Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:53, реферат
Реакцией на развитие позитивистского направления в политической науке стал антипозитивизм. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.
Цель работы – раскрыть сущность позитивистского и антипозитивистского напраления в политической науке.
Георг Зиммель в своей
теории определил, что должна изучать
социология и отметил, что существующая
методология позитивизма
Макс Вебер — известный философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник "понимающей социологии". Вебер заявлял, что социология — это наука, стремящаяся истолковать и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению предмета социологии.
Действием называется человеческое
поведение, в том случае и постольку,
если и поскольку действующий
индивид или действующие
Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать почему и для чего людей вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику "отнесения к ценностям". Вебер утверждал, что все социальные действия всегда направлены на достижение определенной цели и таким образом ориентируются на какие-то ценности. Ценности — это разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться.
В каждом обществе существует
своя система и выстраивается
своя иерархия ценностей. Точно также
внутри общества ценности дифференцируются
согласно социальной структуре общества.
Ценности имеют значения для всех
"изучаемых субъектов действия"
Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида: цели-рациональные — определяются, через ожидание какого-либо поведения от других людей или предметов внешнего мира и при использовании этого ожидания как условия или как средства для достижение рационально-направленных или регулируемых целей; ценностно-рациональные — определяются через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую ценность определенного поведения; аффективные — определяются через эмоции и чувства; традиционные — определяются через привычку или установку.
Понять поведение человека и смысл социального взаимодействия возможно только проведя процедуру отнесения к действиям и отнесения к виду социального действия. Общество, по Веберу, образует система действий.
Вебер, резко выступая против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, отрицал все теории, которые в качестве исходной реальности брали социальные всеобщности — общество, государство, экономику и т.п. Реальным, по Веберу, являются только рационально действующие индивиды. Вопрос о первичности общества или индивида, Вебер решал в пользу индивида.
Для изучения общества и социальных процессов, Макс Вебер предложил свою методику идеальных типов. Идеальные типы — это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки, изучаемого объекта. Идеальные типы формировались в качестве определений социальных теорий.
Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что главной движущей силой общественного прогресса является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение определяет систему и иерархию ценностей общества, а это формирует систему цели- и ценностно-рациональных действий. Проанализировав в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестанизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируют на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.
Заключение
Позитивизм - научная методология,
которая возникла в середине XIX века.
В теории выделяют юридический и
социологический позитивизм. Социологический
позитивизм - научный метод изучения
права, который отвергает естественно-
Антипозивитизм в социологии - возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Позитивистское и антипозитивистское направление в политической мысли