Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 04:31, реферат
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.
Введение…………………………………………………………....3
1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………............4
1.1 Активное избирательное право………………………………8
1.2 Пассивное избирательное право……………………………...9
1.3Федеральный закон……………………………………………10
2. Избирательное право включает следующие правовые
источники…………………………………………………………..14
3. Виды избирательных систем………………………………..….15
4. Особенности избирательной системы современной России на современном этапе…………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………24
Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
В российской литературе по правовым
вопросам избирательной системы
предлагалась следующая альтернатива.
Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского:
малочисленность состава партий
и одновременно их многочисленность
делает неизбежной их зависимость от
номенклатурно-мафиозных
При выборах по производственному
принципу у кандидатов и партий исчезает
необходимость искать поддержки
у властей и финансовых структур.
Для избирательной кампании по месту
работы кандидатам не потребуется ни
копейки. Не менее важно также, что
избиратели всегда будут хорошо знать,
за кого они голосуют – ведь это
будут их коллеги - легко смогут контролировать
избранных ими депутатов и
отзывать, если депутаты станут защищать
чужие интересы. При территориальных
выборах избиратели округов, работая
в различных местах, сорганизоваться
для контроля над депутатами практически
не способны. При выборах на производственной
основе уже не будет иметь значения,
сколько в стране партий, отпадает
и проблема кворума избирателей.
Невозможной сделается и
Таким образом, выборы на обсуждаемой
основе способны подорвать господство
номенклатуры и мафии над законодательной
властью, а вслед за нею – над
исполнительной и судебной. Система
выборов по производственному принципу
уже хорошо отлажены в мире. Они
применяются при формировании центральных
правлений крупных концернов, имеющих
много филиалов, правлений кооперативных
объединений и федераций
4 Особенности избирательной системы современной России на современном этапе
Современная избирательная система России очень молода.
Согласно Конституции
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Активное и пассивное
Законодательство субъектов
Порядок проведения выборов и подсчет
голосов. Выборы в законодательные
органы субъектов Федерации проводятся
на основе различных систем подсчета
голосов. Встречаются как мажоритарная
система абсолютного
Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования .
Порядок подготовки и проведения выборов
с небольшими различиями включает те
же стадии, которые установлены
Образуются участковые избирательные
комиссии, которые составляют списки
избирателей. Выдвижение и регистрация
кандидатов практически принципиально
не отличаются от федерального уровня,
хотя число требуемых подписей, конечно,
меньше. Специальными актами регламентируется
предвыборная агитация, с тем чтобы
каждому кандидату и
Выборы в органы местного самоуправления
регламентируются как федеральными
законами, так и законодательными
актами субъектов Федерации. В соответствии
с Федеральным законом “Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” от 28 августа 1995 года представительный
орган местного самоуправления и
глава муниципального образования
избираются гражданами на основе всеобщего,
равного и прямого
Референдум. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. Права граждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. Для примера приведем соответствующий порядок, предусмотренный Уставом Амурской области. Здесь право на участие областном референдуме и выборах, а также право подписания подписных листов в поддержку народной инициативы имеют граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и постоянно проживающие на территории области. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важнейшим вопросам государственной или общественной жизни области, входящим в компетенцию законодательной или (и) исполнительной власти области.
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
В том же время на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или
продлении срока полномочий, приостановлении
осуществления полномочий органов
государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
а также о проведении досрочных
выборов органов
б) о формировании состава органов
государственной власти субъекта РФ
или органов местного самоуправления,
персональном составе органов
в) об избрании, утверждении, о назначении
либо о даче согласия на назначение
на должность или на освобождение
от должности депутатов и
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На референдум субъекта Российской Федерации не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, наместный референдум – вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
Информация о работе Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы