Понятие,признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike — государственные, общественные дела и logos — слово, смысл, учение.
Отцом первого понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (около 530—480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике.

Содержание работы

Введение……………………………………...............................................3
1. Государство……………………………………………………………..4
1.1. Понятие государства………………………………………………4
1.2. Признаки государства……………………………………………..6
1.3. Функции государства……………………………………………..7
2. Идеология внешней политики в Республике Беларусь…………….8
2.1 Понятие идеологии белорусского государства …………………8
2.2. Элементы государственной идеологии Республики Беларусь...9
2.3. Основы идеологии внешней политики республики Беларусь...12
3 Заключение…………………………………………………………...15
Литература……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

КР по политологии.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политология

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………...............................................3

1. Государство……………………………………………………………..4

   1.1. Понятие государства………………………………………………4

   1.2. Признаки государства……………………………………………..6

   1.3. Функции государства……………………………………………..7

2. Идеология внешней политики  в Республике Беларусь…………….8

   2.1 Понятие идеологии  белорусского государства …………………8

   2.2. Элементы государственной  идеологии Республики Беларусь...9

   2.3. Основы идеологии  внешней политики республики  Беларусь...12

3  Заключение…………………………………………………………...15

Литература……………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Понятие «политология»  образуется из двух греческих  слов: poll tike — государственные, общественные дела и logos — слово,  смысл,  учение.

Отцом первого  понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (около 530—480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике.

Изучение политологии  заняло прочное место в настоящее  время для множества людей: начиная  от студентов высших учебных заведений  и заканчивая многими политическими  деятелями.

Интерес познания данной дисциплины связан с тем, что возникает всё больший интерес к изучению политической жизни нашего государства, её законов, разнообразных принципов, целей, задач.

После становления  правового государства и демократической  политической системы, появления разнообразных  партий и движений, появилось большое  количество людей, которые  понимают, что без соответствующих знаний в данной сфере, не может быть эффективного политического действия.

Таким образом, целью данной контрольной работы, является углубленное изучение некоторых  из вопросов, которые далее будут  рассмотрены,  для того, чтобы  сформировать у специалистов разнообразных  отраслей политическую культуру, расширить  политический кругозор, заложить основы политического мышления.

Я считаю, что  актуальность данной работы довольно таки велика, потому что благодаря  раскрытию хотя бы пару вопросов, в  будущем можно будет намного  проще ориентироваться в калейдоскопе быстроменяющихся политических процессов, дальнейшее изучение дисциплины уже  будет наиболее лёгким.

 

 

 

 

 

1    ГОСУДАРСТВО

                                                         1.1     Понятие государства

Государство –  основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения  людей, общественных групп, классов  и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и

концентрированное осуществление политики этой властью.

 Оно является  основным элементом политической системы общества, его политической организации. Будучи продуктом исторического развития, государство обеспечивает политическую  организованность общества  и выступает важнейшим органом политической власти, осуществляющим  управление.  Возникнув, государство сразу стало центральным объектом всех исследований общественных отношений. Об этом свидетельствуют уже первые источники, дошедшие до наших дней, работы древнеиндийских, древнекитайских мыслителей, исследования античных философов.

Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под  воздействием целого ряда причин и  факторов.

Обычно к ним  относятся:

- углубленное  общественное разделение труда,  выделение управления в целях  повышения его эффективности  в специальную отрасль общественной  деятельности. По мере развития  производительных сил, расширения  хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей  у общества появилась потребность  в усилении управленческих функций  и сосредоточении их у определенных  лиц и органов;

- возникновение  в ходе развития общественного  производства частной собственности,  классов и эксплуатации. Государство  появляется как результат непримиримости  классовых интересов, как политическая

организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. –Т.38. – С. 37).

Политическая  теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические  факторы, изменения в воспроизводстве  самого человека. Здесь имеется  в виду рост численности и  плотности населения, переход  народов от кочевого к оседлому  образу жизни, запрет кровосмешения  и упорядочения брачных отношений.  Все это повышало потребность  общества в регулировании взаимосвязей  между людьми, проживающими на  определенной территории;

- антропологические  факторы. Представители антропологических  концепций считают, что государственная  форма организации коренится  в самой общественной природе человека;

- психологические,  рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека.

Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных)

теорий государства.

Так,  Ж. Бюрдо  считает, что государство не только продукт осознанной деятельности людей, но и результат комплекса  сложившихся  материальных и духовных условий.

М. Вебер определяет государство как  «легализованное  насилие »  и связывал его функционирование с осуществлением в обществе принуждения  с целью реализации интересов  определённой социальной группы.

Есть и другие трактовки государства, но все они  не указывают конкретной причины  его возникновения, хотя так или  иначе в качестве таковой рассматривают  социально-экономически условия.

 

 

 

 

1.2    Признаки  государства

 

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства  представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая "твердая  земля", суша, но и недра, водное и  воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства  – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важным атрибутом  государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, выражается в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными  признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

- Суверенитет,  то есть верховенство государственной  власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей  и неограниченной властью на данной территории; само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

- Монопольное  право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

- Монопольное  право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

- Монопольное  право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

 

                                                   1.3    Функции государства

 

Управляя делами общества, государство, как основной элемент политической системы, выполняет ряд функций.  Они имеют двоякую природу:  функции государства, как элемент социального господства  и функции, имеющие общий характер.

Традиционно функции  государства разделают на внешние и внутренние.

Внутренние функции  государства:

- защита существующего  способа производства, экономической   и социально-политической системы;

- регулирование  хозяйственной деятельности и  социальных отношений;

- управление  экономикой и развитием  производственных  сил;

-  обеспечение законности и правопорядка;

-  культурно-воспитательная, информационная,  просветительская, идеологическая  деятельность;

-  деятельность государства по созданию нации. Благодаря данной функции, государство  способствует восстановлению общности исторических судеб, в частности,  в отношениях с другими народами, создаёт общую для всей формирующейся  нации государственную идеологию, отражающую национальные проблемы, поддерживает культурную деятельность, способствующую созданию нации.

Внешние функции  государства:

- защита экономических  и политических интересов данного  государства на международной  арене;

- обеспечение  обороны страны;

- развитие нормальных  отношений с другими государствами,  развитие взаимовыгодного развития  сотрудничества, участие  в решении  глобальных проблем на основе  принципов мирного сосуществования   государств с различным социальным строем;

- развитие различных  форм интеграции и участие  в международном разделении труда.

Функции государства  не являются неизменными и постоянными. Они видоизменяются  по мере исторического  развития в ходе изменения типа и формы государства, наполняются новым смыслом и содержанием.

 

2  ИДЕОЛГИЯ  ВНЕШНЕЙ  ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

                            2.1  Понятие идеологии белорусского государства

 

Прежде всего обратимся к определению понятий "идеология", "политическая идеология", "государственная идеология" ("идеология государства"), Прежде всего обратимся к определению понятий "идеология", "политическая идеология", "государственная идеология" ("идеология государства"), "идеология государственности" и выяснению соотношения между ними.

Понятие "политическая идеология" имеет более узкий  и специфический смысл. Это-относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений (включающая в себя наряду с эмпирически проверенными положениями также мифы, верования  и, скажем так, даже намеренную ложь), в  которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом - осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия.

Будем исходить из того, что народы выступают одним из самых главных субъектов политических отношений и, следовательно, являются носителями определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией. Доминирующую же в национальном сознании идею, которой данный народ выражает смысл своего исторического существования, принято называть национальной идеей.

Информация о работе Понятие,признаки и функции государства