Популизм как политическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи популистской деятельности политических лидеров. История зарождения популизма. Контрмеры популизму и его отраслям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Исторические корни популизма……………………………………………..5
2. Популистские методы политической деятельности ……………………….6
3. Популистский стиль политической деятельности………………………….8
4. Факторы формирования популизма…………………………………………9
5. Меры противодействия популизму………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Популизм как политическое явление.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Популизм – как политическое явление»

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Исторические корни  популизма……………………………………………..5

2. Популистские методы  политической деятельности ……………………….6

3. Популистский стиль  политической деятельности………………………….8

4. Факторы формирования  популизма…………………………………………9

5. Меры противодействия  популизму………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….12

 

 

Введение

Возникший в Соединенных Штатах Америки более ста лет тому назад и оформившийся в 1891 году в Народную партию популизм продолжает победно шествовать по планете. Претерпев за свою вековую историю значительные изменения, он продолжает будоражить умы и сердца людей, влиять на политические процессы в обществе. Возникнув как народное движение в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, он видоизменялся и появлялся на политической арене в качестве "нового курса" в Соединенных Штатах Америки в срок великой депрессии; "гандизма" в Индии и в других странах; "движения новой эпохи", распространенного, прежде всего, в кругах интеллигенции и студенчества; "христианского социализма" и во многих других формах.

Популизм, рассматривается как политическая деятельность, основанная на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями, так как обычно в этой ипостаси чаще всего приходится сталкиваться с ним избирателям – объектам популизма - тем, от кого зависят результаты выборов, референдумов и других политических актов всенародного волеизъявления и на кого направлены эти популистские действия.

 Целью популистской  деятельности политических лидеров  является достижение каких-либо  политических целей или, как правило, заполучение власти.

 Задачи субъекта популизма:

 понять и оценить  интересы народных масс и их  требования;

 разработать соответствующую  программу, концепцию, направленную  на удовлетворение интересов  народных масс;

 агитация народных  масс;

занятие лидирующего положения в обществе.

 Популизм характерен  не только для отдельных политических  лидеров – субъектов популизма, но и для ветвей власти в  целом, которые постоянно выясняют, кто из них ближе к народу, его нуждам и проблемам.

 Некоторые исследователи  рассматривают популизм как универсальный  набор антитехнологий, таких как презумпция истинности простых решений, презумпция значимости малых, но конкретных дел, лесть охлократии, идеологическое клиширование, которые характерны также для демагогии. Поэтому демагогией нередко подменяют популизм, проводя между ними знак равенства. При более внимательном изучении этих политических явлений можно выделить как общие черты, объединяющие их, так и различия.

 Опасность популизма  заключается в том, что, являясь  сопутствующим атрибутом демократии, он порой приводит к власти  политических лидеров, которые в  дальнейшей политической деятельности  исповедуют авторитарные или  тоталитарные принципы. Поэтому необходимы меры противодействия популизму для снижения негативных последствий этого политического явления, становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций.

 В то же время  в современной политической жизни  публичный политик вынужден использовать  те или иные популистские методы, придерживаться определенного стиля в борьбе за власть, так как полное игнорирование нужд и симпатий избирателей приводит к поражению на выборах.  
1. Исторические корни популизма

Термин “популизм” (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Но родословная популизма началась гораздо раньше. Еще в Римской империи во  II - I веках до нашей эры существовало идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого народа – плебса, и противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета – знати. В Древнем Риме нобилитет представлял замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям. Видными популярами были братья Тиберий и Гай Гракхи – знаменитые народные трибуны-реформаторы конца II века до н. э. Они стремились возродить пришедшее в упадок крестьянство и обуздать всесилие сенаторской аристократии. Их последователем явился народный трибун Апулей Сатурнин. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело. К раннему популизму можно отнести сельские идиллии римского поэта Вергилия (I век до н. э.), сочетающиеся с интересом к политическим проблемам.

В период Английской буржуазной революции XVII века образовалась радикально-демократическая мелкобуржуазная политическая партия под названием «левеллеры» (от англ. levellers – уравнители) во главе с Дж.Лилберном. Они добивались установления республики, введения всеобщего избирательного права, но выступали против ликвидации частной собственности, чем оттолкнули от себя беднейшие слои. В отличие от них "истинные левеллеры" или диггеры (от англ. digger – копатель) – представители крайне левого крыла революционной демократии, участники аграрного движения среди сельской и городской бедноты во главе с Дж.Уинстэнли, требовали уничтожения частной собственности и переустройства быта на уравнительных началах. Оба эти движения также претендуют называться одними из явлений популизма эпохи средних веков.

Близки к современной интерпретации популизма политические взгляды и идеи Ж.Ж.Руссо. Культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму – таков лейтмотив сочинений великого французского философа. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти, идеализировал состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Идеи Ж.Ж.Руссо оказали влияние на общественную мысль многих стран.

Элементы популизма были характерны для массового движения английских рабочих 1830-1850-ых годов, вошедшего в историю под названием "чартизм" (от англ. chartism, charter – хартия). Требования чартистов, изложенные в виде законопроекта "Народная хартия", касались демократизации государственного строя, экономических прав рабочих и т.д.

К популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: "Идеология и политическое движение (по-русски – народничество), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму".

В конце XIX в. Америка переживала один из самых бурных периодов своей истории. Быстрыми темпами шла индустриализация страны. Росли города. Это было время стремительного роста влияния крупного капитала, острой классовой борьбы, подъема фермерского и рабочего движения. Недовольство населения, неверие в то, что традиционные политические партии— республиканская и демократическая, попеременно стоящие у власти, — окажутся способными решить их проблемы, привело к осознанию необходимости создания независимой, самостоятельной партии.

Такая партия возникла в 1891 г. и получила название «народная» (в английском звучании — «популистская»). На президентских выборах 1892 г. партия эта завоевала 9% голосов. Ее программа включала ряд традиционных требований фермеров и рабочих. Однако, будучи неопределенным по составу, это политическое движение не смогло существовать самостоятельно. В 1896 г. оно влилось в демократическую партию, избрав своим кандидатом в президенты У. Брайана, уже выдвинутого на этот пост от демократов. С именем этого политического деятеля связано окончательное утверждение термина «популизм», обозначающего политическое течение и набор тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к обыденному сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям.

В популизме У. Брайан увидел средство привлечения на свою сторону широких масс. В 1896 г. он сделал на это главную ставку в предвыборной кампании. Кандидат в президенты метал громы и молнии в адрес «воротил Уолл-стрита», пытался представить свою борьбу за Белый дом как войну за святое дело, а себя — новым мессией, расточал направо и налево различные посулы и обещания. Кандидату от демократов не удалось добиться победы (многих испугала его антимонополистическая фразеология), но популизм как политический прием доказал свою перспективность: демократы набрали на 1 млн. голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и как никогда раньше были близки к победе. Так возник популизм.

Время «великой депрессии», наступившей вслед за мировым кризисом 1929—1933 гг. - «золотой век» для популизма, он нашел распространение и во многих странах Запада. В частности, такой прием использовали нацисты в Германии.

2. Популистские методы политической деятельности

Основными популистскими методами являются:

 попытки подстроиться под требования народа;

 использование податливости  больших человеческих масс на  примитивные громкие лозунги;

 использование черт  обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности;

 игра на "ожиданиях" народа;

 апелляция к простоте  и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных  проблем;

 прямой контакт между  лидерами и массами без посредства  политических институтов;

 спекуляция на вере  людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса;

выступление от имени простого человека;

 переориентация гнева  и обид людей на действующие институты власти и элиты;

 использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы;

 манипулирование общественным мнением.

 Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные  результаты, которые могут привести  к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.

 Популизм выступает  в качестве специфической недобросовестной  политической рекламы, приукрашивающей  реальные способности и возможности  кандидата в выборный орган  и на выборную должность. Выборы - это своеобразная "продажа" конкретного  политика избирателям. Популизм  предполагает отказ от жесткой социальной и идеологической привязки, имитирует всенародную поддержку и связан с раздачей многочисленных обещаний, льгот, наград, субсидий.

 Причем сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приёмы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Определяющим является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен конкретный политический лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

 С помощью популистских  методов политик зачастую пытается во что бы то ни стало понравиться избирателям, показать себя благодетелем, эксплуатируя по сути их действительные и мнимые ожидания. Одна из характерных черт популистской деятельности выражается в том, чтобы перед выборами обещать как можно больше, а выполнять лишь то, что выгодно.

 В то же время  популизм в определённых ситуациях  имеет границы своего действия, за пределами которых он не  срабатывает, а, наоборот, играет роль  антирекламы. Обычно это связано  с тем, что тот или иной политический  субъект уже не раз успешно  прибегал к популистским методам, достигая желаемых результатов  на фоне обманутого народа. Невыполненные  обещания, накапливаясь, год от года, могут вызвать негативную реакцию  избирателей в очередной предвыборной  кампании в отношении такого  кандидата.

3. Популистский стиль политической деятельности

Популистский стиль деятельности - это механизм завоевания поддержки избирателей, основанный на нестандартных приемах, способах и образе поведения политического лидера.

 Для популистского  стиля характерны следующие черты:

"заигрывание" с массами, говорить только то, что они хотят услышать;

"хождение в народ" (апелляция к широким массам в стране);

"народная дипломатия" (апелляция к широким массам за рубежом);

 создание имиджа решительного, уверенного в себе политика;

 умение коротко и  доходчиво излагать свои программы;

 создание видимости  человека из народа: "я такой же, как и вы";

 использование национальных  и патриотических чувств народа;

 демонстрация поддержки  со стороны известных личностей, "звезд" эстрады, актеров и т.д.

 создание привлекательного  имиджа с помощью средств массовой информации;

 принародное подписание  государственных документов, раздача денег;

 отклоняющееся поведение:

 нестандартная одежда;

 вызывающее поведение;

 демонстративные жесты;

 общественные скандалы;

 ненормативная лексика.

 

 

Информация о работе Популизм как политическое явление