ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Тема 1 . Формы государств
1. Форма правления
2.Политический режим.
3.Форма территориально-государственного
устройства.
1.Форма правления
В мире существует около двухсот
государств. Они могут быть классифицированы
в зависимости от уровня экономического,
политического развития, от идеологической,
религиозной направленности, от того,
какими средствами осуществляют международную
политику, и т. д. Но и в пределах одной
группы, имея единую сущность, одни и те
же задачи, государства разнятся по своей
форме. На форму государства большое влияние
оказывают не только экономические факторы,
но и природные, климатические условия,
религиозные воззрения, национальные
особенности, культурный уровень народа,
исторические традиции и др. Форма государства
включает три взаимосвязанных элемента:
форму правления, форму государственного
устройства и политический режим.
Форма правления характеризует
организацию государственной власти,
систему высших государственных органов,
а также порядок их образования, взаимоотношения
между собой и с гражданами.
Монархия (в пер. с греч. — власть одного)
как форма правления иначе может быть
названа как персональное единовластие.
Ее отличают следующие признаки:
существование единоличного
главы государства;
обладание монархом всей полнотой
власти, которая является верховной, нераздельной
и суверенной (независимой);
наследственный порядок передачи
власти;
бессрочное правление монарха;
юридическая безответственность
монарха.
Различают неограниченную (абсолютную)
и ограниченную монархию.Для абсолютной
монархии характерно отсутствие представительных
учреждений народа, сосредоточение всей
государственной власти в руках монарха.
Он издает законы, назначает чиновников,
контролирует сбор налогов и расходует
их по своему усмотрению. Карательная
функция также находится в его руках
2.Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов,
приёмов и форм осуществления политических
отношений в обществе, то есть способ функционирования
его политической
системы. Политический режим
характеризуется методами осуществления
политической власти, мерой участия граждан
в управлении, отношением государственных
институтов к правовым основам собственной
деятельности, степенью политической свободы в обществе,
открытостью или закрытостью политических
элит с точки зрения социальной
мобильности, фактическим состоянием правового статуса
личности.
Политический режим — это совокупность
средств и методов, с помощью которых господствующие
элиты осуществляют экономическую, политическую
и идеологическую власть в стране; это
сочетание партийной системы, способов
голосования и принципов принятия решений,
образующих конкретный политический порядок
данной страны на определённый период.
Термин «политический режим» появился
в западной литературе еще в XIX веке, а
в широкий научный оборот вошел во второй
половине XX века. Исследователи насчитывают
в современном мире существование 140—160
различных политических режимов, многие
из которых отличаются друг от друга крайне
незначительно. Это определяет большое
разнообразие подходов к классификации
политических режимов.
В европейской политической науке наиболее
широко распространено определение политического
режима, данное Ж.-Л. Кермонном,
которое часто используется и в работах
российских авторов:
Под политическим режимом, согласно Ж.-Л.
Кермонну, понимается совокупность элементов
идеологического, институционального
и социологического порядка, которые способствуют
формированию политического управления
данной страны на известный период.
В узком смысле слова под политическим
режимом иногда понимают государственный
режим, представляющий собой совокупность
приемов и методов осуществления государственной
власти. Такое отождествление может быть
оправдано лишь в том случае, если политический
режим практически полностью определяется
государством, и не оправдано, если он
в значительной степени зависит от деятельности
институтов гражданского общества.
3.Фо́рма госуда́рственного
устро́йства — способ территориальной организации государства или
государств, образующих союз.
Определяет внутреннее строение государства,
деление его на составные части (территории)
и принципы их взаимоотношения между собой.
Для характеристики территориальной организации федеративного
государства чаще применяется термин «политико-территориальное
устройство», поскольку он подразумевает
наличие некоторой самостоятельности у
территориальных частей государства.
В то же время в отношении унитарного
государства чаще используется термин «административно-территориальное
устройство», характеризующий территориальную
структуру органов государственной власти
единого государства. Оба названных термина
являются синонимами термина «форма государственного устройства»
и применяются по отношению к нему с одинаковым
значением[1].
Виды унитарных государств
Простое унитарное
государство — в составе нет автономных
образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
Сложное унитарное
государство — имеет в составе одно или несколько автономных
образований, которые различаются на:
Территориальная
автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
Экстерриториальная
автономия — право самостоятельно решать
часть вопросов государственной важности
предоставлено этническим
меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское
и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).Также в зависимости
от степени подчинения административно-территориальных
единиц унитарного государства центральным
органам власти выделяют:
Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов
местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
Децентрализованное унитарное государство — органы
местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
ТЕМА II. Политический
процесс. Политические конфликты.
1. Сущность и структура
политического процесса.
2. Место и роль конфликтов
в политическом процессе.
1. Сущность и структура
политический процесс
1. Понятие "процесс" используется
во всех общественных науках: в экономической
теории, истории, философии, психологии,
праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно
протекают во всех сферах общественной
жизни, и политическая сфера не исключение.
Политические процессы свидетельствуют
о том, что политическая система существует,
функционирует и развивается. Другими
словами, они служат формой функционирования
политической сферы (системы) общества.
В широком смысле политические процессы
есть формы политической активности общества.
Многообразие этой активности и тот факт,
что каждый её случай имеет свою причину
и цель, разную степень предсказуемости
результата и другие различия, затрудняют
научные исследования политических процессов,
порождают многообразие точек зрения
по одним и тем же вопросам. Эта тема является
одной из самых дискуссионных в политологии.
И, тем не менее, степень научной разработанности
политических процессов позволяет достаточно
четко их классифицировать.
Политический процесс - одна из центральных
категорий политологии. Правда, некоторые
ученые отождествляют её с понятием политики
в целом (Р.Доуз). Другие же видят специфику
политических процессов либо в результатах
функционирования политической системы
(Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп
за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф),
либо в поведении субъектов при реализации
своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении
понятия "политический процесс" распространены
три основные точки зрения. Одни исследователи
понимают под политическим процессом
все, что происходит в политике, другие
вообще отождествляют эту категорию с
категорией "политика", а третий подход
трактует понятие "политический процесс"
как смену состояний политической системы
общества. Но считается общепризнанным,
что он отображает реальное взаимодействие
субъектов политики, сложившейся не в
соответствии с намерениями лидеров или
программами партий, а в результате действия
разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает, как
индивиды, группы, институты со своими
субъективными целями взаимодействуют
друг с другом и с государством, реализуя
специфические роли и функции. А так как
ситуации и мотивы человеческого поведения
постоянно изменяются, политический процесс
исключает какую-либо предопределенность
в развитии событий.
В политическом процессе взаимодействуют
различные субъекты политики и факторы,
в результате чего происходят изменения
в сфере политики.
2. Место и роль конфликтов
в политическом процессе.– разновидность (и результат)
конкурентного взаимодействия двух и
более сторон (групп, государств, индивидов),
оспаривающих друг у друга распределение
властных полномочий или ресурсов.
Конфликт является одним из
возможных вариантов взаимодействия политических
субъектов. Однако из-за неоднородности
общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность
людей своим положением, различия во взглядах
и иные формы несовпадения позиций, чаше
всего именно конфликт лежит в основе
поведения групп и индивидов, трансформации
властных структур, развития политических
процессов. Важно также и то, что конфликты,
означая соперничество тех или иных субъектов
(институтов) с одними силами, как правило,
выражают их сотрудничество с другими,
стимулируя формирование политических
коалиций, союзов, соглашений. Тем самым
политические конфликты предполагают
четкое формулирование позиций участвующих
в политической игре сил, что благоприятно
воздействует на рационализацию и структуризацию
всего политического процесса.
Конфликты, сигнализируя обществу
и властям о существующих разногласиях,
противоречиях, несовпадении позиций
граждан, стимулируют действия, способные
поставить ситуацию под контроль, преодолеть
возникшие возбуждения в политическом
процессе. Поэтому дестабилизация власти
и дезинтеграция общества возникают не
потому, что возникают конфликты, а из-за
неумения урегулировать политические
противоречия, а то и просто элементарного
игнорирования этих коллизий. Как справедливо
считает немецкий ученый Р. Дарендорф,
человеческая свобода и свобода политического
выбора в частности «существует лишь в
мире регулируемого конфликта»1. Поэтому
только непрерывное выявление и урегулирование
конфликтов может считаться условием
стабильного и поступательного развития
общества. (Конфликтологи подметили: если
энергия людей распылена на решение множества
властно значимых задач, а не концентрируется
на каком-либо одном конфликте, такие социальные
и политические системы, как правило, сохраняют
больше возможностей поддерживать стабильность
своего развития. Л. Козер полагал: неоднородные
внутренние конфликты, налагаясь друг
на друга, способны предотвратить глобальный
раскол общества, чреватый для последнего
полной утратой жизнестойкости.)
Таким образом, можно утверждать,
что только отдельные разновидности
политических конфликтов носят
действительно разрушительный для общества
характер.
В основном же (и прежде всего
в странах с гибкой, развитой системой
социального представительства)
выявление и урегулирование конфликтов
дает возможность эффективно поддерживать
целостность политической системы, сохранять
приоритет центростремительных тенденций
над центробежными.
ТЕМА III. Политические
партии.
1. Понятие и сущность
политической партии.
2. Классификация политических
партий.
1.Понятие и сущность политической
партии
Слово «партия» происходит от латинского
слова «pars», означающего «часть». Политическая
партия – это активная и организованная
часть общества, объединенная общими интересами,
целями или идеалами и стремящаяся овладеть
государственной властью или решающим
образом влиять на ее осуществление.
Партии существовали и в Древней Греции,
и в Древнем Риме, и в Средние века, но,
как правило, лишь там, где режим управления
государством имел сколько-нибудь выраженные
демократические признаки. Лишь при этих
условиях партии могли выражать какие-то
социальные интересы. По определению в
силу своего частичного в масштабе общества
характера партии существуют и действуют
как таковые лишь при наличии соперников
– других партий, что заставляет их анализировать
различные социальные интересы, формулировать
и отстаивать эти интересы, приобретая
таким образом в различных слоях общества
сторонников.
В условиях же деспотических, абсолютистских,
тоталитарных режимов существование нормальных
партий невозможно; здесь формируются
лишь неформально действующие группы
влиятельных сановников, основанные на
общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.
Политические партии в современном понимании
этого термина впервые возникли в Европе
в непосредственной связи с буржуазными
революциями, в ходе которых создавалось
народное представительство – система
власти народа, осуществляемой через выборных
представителей. Первоначально в партии
объединялись, с одной стороны, сторонники
монарха и феодалов, а с другой – защитники
равноправия и политической свободы. Политические
партии играют важнейшую роль в общественно-политической
и государственной жизни, будучи одним
из центральных компонентов политической
системы. С борьбой между ними связано
решение вопроса о политической власти
– ее принадлежности, использовании, способах
и формах осуществления. Сущность политических
партий более всего проявляется в их целях
и функциях. Демократическая партия стремится
обеспечить эффективное функционирование
всей политической системы страны, согласование
и реализацию интересов различных слоев
общества, стабильность существующего
строя при сохранении его динамики и способности
к саморегулированию и саморазвитию.
2.Политические партии классифицируются:
1) по политическим характеристикам:а) консервативные
партии – за сохранение прежних порядков,
против реформ (консервативная партия
в Великобритании, народная партия в Испании);
б) клерикальные (религиозные) партии (Христи-анско-демократический
союз в Германии, Мусульманская лига в
Пакистане и др.) – требуют, чтобы общественная
жизнь и управление государством сообразовывались
с догматами религии;
в) либеральные партии (либеральная партия
в Великобритании, Партия центра в Швеции) –
за свободу экономической деятельности,
невмешательство государства в общественную
жизнь;
г) реформистские партии – за социальную
справедливость при сохранении частной
собственности (социал-демократические
партии в Европе, Индийский национальный
конгресс, институционно-революционная
партия в Мексике, некоторые партии Баас
(социалистического возрождения) в арабских
странах);
2) по организационной структуре: а) кадровые
партии – прием в них связан с определенными
условиями, имеют фиксированное членство,
жесткую дисциплину, обязательные членские
взносы; руководство ими в значительной
степени централизовано (в марксистско-ленинских
партиях существует принцип демократического
централизма);
б) массовые партии – нет фиксированного
членства или оно недостаточно строго
учитывается. Партийные взносы не имеют
фиксированного характера и уплачиваются
по желанию или имеют вид пожертвований
в партийную кассу. На местах нет партийных
организаций, собрания не проводятся,
местное руководство не избирается, а
составляется из известных бизнесменов
и политиков, на низовом уровне партийным
лидером является босс;
в) партии-движения – обычно единственная
разрешенная партия, ее членами считалось
большинство жителей страны (в Гвинее
– с семилетнего возраста, в Заире по конституции
все граждане с момента рождения рассматривались
как члены партии);