Понятие,признаки и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike — государственные, общественные дела и logos — слово, смысл, учение.
Отцом первого понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (около 530—480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике.

Содержание работы

Введение……………………………………...............................................3
1. Государство……………………………………………………………..4
1.1. Понятие государства………………………………………………4
1.2. Признаки государства……………………………………………..6
1.3. Функции государства……………………………………………..7
2. Идеология внешней политики в Республике Беларусь…………….8
2.1 Понятие идеологии белорусского государства …………………8
2.2. Элементы государственной идеологии Республики Беларусь...9
2.3. Основы идеологии внешней политики республики Беларусь...12
3 Заключение…………………………………………………………...15
Литература……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

КР по политологии.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

Поскольку выразителем  и основным орудием реализации национальных интересов является государство, то обслуживающую их совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований  и, если хотите, "заблуждений", можно  назвать также государственной  идеологией или, что одно и то же, идеологией данного государства. Не существует государственно оформленных  сообществ людей, т. е. наций или  народов, без своей государственной  идеологии.

 

2.2   Элементы  государственной идеологии республики  Беларусь

 

В настоящий  момент можно лишь обозначить основные элементы государственной идеологии  Республики Беларусь, т. е. указать предмет  тех жизненно важных для белорусского народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой  государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать  в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так  и ценности, разделяемые мировым  сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать  и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

Историко-кулъторологичекая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации. 

Политическую  составляющую государственной идеологии  Республики Беларусь образует прежде всего комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития.

Политическая  составляющая государственной идеологии  включает в себя представления о  характере социально-политического  строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в  социально-политическом процессе. Она  охватывает и внешнеполитические аспекты  жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе. 

Экономическая составляющая государственной идеологии  включает в себя весь комплекс реализуемых  государством и отвечающих интересам  народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии  образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет прежде всего о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан.

Будучи элементом  политического сознания общества, государственная  идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления.

Высший уровень  образуют сочинения, претендующие на научность. Это-учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе закрепляется содержание государственной идеологии - произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

 

2.3    Основы  идеологии внешней политики Республики  Беларусь

 

Внешняя политика государства — это его деятельность на международной арене, взаимодействие с другими субъектами международных  отношений —иностранными государствами, союзами государств, международными организациями — с целью достижения национальных интересов государства, его без-опасности. Формирование и реализация  внешнеполитического курса любого государства — сложный процесс, в основе которого лежит взаимодействие ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относится сила государства в сравнении с соседними державами, соотношение сил основных субъектов мировой политики, стратегическое партнерство и т. д. К внутренним факторам жизнеспособности государства принято относить степень национальной интеграции, в том числе  объединяющую общество национальную идею, разумное управление, единый язык, уровень экономического развития. Внутри страны взаимодействуют различные институты государственной власти, социальные группы, общественные объединения. В результате столкновения различных интересов, идеологических подходов определяются внешнеполитические приоритеты страны.

Внешняя политика призвана защищать государственные  интересы страны, создавать благоприятные  условия для решения внутриполитических задач: повышения жизненного уровня населения, развития экономики, реализации прав и свобод граждан и т. д. Принципы внешнеполитической деятельности белорусского государства зафиксированы в  Конституции Республики Беларусь. В  преамбуле Конституции отмечается, что белорусский народ сознает  себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям.

В статье 8 Конституции  закреплен принцип соотношения  национального законодательства Беларуси и международного права: «Республика  Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательства», однако «не допускается заключение международных договоров, которые  противоречат Конституции». В этой же статье отражена государственная  позиция, касающаяся возможности вхождения  нашей страны в различные интеграционные объединения и межгосударственные союзы: «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них».

Важные положения, касающиеся защиты граждан Беларуси за границей и возможности их выдачи иностранному государству, зафиксированы  в статье 10 Конституции: «Гражданину  Республики Беларусь гарантируется  защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Наиболее полно принципы внешней политики Республики Беларусь изложены в статье 18 Конституции: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».

В этой же статье нашел отражение принцип приверженности Республики Беларусь политике ядерного разоружения и демилитаризации  международных отношений: «Республика  Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а  государство — нейтральным». К  числу важнейших принципов внешней  политики Беларуси следует отнести  и отсутствие у нашего государства  каких-либо территориальных претензий  к другим странам, равно как и  непризнание Республикой Беларусь территориальных претензий к ней со стороны других государств. Поддерживая обороноспособность, Беларусь должна учитывать такие факторы, как изменение расстановки сил в мире, тенденции к однополярности мира, угрозы международного терроризма.

Основные задачи белорусского государства на международной  арене:

- создание благоприятных  внешних условий для поступательного  развития Беларуси, подъема ее  экономики, повышения благосостояния  граждан страны, развития политического,  экономического, интеллектуального  и духовного потенциала страны;

- укрепление  международных позиций, отвечающих  интересам Республики Беларусь  как европейского государства; 

- воздействие  с учетом своего положения  и возможностей на формирование  многополярного, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, основанного на общепризнанных нормах международного права;

- формирование  «пояса добрососедства» по периметру  белорусских границ;

- всесторонняя  защита прав и интересов белорусских  граждан и юридических лиц  за рубежом.

Анализ принципов  внешней политики Республики Беларусь убедительно свидетельствует о  том, что они в полном объеме соответствуют  Уставу Организации Объединенных Наций. Основными достижениями развития суверенной Беларуси в сфере внешней политики явились: международное признание страны; участие в международных организациях; продвижение по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей; белорусско-российская интеграция; ядерное разоружение, формирование дружественных отношений с сопредельными государствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения данной контрольной работы, мною была раскрыта сущность вопросов, касающихся о  происхождении понятия  «государства», его функций и признаков, в ходе чего было выяснено, что не существует  какого-либо одного мнения о происхождении данного понятия и многие политологи  высказывали свои точки зрения по данному поводу.

Так же было выяснено, что же такое идеология и как  она совместима с нашим белорусским  государством.

Ознакомившись с данной работой, можно узнать много  нового, получить знания, которые далее  будут полезны в жизни, ведь знать  о своей стране очень важно  в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Политология:  учебное пособие для студентов высших учебных заведений /

Г.А. Круглова. –  Минск:  Асар, 2009. - 304 с.

2.  Политология: учебник. – 3-е издание,  испр. / В.А. Мельник - Мн.:  Высшая школа, 1999 . – 495с.

3.  Учебник для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000 – 448 с.

4. http://bip-ip.com/ideologicheskie-osnovyi-vneshney-politiki-respubliki-belarus/

5. http://userdocs.ru/pravo/10923/index.html?page=2

 


Информация о работе Понятие,признаки и функции государства