Активное избирательное право

 

В Российской Федерации активное избирательное  право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку  эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной  Думе уже обсуждалось предложение  о внесении поправки в Федеральный  закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия  в выборах с 18 до 16 лет. Следует  отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как  в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный  корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного  избирательного права не означает принуждения  их к участию в выборах. Гражданин  свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В  отличие от многих зарубежных государствах (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в  России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных  компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей  в выборах, которое в конституционном  праве обозначают термином “абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может  иметь значение определенного политического  бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить  срыва выборов в результате абсентеизма  избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент  участия зарегистрированных избирателей  ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при которых депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов. В субъектах Федерации эта норма часто ниже.

Информация о работе Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы