Позитивистское и антипозитивистское направление в политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:53, реферат

Описание работы

Реакцией на развитие позитивистского направления в политической науке стал антипозитивизм. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.
Цель работы – раскрыть сущность позитивистского и антипозитивистского напраления в политической науке.

Файлы: 1 файл

позитивистское и антипозитивистское.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Георг Зиммель в своей  теории определил, что должна изучать  социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию  не сумел, ограничившись критикой. Эту  проблему решил другой немецкий ученый — Макс Вебер.

Макс Вебер — известный  философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник "понимающей социологии". Вебер заявлял, что социология —  это наука, стремящаяся истолковать  и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот  в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению  предмета социологии.

Действием называется человеческое поведение, в том случае и постольку, если и поскольку действующий  индивид или действующие индивиды, связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое  действие, которое предполагаемым действующим  лицом соотносится с действиями других людей и ориентируется  на них.

Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать почему и для чего людей вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику "отнесения к ценностям". Вебер утверждал, что все социальные действия всегда направлены на достижение определенной цели и таким образом ориентируются на какие-то ценности. Ценности — это разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться.

В каждом обществе существует своя система и выстраивается  своя иерархия ценностей. Точно также  внутри общества ценности дифференцируются согласно социальной структуре общества. Ценности имеют значения для всех "изучаемых субъектов действия", т.е. являются надсубъектными, потому отношение  к ценностям всегда объективно. Макс Вебер указывал на необходимость  различать отнесение к ценностям  и оценку действия. Отнесение к  ценностям всегда объективно, а оценка всегда субъективна.

Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида: цели-рациональные — определяются, через ожидание какого-либо поведения от других людей или предметов внешнего мира и при использовании этого ожидания как условия или как средства для достижение рационально-направленных или регулируемых целей; ценностно-рациональные — определяются через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую ценность определенного поведения; аффективные — определяются через эмоции и чувства; традиционные — определяются через привычку или установку.

Понять поведение человека и смысл социального взаимодействия возможно только проведя процедуру отнесения к действиям и отнесения к виду социального действия. Общество, по Веберу, образует система действий.

Вебер, резко выступая против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, отрицал все  теории, которые в качестве исходной реальности брали социальные всеобщности  — общество, государство, экономику  и т.п. Реальным, по Веберу, являются только рационально действующие  индивиды. Вопрос о первичности общества или индивида, Вебер решал в  пользу индивида.

Для изучения общества и  социальных процессов, Макс Вебер предложил  свою методику идеальных типов. Идеальные  типы — это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки, изучаемого объекта. Идеальные типы формировались в качестве определений  социальных теорий.

Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что  главной движущей силой общественного  прогресса является религиозное  мировоззрение. Религиозное мировоззрение  определяет систему и иерархию ценностей  общества, а это формирует систему  цели- и ценностно-рациональных действий. Проанализировав в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестанизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируют на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.

 

 

 

Заключение

 

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и  социологический позитивизм. Социологический  позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права  и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние  общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который  влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические  методы (анализ, сравнение, классификация, построение понятий, логический метод). Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь  с основателем позитивизма французским  мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и  английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более  широких философско-социологических  концепций. О. Конт, например, включал  в социологию и философию также  политическую науку, и правоведение, и все обществоведение. Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.

Антипозивитизм в социологии - возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию  позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе  социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов  и теоретических моделей тех  или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости  вырабатывать собственные методы и  теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины / Полис. -1997. № 6.
  2. Введение в политологию: Учебник / Пугачев В.П., Соловьев А.И. , 2004, 4-е изд. - 479с.
  3. Лозовой В. Н., Семеренко Л. М. Чикагская школа: у истоков создания «новой» науки о политике. Ростов н/Д., 2000.
  4. Политология. Западная и Восточная традиции : Учебник /Панарин А.С. , 2000 - 320с.
  5. Политология: Учебное пособие / Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. - СПб.: Питер, 2005.- 560 с.
  6. Соловьев А. И. Политология: Политическая теори, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М. , 2000. Гл. 1.
  7. http://otherreferats.allbest.ru/political/00165612_0.html
  8. http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-kurs-lekcij-ovcharova-litvinchuk/pozitivistskoe-napravlenie-v-politologii

 


Информация о работе Позитивистское и антипозитивистское направление в политической мысли