Позитивистское и антипозитивистское направление в политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:53, реферат

Описание работы

Реакцией на развитие позитивистского направления в политической науке стал антипозитивизм. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.
Цель работы – раскрыть сущность позитивистского и антипозитивистского напраления в политической науке.

Файлы: 1 файл

позитивистское и антипозитивистское.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Инфраструктура современной  политологии включает как минимум  два аспекта: 1) методологическую функцию  политологического знания и 2) проблемное описание.

Особого внимания заслуживает  анализ методологических направлений  в политологии.

Направления - это следование методу или совокупности философских, социологических методов мышления при анализе явлений политической реальности. Направление формирует  определяющие ходы политологической мысли  общего характера, способствует определенному  заимствованию, абсорбции из разнородных  теоретических школ единой, сквозной теоретической логики.

Естественно, нет абсолютно  жестких политологических направлений, разделенных между собой, замкнутых  только на себя. Тем не менее, подавляющая  часть политологических направлений  пронизана стержневой методологией позитивизма. В политологии продолжает доминировать позитивистско-бихевиористский  метод, не случайно данную науку называют бихевиористской.

В США в 1920 – е. гг. новым  подходом в политических исследованиях  стал бихевиоризм, который развивался прежде всего в рамках Чикагской школы.  В центр исследования бихевиоризм ставит политические факты, а единичнымполитическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике.

Под влиянием Чикагской школы  в политологии утверждается позитивистское направление, отмеченное чертами сциентизма (представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире).

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Реакцией на развитие позитивистского направления в политической науке стал антипозитивизм. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.

Цель работы – раскрыть сущность позитивистского и антипозитивистского напраления в политической науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1 Теория позитивизма

 

В работах французского мыслителя  первой половины XIX века Огюста Конта (1798 -1857) изложена позитивистская концепция  развития общества и его политической жизни. «Новая политическая философия» Конта базируется на следующих положениях:

- общество представляет  собой целостную социальную систему;

- данная система закономерно  развивается от своего низшего  состояния к высшему и от простого к сложному;

- в основе этого развития  лежит развитие сознания людей  и их познавательной деятельности;

- политическая деятельность  людей определяется их политическим  сознанием и направлена на  укрепление общества как целостной  социальной системы;

- в зависимости от политического  сознания людей формируется соответствующий  социальный строй, решаются проблемы  гражданских прав и свобод  граждан.

Анализируя эволюционное развитие общества, Конт пришел к выводу, что только буржуазная республика в  состоянии обеспечить буржуазное развитие общества, дать простор развитию науки  и промышленности и обеспечить тем  самым благосостояние общества.

Среди «естественных законов  политических явлений» выделил закон  расширения свободы творческой деятельности людей, которая лежит в основе развития общества. Это касается и  свободы политической деятельности, которая при этом не должна превращаться в анархию, разрушающую социальный порядок, в том числе политический и правовой. Для подготовки людей  к творческой деятельности во всех сферах, по Конту, необходимо введение «общего образования для всех мужчин и женщин».

Еще одним «естественным  законом политических явлений» Конт считал социальное неравенство. Социальное неравенство, определяемое неравенством способностей - природных и приобретенных, Конт считал естественным и неизбежным. В этих условиях политические деятели должны правильно регулировать отношения между различными социальными группами в интересах сохранения стабильности в обществе.

Следующий «естественный  закон политической жизни»: социальное господство должно основываться не на силе и даже не просто на разуме, а  на нравственности. Нравственность определяет границы политической деятельности, которая должна быть направлена на достижение общественного блага. Он был убежден, что политики вне  нравственности быть не должно.

Власти народа Конт не признавал, считал, что интересам современного ему общества отвечает власть промышленников, банкиров и торговцев («социократия»). Но при этом считал, что власть должна создавать и поддерживать в обществе гармоничные отношения между  отдельными людьми и социальными  группами, согласовывать наилучшим  образом их интересы. В гармонии Конт видел основу стабильности и  нормального существования общества. Достичь гармонии можно с помощью  науки, которая исследует механизмы  социального взаимодействия и открывает  наилучший.

Позитивистское направление  в политологии было продолжено английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820 - 1903). Его работы: «Личность и государство», «Социальная статика» и др.

Спенсер призывал к тому, чтобы в анализе политических и других явлений жизни общества придерживаться «объективного метода», т. е. исследовать их такими, какими они выступают в самой действительности, не поддаваться эмоциям, чувствам (симпатии или антипатии), которые бы могли  помешать объективному, точному наблюдению явлений. В оценке же политических явлений  Спенсер считал возможным применение «субъективного метода», основанного  на подходе к явлениям с позиции  их пользы для общества.

Широко известен Спенсер  как автор органической теории общества. Он представил общество как систему  взаимосвязанных биологических  и социальных факторов, как биосоциальный  организм. Проводил ряд интересных аналогий: правительство в государстве  уподоблялось им мозгу человека, нервно-мускульный аппарат организма сравнивался  с правительственно-военной организацией и т. д.

Спенсер сформулировал «закон равной свободы», на котором основывается справедливость и который является основным началом деятельности людей, их отношений между собой и  деятельности государства. Согласно ему  каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Из данного закона следует, что все члены общества должны обладать одинаковыми политическими правами и иметь одинаковые возможности влиять на законодательство.

Обеспечить действие «закона  равной свободы» может лишь демократическое  правление. Это правление единственно  допустимое с нравственной точки  зрения и суть его, по Спенсеру, выражают такие понятия, как «самоуправление», «гражданские свободы» и т. п. Если народ  реально пользуется политическими  правами и свободами, то он поддерживает демократические учреждения. В этом сила и устойчивость демократических  учреждений.

Исходя из «закона равной свободы» Спенсер развивал учение о  естественной справедливости и о  правах человека. Он подробно анализирует  права человека на жизнь и на личную свободу, на орудия и средства производства (кроме права на землю), на интеллектуальную собственность, на свободу слова, на свободное передвижение по стране и  др. Частная собственность на землю  характеризовалась Спенсером как  противоречащая естественной справедливости и закону равной свободы.

Под влиянием Чикагской школы  в политолгии утверждается позитивистское направление. Характерно в этой связи  стремление У. Монро  выявить в  политике действие фундаментальных  законов. Для этого, по его мнению, политологи должны использовать «методологию и объективность ученых», а не вступать в методологический альянс с философами и социологами. Политическая наука, вторил ему Дж. Кэтлин, должна вырабатывать точные прогнозы и строиться на суждениях типа «если это сделано, значит, то случится». Достижению этой цели, полагал американский ученый, мешает «ценностный подход». В 1927 г. В своей книге «Наука и метод политики» он резко выступил против любых ценностных суждений. Акцент, указывал он, должен быть сделан на выработке методов, техники исследования.

 

§ 2 Принципы позитивизма

 

К числу наиболее важных принципов позитивизма можно  отнести следующие:

    • Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому общественные процессы должны анализироваться как не представляющие собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно с помощью познания законов природы.
    • Постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки.
    • Постулат феноменализма, т.е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, нередко преобладавшим в социальной философии.
    • Принцип "ценностной нейтральности", согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.
    • Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии - лечения социальных болезней.

На различных этапах концептуальной эволюции позитивизма на первый план выступали то натуралистические  принципы познания, то эмпирические, представленные в неопозитивизме. Представители  позитивистского направления применяли  в своих исследованиях эмпирический подход, связывали с ним необходимость  включения в социальную теорию эмпирических данных - этнографической, исторической, экономической и другой информации. Вместе с тем глубокую научную  разработку эмпирическая гносеология  получает лишь в XX веке, в концепциях неопозитивизма и в философии  прагматизма - научном направлении  идеалистической ориентации, отрицающем необходимость познания объективных  законов действительности и признающем истиной лишь то, что дает практические результаты. В свете двух принципов - отождествления общества с биологическим  организмом и уподобления социальных явлений физическим объектам - сформировались два вида социологического позитивизма: органицизм, отождествляющий общество с организмом и пытающийся объяснить  социальную жизнь биологическими закономерностями, и механицизм - одна из крайних форм позитивизма, сводившая закономерности развития и функционирования общества к механическим закономерностям. При  этом механицизм весьма широко использовал  физическую терминологию для объяснения социальных явлений и процессов. Что касается ориентации позитивистов на социальную инженерию как особый тип социальной практики и политики, то ее главную задачу позитивисты  видели в разработке рекомендаций и  мероприятий по регулированию и управлению общественными процессами и отношениями, особенно внутригрупповыми.

 

§ 3 Антипозитивизм

 

Реакцией на развитие позитивистского  направления в политической науке  стал антипозитивизм. Наиболее полно  это направление представлено в  трудах У. Эллиота «Прагматический  мятеж в политике» (1928) и «Возможности науки о политике», У. Манро и Дж. Кэтлином (1930). Особым нападкам подвергся метод ценностно-нейтрального анализа в политике. Другой американский политолог – Э. Корвин критиковал позитивизм за абсолютизацию технических приемов. Позитивизм подрывает творческий дух в политической науке, полагал Ч. Бирд. Это происходит потому, что исследования, накапливающие большой объем данных, носят однобокий характер. Позитивизм уводит в сторону от широких обобщений, смелых суждений, от «больших дел политики», оставляя за рамками исследования анализ движущих сил и весь спектр субъективной сферы.

Рассмотрим историю возникновения  позитивизма.

В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что  социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться  самостоятельно. Новую методологию  предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858–1918) и Макс Вебер (1864–1920).

Зиммель является родоначальником  т.н. "формальной социологии", он считал, что все социальные явления уже  изучаются другими науками и  потому социология должна утвердиться  не выбором предмета, а как метод. "Социология должна исследовать  не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно  всем социальным явлениям".

По Зиммелю, общество —  это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые  и составляют содержание общественной жизни или "материю обобществления".

Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку  заставляют индивида вступать во взаимодействие.

Обобществление — это  реализующиеся в бесконечном  количестве способов формы, в которых  индивиды на основе разнообразных мотивов  и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы  Зиммель назвал "формами социации".

Изучая формы социации, Зиммель выделил несколько основных видов: социальные процессы — постоянные, независящие от конкретных обстоятельств их реализации; социальные типы — стандартные взаимоотношения индивидов, представляющих различные группы и слои общества; модели развития — система взаимодействия во всех сферах общественной жизни, включающая наиболее значимые социальные институты.

Информация о работе Позитивистское и антипозитивистское направление в политической мысли